МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Общественное мнение
мнение о чем-либо или о Ком-либо, сложившееся на данный момент времени у большинства людей в обществе.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

МНЕНИЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ
Общая точка зрения, выражаемая группой или обществом, то есть публично. Этот термин используется таким образом, что он отражает модальную позицию; не подразумевается, что это мнение универсально.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

общественное мнение

совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности (или их значительной части) к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
одно из массовидных явлений психики, представляющее собой мнение общества в целом или значительной его части, сложившееся на данный момент времени по поводу каких- либо значимых социальных событий или объектов. См. массовидные явления психики.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Мнение общественное
общая точка зрения, позиция по отношению к чему- или к кому-либо, выражаемая группой или обществом. Термин используется таким образом, что он отражает модальную (то есть наиболее распространенную) позицию, но при этом не имеется в виду, что это мнение является универсальным или претендующим на объективность.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Общественное мнение
возникающее в процессе общения людей коллективное суждение о различных явлениях, проблемах, ситуациях. О. м. проявляется в виде оценки, одобрения, осуждения, требования и т. д., будучи основным механизмом воздействия на личность, группу, коллектив. Оно способствует сохранению обычаев и традиций. О. м. возникает как стихийно, под влиянием тех или иных жизненных ситуаций и обстоятельств, так и под воздействием средств массовой информации.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение групп социальных к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. Возникает как продукт осознания назревших, требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении или даже столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу, - в одобрении, поддержке или же отрицании, осуждении тех или иных действий, поступков или линий поведения.
Субъектом мнения общественного выступают большие группы социальные. Мнение общественное формируется под влиянием всех средств массового воздействия (радио, пресса, телевидение), хотя может возникать стихийно, под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. О. м. возникает как продукт осознания требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении, а иногда и столкновении различных позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении или, наоборот, осуждении тех или иных поступков людей. Субъектом О. м. являются большие социальные группы – классы, нации и народы. Высшая форма О. м. – это мнение общенародное, т. е. в основном совпадающие суждения всего народа по вопросам, представляющим всеобщий интерес. О. м. формируется под влиянием средств массового воздействия (радио, пресса, телевидение), хотя может возникать и стихийно, под влиянием конкретных жизненных ситуаций. Манипуляция О. м., широко распространенная последние 15 лет в России, способствует повышению потенциальной конфликтности отношений в обществе. Особенно велики масштабы манипуляции О. м. в период подготовки и проведения выборов всех уровней. Противоречия между О. м., сложившимся у разных социальных групп, а также между О. м. и объективной оценкой события создают основу для различных конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
компонент общественной психологии. Воздействует на личность, группу, коллектив, влияет на формирование их установок, обычаев, традиций, интересов, привычек. Оно активирует, воспитывает и перевоспитывает. О. м. включает интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты, различные суждения и выражает отношение людей к определенным, затрагивающим их интересы вопросам, явлениям. Оно может проявляться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т. д. О. м. возникает в процессе обсуждения общественных событий, условий жизни, труда и т. д. О. м. – это не только проявление психологии, но и идеологии людей. Чем больше в О. м. выражаются научные знания и положения, тем выше оно по своему уровню, и наоборот. О. м. в зависимости от своего содержания и формы может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на личность, группу. Создание положительного О. м. в студенческом коллективе особенно важно, поскольку у молодежи студенческого возраста наряду с ярко выраженной потребностью в дружбе, товариществе, в обмене опытом, знаниями существует стремление быть популярным, завоевать одобрение, уважение, авторитет. И это стремление нередко реализуется в этически неоправданных способах.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
ГРАМАДСКАЯ ДУМКА / PUBLIC OPINION– это коллективное мнение (явное или скрытое) различных представителей общества по определенному вопросу или проблеме. Оно состоит из желаний и идей большинства индивидов, составляющих некое сообщество. Термин был впервые введен французским философом М. Монтенем в 1588 г. во втором издании его «Опытов». Затем его использовал Ж. Ж. Руссо. В несколько иной трактовке («закон мнения») его рассматривал и Дж. Локк. Немецкий социолог Ф. Теннис в начале ХХ в. утверждал, что О. м. в современном обществе постепенно берет на себя функции, которые ранее выполняла религия при формировании норм и устоев. Ю. Хабермас считал, что ключевым фактором формирования О. м. является наличие публичной сферы, которая характеризуется универсальным доступом, рациональными дебатами и игнорированием социального статуса. Одновременно он, как и ряд других исследователей, полагал, что эти особенности более не существуют в западных либеральных обществах, а О. м. стало предметом манипулирования элит. Г. Блумер считал О. м. формой коллективного поведения. т. е. люди участвуют в общественной жизни в разной степени, а изучение О. м. путем опроса не может измерить подлинное настроение общественности. О. м. играет важную роль в политической сфере. Особое внимание исследователи уделяют взаимоотношению между правительством и обществом, настроению избирателей. На современном этапе большую роль играют количественные методы изучения О. м., которые можно разделить на четыре категории: 1) количественное измерение состояния О. м.; 2) определение внутренних связей между различными составными частями О. м. по отдельной проблеме; 3) анализ влияния О. м. на общественно-политическую сферу; 4) изучение информационно-коммуникационного инструментария, который влияет на формирование О. м. (пропаганда и пр.). О. м. может быть точно исследовано путем выборочного опроса. Как частные структуры, так и государственные органы используют опросы для получения представления о настроениях общества в целом или отдельных категорий граждан. В. Ф. Гигин

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.