МНЕМИЧЕСКИЙ СЛЕД это что такое МНЕМИЧЕСКИЙ СЛЕД: определение — Психология.НЭС
Мнемические средства МНЕМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

МНЕМИЧЕСКИЙ СЛЕД

Найдено 1 определение:

МНЕМИЧЕСКИЙ СЛЕД

отпечаток, отображение события, переживания или их отдельных составляющих в памяти человека.

   Представление о мимическом следе было введено З. Фрейдом на раннем этапе становления психоанализа в связи с рассмотрением процессов запоминания и удержания в памяти человека того, что им воспринимается в процессе жизни. В письме берлинскому врачу В. Флиссу (1858–1929) от 6 декабря 1896 г. он провел различие между сознанием и памятью, считая, что они исключают друг друга и что регистрация восприятий происходит в системе бессознательного и предсознательного. При рассмотрении специфики этих систем, а также нормальной и патологической защиты против сохранения в памяти событий, вызвавших неприятные переживания, З. Фрейд использовал понятие «мнемическая регистрация».

   В «Толковании сновидений» (1900) основатель психоанализа более подробно остановился на рассмотрении функционирования психического аппарата и восприятиях, оставляющих в нем след, называемый воспоминанием. Он выдвинул предположение, согласно которому первая система (система сознания) психического аппарата «получает восприятия, но не сохраняет их и не обладает, следовательно, памятью», а расположенная за ней вторая система (система бессознательного) превращает мгновенные раздражения первой «в прочные следы воспоминания». Эти прочные следы воспоминания как раз и получили у З. Фрейда название «мнемического следа».

   В процессе дальнейшего развития психоанализа З. Фрейд неоднократно обращался к рассмотрению специфики отношений между восприятием и сохранением его мнемического следа, между психическими системами и оставлением в одной из них длительных следов воспринятых возбуждений. Так, в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он сделал пояснение, согласно которому феномен сознания возникает в системе восприятия на месте длительных следов. В небольшой статье «Заметки о «вечном блокноте» (1925) основатель психоанализа писал о том, что психический аппарат способен в неограниченных размерах к все новым и новым восприятиям и создает вместе с тем «длительные, хотя и не совсем неизменяющиеся, следы воспоминаний». При этом он подчеркнул, что воспринимающая раздражения система «восприятие – сознание» не образует длительных следов и что базис для воспоминания заложен в других, примыкающих к ней системам.

   В работе «Очерк о психоанализе» (1940), написанной З. Фрейдом в 1938 г., но опубликованной после его смерти, основатель психоанализа размышлял о бессознательных «мнемических следах» отпечатков ранних травм в бессознательном и их действии в Оно. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в данной работе он выдвинул новое понимание природы мнемического следа. Это новое понимание состояло в соотнесении мнемических следов не только с отпечатками ранних травм, пережитых лично индивидом, но и с архаическим наследством, то есть элементами филогенетического происхождения, присутствующими в психике человека изначально, с рождения. З. Фрейд сделал утверждение, что «архаическое наследство человека включает в себя не только склонности, но и конкретное содержание – мнемические следы опыта предшествующих поколений». Речь шла о наследовании мнемических отпечатков опыта предков в психике человека, о входящих в архаическое наследство воспоминаниях событий прошлого, которые были достаточно важными и часто повторялись.

   Одним из таких исторических событий, оставивших мнемический след в психике человека, было, по мнению З. Фрейда, отцеубийство в первобытной орде, повторенное впоследствии в убийстве Моисея и Христа. Комплекс Эдипа и кастрационный комплекс становятся более понятными именно филогенетически, то есть в свете исторической связи с опытом предшествующих поколений. Кроме того, с признанием мнемических отпечатков опыта предшествующих поколений становится понятной также связь между индивидуальной и социальной психологией. Как подчеркивал З. Фрейд, «если мы допустим возможность сохранения этих мнемических отпечатков в архаическом наследстве, то наведем мост над пропастью между индивидуальной и групповой психологией: мы сможем относиться к людям в массе точно так же, как к отдельным невротикам».

   При рассмотрении следов воспоминаний З. Фрейд использовал такие термины, как Erinnerungsspur и Erinnerungsrest. При переводе его работ на другие языки данные термины получили такое звучание, которое отразилось на их фонетическом воспроизведении. Английское понятие mnemic-trace по-русски воспроизводится как «мнемический след», французское trace mn?sique – как «след мнесический», а итальянское traccia mnemonica – как «след мнемонический». Отсюда разное написание и звучание на русском языке понятия З. Фрейда, использованного им для характеристики длительного следа воспоминания. Во всяком случае в русскоязычной психоаналитической литературе в различных изданиях используются такие термины, как «мнемический», «мнесический», «мнемонический». Лингвистические тонкости подобного рода следует учесть при подготовке перевода на русский язык полного собрания сочинений З. Фрейда.   

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено рефератов по теме МНЕМИЧЕСКИЙ СЛЕД — 0

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Продуктивность мнемических способностей детей 7-12 лет с задержкой психического развития

Мурафа Светлана Валентиновна
Представлены результаты исследования особенностей развития мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР. С помощью метода развертывания мнемической деятельности выявлено, что структура мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР отличается недоразвитостью, в которой почти отсутствуют операционные механизмы. Память работает за счет функциональных механизмов. При этом часть детей отличается определенной недоразвитостью перцептивных способностей и аттенционных способностей.
Скачать PDF

Структурная организация функциональных систем мнемических способностей

Никишина Нина Алексеевна
В статье представлены результаты изучения микрогенеза мнемических способностей на нейропсихологическом уровне. Выявлены нейропсихологические признаки, определяющие разную эффективность мнемических способностей.
Скачать PDF

Личностный подход к исследованию специфики мнемических способностей студентов разных этнических груп

Изюмова С.А., Лю Жань
В статье представлены результаты исследования этнопсихологических особенностей мнемических способностей, рассматриваемых в рамках личностного подхода в неразрывной связи с основными компонентами индивидуальности природными задатками и характеристиками личности.
Скачать PDF

Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения

Морошкина Н. В., Гершкович В. А.
В статье рассматриваются возможности сознательного контроля поведения при выполнении мнемических задач и задач научения. Дан обзор современных исследований имплицитного научения и запоминания. Подчеркивается, что приобретение и сохранение информации является автоматическим процессом, а процесс повторения при заучивании связан с механизмами сознательного контроля. Предполагается, что в ходе выполнения задачи сознание может спонтанно менять свой фокус, переключаясь с целей на средства ее выполнения и обратно.
Скачать PDF

Мнемические способности на поздних этапах онтогенеза

Молчанов Кирилл Александрович
В наших экспериментах мы сопоставляли способность молодых и пожилых людей запомнить изображения пересекающихся линий. Результаты обсуждаются в контексте возрастных различий мнемических способностей. Эти различия могли быть результатом изменений в процессоре обработки информации мнемических способностей, включая взаимосвязи между функциональными, операционными и регулирующими механизмами.In our experiments we compared young people and elders' ability to memorize images of intersected lines. The results are discussed in terms of age differences of memory abilities. This differences could be result of reconstruction within memory abilities information processing system, including relationships between functional, operational and control mechanisms.
Скачать PDF

Мнемические способности: проблемы психологической диагностики

Шрейдер Наталья Вадимовна
Рассматриваются актуальные проблемы диагностики мнемических способностей в отечественной и зарубежной психологии. Показаны основные ограничения методов и методик, традиционно используемых психологами для диагностики памяти. Описана процедура разработки теста-опросника для диагностики мнемических способностей, определяемых в соответствии с теорией способностей В.Д. Шадрикова. Приведены основные данные психометрической проверки разработанного теста-опросника.
Скачать PDF

Эффективность и продуктивность мнемических способностей детей 7-12 лет с задержкой психического разв

Мурафа С. В.
Представлены результаты исследования особенностей развития мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР. С помощью метода развертывания мнемической деятельности выявлено, что структура мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР отличается недоразвитостью, в которой почти отсутствуют операционные механизмы. Память работает за счет функциональных механизмов. При этом часть детей отличается определенной недоразвитостью перцептивных способностей и аттенционных способностей.Research results of mnemonic abilities of 7-12 years children with developmental delays are presented. Applying a method of formation of mnemonic activity it is revealed, that the structure of mnemonic abilities of 7-12 years children with developmental delays differs by underdevelopment of operational mechanisms. Memory functions are based on use of inborn mechanisms. Thus the part of children differs by certain underdevelopment of perceptive abilities and attentional abilities.
Скачать PDF

Динамика системы интеллектуальных операций мнемических способностей при усложнении мнемической задач

Ушаков Всеволод Олегович
В данной статье рассматриваются мнемические способности, раскрывается динамика использования испытуемым системы интеллектуальных операций, посредством которых он запоминает усложняющийся материал.
Скачать PDF

Влияние Интернет-активности на мнемические способности субъекта

Черемошкина Л.В.
В статье показана специфика влияния длительного и систематического использования Интернет-ресурсов на мнемические способности субъекта. Представлены результаты исследования запоминания простого, усложненного и наиболее сложного невербального бессмысленного материала пользователями Интернет-ресурсов 11 и 16 лет, 18-20 лет, 25-35 лет со стажем Интернет-активности до одного года, до полутора лет, от полутора до трех лет, свыше трех, свыше шести и свыше десяти лет.
Скачать PDF

Исследование динамики функционирования механизмов мнемических способностей при усложнении мнемическо

Ушаков Всеволод Олегович
Данная статья посвящена изучению процесса запоминания и функционирования мнемических способностей. Цель исследования — изучить динамику функционирования механизмов мнемических способностей при усложнении задачи. Предпринята попытка раскрыть качественные и количественные характеристики системы интеллектуальных операций, посредством которых субъект запоминает новый материал. Предложенная исследовательская методика позволила не только выделить в мнемической деятельности этап непосредственного запоминания и этап включения интеллектуальных операций в деятельность, но и показать дальнейшее развитие системы интеллектуальных операций в процессе запоминания. Проанализировано значение качественных и количественных характеристик системы интеллектуальных операций мнемических способностей. Были сделаны выводы о том, что мнемическая деятельность реализуется разными типами механизмов: непосредственное запоминание, запоминание посредством системы интеллектуальных операций, — а также выделена связь этих механизмов.
Скачать PDF

Оперативная память как мнемический процесс, регулирующий творческие акты

Мансурова Севда Ибрагим Кызы
Вопросы механизма творческого акта, свойства оперативной памяти в литературной деятельности представляют значительный интерес с точки зрения когнитивной психологии. Сущность современной классификации когнитивной структуры и этапов творческого процесса прежде всего должна быть рассмотрена через призму роли оперативной памяти в этом процессе.
Скачать PDF

Дефицит мнемического потенциала понятийного мышления как когнитивный барьер в научно-исследовательск

Шабаловская Марина Владимировна, Бохан Татьяна Геннадьевна, Малкова Ирина Юрьевна, Галажинская Оксана Николаевна, Ульянич Анна Леонидовна
Представлены результаты исследования степени мнемического потенциала концептуальной структуры и ее связи со стилем саморегуляции у начинающих ученых. В исследовании участвовали 122 начинающих ученых (аспиранты и магистры, привлеченные к научно-исследовательской деятельности). Методы исследования: методика «Формулировка проблем» М. А. Холодной, опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). В результате выявлен недостаточно сформированный объем и сложность мнемического потенциала понятийных структур молодых ученых, установлена положительная связь показателей сложности сформулированных проблем с процессом планирования собственной деятельности.
Скачать PDF