отгреч. mnema — память...) — установка субъекта на запоминание того или иного материала. Различные М. у. оказывают влияние на характер всего процесса запоминания, обуславливая выбор соответствующих его способов. Формирование М. у. является важнейшим условием эффективности процесса обучения.
МНЕМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
МНЕМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Мнемическая установка
установка человека на запоминание того или иного материала. Важно то, на какой срок дается установка на сохранение и воспроизведение запомненного материала: при установке на воспроизведение через длительный срок (неделю, месяц, на всю жизнь) в памяти сохраняется больше информации, чем при установке на воспроизведение через короткое время (например, через день).
МНЕМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
англ. mnemonic set) - направленность субъекта на запоминание того или иного материала, иногда имеющая неявный, скрытый характер. М. у. в той или иной мере опирается на познавательную установку и при определенных условиях активизирует процесс понимания. Установлено положительное влияние на результаты произвольного запоминания дифференциации М. у: запомнить главное в материале, запомнить полно, точно, надолго и т. п. По данным А. А. Смирнова (1966), направленность на то или иное качество запоминания определяется индивидуально-психологическими свойствами личности, в первую очередь мнемическими способностями, возрастными особенностями, особенностями запоминаемого материала и мотивами запоминания. Роль М. у. не сводится к действию самого по себе намерения запомнить. Разные М. у. вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т. п., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому формирование адекватной М. у. - важное условие эффективности процесса обучения. (Т. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004