Мнемонические системы это что такое Мнемонические системы: определение — Психология.НЭС
МНЕМОНИСТ Мнемонические стратегии

Мнемонические системы

Найдено 1 определение:

Мнемонические системы

mnemonic systems) Пытаясь что-либо выучить, типичный индивид идет обычно по пути осмысления материала. Используя доступные ассоц. или ранее приобретенное знание, чтобы облегчить усвоение нового материала (положительный перенос), индивид обнаруживает, что эту стратегию можно определить как вспомогательное средство для запоминания, или как мнемонический прием. Напр., при запоминании списка парных ассоц., бессмысленную пару слогов "роз-озр" можно преобразовать в "роза-озеро", а эта пара может напоминать о реальным месте, хорошо знакомом запоминающему. Др. примером может быть облегчение заучивания и припоминания пары слов "лиса-сани", к-рая может вызвать в воображении образ лисы, съезжающей по снежному склону на санях. Есть несколько специальных мнемонических приемов. Один из них - это метод слов-вешалок (pegword), применяемый для запоминания списков предметов или событий. Чел. сначала запоминает рифмы для 20 чисел, например: один - пингвин, два - дрова, три - монастыри, четыре - дырка в сыре, пять - кровать и т. д. Затем слово из списка, напр., "шляпа", связывают со словом пингвин (представляя себе, напр., образ пингвина в шляпе). Для следующего слова, можно представить два банана, к-рые кладут в костер вместо дров, и так далее по всему списку. Образы могут быть настолько причудливыми, насколько можно вообразить, однако не очевидно, что причудливые образы всегда являются наилучшими мнемоническими средствами. Метод слов-вешалок позволяет запомнить любое слово в соответствии с его позицией в списке, пятой или десятой, также как и список слов в исходном порядке. В общем, выдумывание умственных образов для того, чтобы помочь себе при заучивании произвольных вербальных ассоц., значительно облегчает работу памяти. Метод мест, использовавшийся древними греками, похож на метод слов-вешалок и особенно полезен для припоминания длинной последовательности слов или цифр. Он основан на использовании хорошо знакомого нам маршрута или пути, по к-рому мы часто ходили. Напр., школьник старших классов при помощи этого метода запомнил и воспроизвел список из 40 цифр, используя дорогу до школы, по к-рой он ежедневно ходил пешком, в качестве выученной последовательности мест. Открывание двери перед выходом в школу было первой подсказкой, к-рую он связывал с первым пунктом для запоминания, пожарный кран перед домом был второй подсказкой, ассоциируемой со вторым пунктом, следующей был холм, на к-рый он поднимался по пути на главную улицу, затем приходила очередь магазина радиотоваров на углу и т. д. (почти 60 лет спустя образы все еще остаются достаточно яркими для этого чел.). Чтобы вспомнить список, просто пробегают в воображении по маршруту, и каждое место-подсказка вызывает в памяти правильную цифру. Нужно запомнить только простые, изолированные ассоц. Нет никакой перегружающей информ. или ограничения объема, и задача является относительно простой. Изучение иностранных слов может быть облегчено с помощью метода ключевых слов. Ключевое слово - это слово родного [Использованы аналогичные примеры из русской лексики. - Примеч. науч. ред.] языка, звучащее подобно части иноязычного слова. Например, английское слово а caterpillar означает "гусеница". Первый слог находится под ударением и созвучен со словом "катер". Используя катер в качестве ключевого слова, запоминающий создает какой-нибудь образ, связывающий два русских слова, например, катер, который едет на гусеницах по дороге. Встреча с английским словом или его русским эквивалентом вызывает соответствующую реакцию. Некоторые мнемонические приемы полезны для запоминания того, в чем заключается различие между двумя похожими (или тесно связанными) терминами, такими как абсцисса и ордината или сталактиты и сталагмиты. Чтобы не путать два геологических термина, запомните следующее: в слове сталактиты (которым обозначаются натечные известковые образования, свисающие с потолка пещер) есть буква к, та же, что и последняя буква в слове "потолок", а в слове сталагмиты (которым обозначаются аналогичные образования, поднимающиеся вверх в виде больших сосулек со дна пещер, т. е. с земли), есть буква м, делящая слово "земля" пополам. Возможно, кому-то понравится следующий мнемонический прием для запоминания того, что абсцисса является горизонтальной, а ордината - вертикальной осью координат. При громком и четком произнесении слова "ордината" губы вытягиваются в вертикальном направлении, тогда как при произнесении слова "абсцисса" губы остаются практически горизонтальными. Сигнальщики в военно-морских силах США изучали фонетический алфавит (например, "альфа" для А и "браво" для Б) и азбуку Морзе одновременно, используя мнемонику подходящих визуальных стимулов, к-рые вызывают в памяти как фонетическую букву, так и соответствующий символ азбуки Морзе. Напр., просто здание с четырьмя точками (окнами) представляет собой как фонетический символ (отель - a hotel), так и символ азбуки Морзе (четыре точки в одном ряду) для буквы h. После этого буквы легко вызывают зрительный образ, подсказывающий правильный фонетический ответ и ответ азбуки Морзе. Все используемые образы крайне просты. Познакомившись с новым чел., многие люди затем не могут вспомнить его имя. Обычно это происходит потому, что имя не заучивают при первом знакомстве. Чтобы запомнить имя, его нужно повторять и связывать с уже известными именами, или с чем-либо, что это имя подсказывает из опыта. Имя может быть связано с чел. путем наблюдения того, что может быть необычного в его манерах и внешности, или на кого он похож. Имеющие ясную цель методики, наподобие этих, не занимают много времени, но отличаются большой эффективностью. См. также Ассоцианизм, Мнемоника, Перенос в обучении М. Р. Денни
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Мнемонические системы — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать PDF

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявление роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридора социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Состояние гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и уровень невротизации и психопатизации учащихся

Губарева Л.И., Прасолова О.В.
Образовательные инновации, охватившие большинство школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения. Особую значимость вопросам сохранения психического здоровья школьников придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Кроме того, для развития ЦНС у человека особенно важны тиреоидные гормоны (Kettyle, Arky, 2001). В условиях естественного эксперимента было обследовано 146 учащихся 16-17 лет общеобразовательных школ и лицеев, расположенных в химически загрязненном и экологически благополучном районах. О состоянии гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы старшеклассников судили по содержанию тироксина (Т4) в слюне, определяемом иммуноферментным методом. Уровень невротизации и психопатизации школьников определяли при помощи дифференциально-диагностической шкалы (Е.Ф. Бажин с соавт., 1979). Согласно полученным данным, химическое загрязнение окружающей среды приводит к нарушению возрастной динамики Т4 в слюне у юношей. У девушек возрастная динамика Т4 сохраняется, но абсолютные величины содержания Т4 в 16 лет достоверно превышали таковой показатель у школьниц контрольной группы. Введение инновационных форм обучения в условиях экологического благополучия в 16 лет не вызывало достоверно значимых изменений уровня Т4 в слюне у школьников обоего пола, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. К 17 годам в профильных классах экоблагополучного района у юношей отмечали повышение уровня Т4 в слюне (Р
Скачать PDF

Влияние синдрома эмоционального выгорания профессионала в системе «Человек - Человек»

Клевцова Н.А.
Скачать PDF

Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надёжности личности

Стрижов Евгений Юрьевич
В статье изучена роль моральных и универсальных ценностей при развитии нравственной надёжности сотрудников. Дано понимание автором нравственной надёжности. Показано, что нравственные и универсальные ценности личности направляют и корректируют процесс целеполагания, задают вектор нравственного развития личности. Они являются условием и средством конструирования личностью собственной нравственной Я-концепции. Доказано, что между универсальными и нравственными ценностями русской культуры существуют противоречия как в субъективном понимании смыслов этических категорий, так и в способах объяснения и вербализации этих смыслов.
Скачать PDF

Эмоциональные факторы в системе личностных детерминант девиантного поведения подростков и юношей

Краснощёков Александр Сергеевич, Печерский Алексей Владимирович
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению эмоциональных детерминант социального поведения девиантных подростков и юношей, приводятся результаты исследования содержательных и уровневых показателей эмоционального компонента межличностного взаимодействия этой категории молодых людей.
Скачать PDF

Психический ресурс субъекта деятельности: системный подход

Власова О.Г.
Скачать PDF

Методическое обеспечение систем психофизиологического сопровождения напряженных видов деятельности и

Лучинин А. В., Черчаго А. Я.
Скачать PDF

Сценарное прогнозирование мотивационной составляющей социально-трудовых отношений в системе государс

Катасонов С.В., Титова Н.Н., Жукова Валентина Федоровна
Определена значимость сценарного прогнозирования. Проанализированы категории для определения различных типов социально-трудовых отношений. В качестве основной задачи работы представлено построение сценарных прогнозов существующих противоречий, которые являются основным фактором возникновения конфликтов. Сделан вывод о том, что используемые ранее методы сценарного прогнозирования в исследовании социально-трудовых отношений, рассматривали прогноз с предметных позиций права, экономики. Предлагаемая методика позволяет рассмотреть взаимосвязь экономики и права на формальную и неформальную мотивационную составляющую определяющую отношение людей к принятым решениям, сформировать прогноз поведения участников трудовых отношений на макроэкономическом уровне в различных ситуациях, а так же рассчитать экономические и социальные последствия принятия нормативно-правовых актов.
Скачать PDF

Влияние сравнительно-анатомических, биогеографических и систематических исследований на российскую т

Хе В.Х.
Скачать PDF