МНЕМЕ Мнемическая память

МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение:

МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

англ. mnemonic activity) - активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала. Син. мнестическая деятельность. Выделяют (В. Я. Ляудис, 1976) 4 операции мнемического действия: 1) ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры; 2) поиск и выделение соответствующего материалу способа группировки; 3) группировка элементов, перестройка материала на основе внутригрупповых связей, которые были установлены предшествующими операциями; 4) установление межгрупгювых связей. Последняя операция завершает систематизацию предъявляемого материала и приводит к построению мнемосхемы (т. е. схемы, воспроизводящей состав материала и его структуру). Структура М. д. динамична. Необходимость в той или иной степени развернутости отдельных операций и полноты всей их системы определяется объективными свойствами заучиваемого материала. См. Расстройства памяти какмнестической деятельности. (Т. П. Зинченко.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Продуктивность мнемических способностей детей 7-12 лет с задержкой психического развития

Мурафа Светлана Валентиновна
Представлены результаты исследования особенностей развития мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР. С помощью метода развертывания мнемической деятельности выявлено, что структура мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР отличается недоразвитостью, в которой почти отсутствуют операционные механизмы. Память работает за счет функциональных механизмов. При этом часть детей отличается определенной недоразвитостью перцептивных способностей и аттенционных способностей.
Скачать PDF

Структурная организация функциональных систем мнемических способностей

Никишина Нина Алексеевна
В статье представлены результаты изучения микрогенеза мнемических способностей на нейропсихологическом уровне. Выявлены нейропсихологические признаки, определяющие разную эффективность мнемических способностей.
Скачать PDF

Личностный подход к исследованию специфики мнемических способностей студентов разных этнических груп

Изюмова С.А., Лю Жань
В статье представлены результаты исследования этнопсихологических особенностей мнемических способностей, рассматриваемых в рамках личностного подхода в неразрывной связи с основными компонентами индивидуальности природными задатками и характеристиками личности.
Скачать PDF

Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения

Морошкина Н. В., Гершкович В. А.
В статье рассматриваются возможности сознательного контроля поведения при выполнении мнемических задач и задач научения. Дан обзор современных исследований имплицитного научения и запоминания. Подчеркивается, что приобретение и сохранение информации является автоматическим процессом, а процесс повторения при заучивании связан с механизмами сознательного контроля. Предполагается, что в ходе выполнения задачи сознание может спонтанно менять свой фокус, переключаясь с целей на средства ее выполнения и обратно.
Скачать PDF

Мнемические способности на поздних этапах онтогенеза

Молчанов Кирилл Александрович
В наших экспериментах мы сопоставляли способность молодых и пожилых людей запомнить изображения пересекающихся линий. Результаты обсуждаются в контексте возрастных различий мнемических способностей. Эти различия могли быть результатом изменений в процессоре обработки информации мнемических способностей, включая взаимосвязи между функциональными, операционными и регулирующими механизмами.In our experiments we compared young people and elders' ability to memorize images of intersected lines. The results are discussed in terms of age differences of memory abilities. This differences could be result of reconstruction within memory abilities information processing system, including relationships between functional, operational and control mechanisms.
Скачать PDF

Мнемические способности: проблемы психологической диагностики

Шрейдер Наталья Вадимовна
Рассматриваются актуальные проблемы диагностики мнемических способностей в отечественной и зарубежной психологии. Показаны основные ограничения методов и методик, традиционно используемых психологами для диагностики памяти. Описана процедура разработки теста-опросника для диагностики мнемических способностей, определяемых в соответствии с теорией способностей В.Д. Шадрикова. Приведены основные данные психометрической проверки разработанного теста-опросника.
Скачать PDF

Эффективность и продуктивность мнемических способностей детей 7-12 лет с задержкой психического разв

Мурафа С. В.
Представлены результаты исследования особенностей развития мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР. С помощью метода развертывания мнемической деятельности выявлено, что структура мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР отличается недоразвитостью, в которой почти отсутствуют операционные механизмы. Память работает за счет функциональных механизмов. При этом часть детей отличается определенной недоразвитостью перцептивных способностей и аттенционных способностей.Research results of mnemonic abilities of 7-12 years children with developmental delays are presented. Applying a method of formation of mnemonic activity it is revealed, that the structure of mnemonic abilities of 7-12 years children with developmental delays differs by underdevelopment of operational mechanisms. Memory functions are based on use of inborn mechanisms. Thus the part of children differs by certain underdevelopment of perceptive abilities and attentional abilities.
Скачать PDF

Динамика системы интеллектуальных операций мнемических способностей при усложнении мнемической задач

Ушаков Всеволод Олегович
В данной статье рассматриваются мнемические способности, раскрывается динамика использования испытуемым системы интеллектуальных операций, посредством которых он запоминает усложняющийся материал.
Скачать PDF

Влияние Интернет-активности на мнемические способности субъекта

Черемошкина Л.В.
В статье показана специфика влияния длительного и систематического использования Интернет-ресурсов на мнемические способности субъекта. Представлены результаты исследования запоминания простого, усложненного и наиболее сложного невербального бессмысленного материала пользователями Интернет-ресурсов 11 и 16 лет, 18-20 лет, 25-35 лет со стажем Интернет-активности до одного года, до полутора лет, от полутора до трех лет, свыше трех, свыше шести и свыше десяти лет.
Скачать PDF

Исследование динамики функционирования механизмов мнемических способностей при усложнении мнемическо

Ушаков Всеволод Олегович
Данная статья посвящена изучению процесса запоминания и функционирования мнемических способностей. Цель исследования — изучить динамику функционирования механизмов мнемических способностей при усложнении задачи. Предпринята попытка раскрыть качественные и количественные характеристики системы интеллектуальных операций, посредством которых субъект запоминает новый материал. Предложенная исследовательская методика позволила не только выделить в мнемической деятельности этап непосредственного запоминания и этап включения интеллектуальных операций в деятельность, но и показать дальнейшее развитие системы интеллектуальных операций в процессе запоминания. Проанализировано значение качественных и количественных характеристик системы интеллектуальных операций мнемических способностей. Были сделаны выводы о том, что мнемическая деятельность реализуется разными типами механизмов: непосредственное запоминание, запоминание посредством системы интеллектуальных операций, — а также выделена связь этих механизмов.
Скачать PDF

Оперативная память как мнемический процесс, регулирующий творческие акты

Мансурова Севда Ибрагим Кызы
Вопросы механизма творческого акта, свойства оперативной памяти в литературной деятельности представляют значительный интерес с точки зрения когнитивной психологии. Сущность современной классификации когнитивной структуры и этапов творческого процесса прежде всего должна быть рассмотрена через призму роли оперативной памяти в этом процессе.
Скачать PDF

Дефицит мнемического потенциала понятийного мышления как когнитивный барьер в научно-исследовательск

Шабаловская Марина Владимировна, Бохан Татьяна Геннадьевна, Малкова Ирина Юрьевна, Галажинская Оксана Николаевна, Ульянич Анна Леонидовна
Представлены результаты исследования степени мнемического потенциала концептуальной структуры и ее связи со стилем саморегуляции у начинающих ученых. В исследовании участвовали 122 начинающих ученых (аспиранты и магистры, привлеченные к научно-исследовательской деятельности). Методы исследования: методика «Формулировка проблем» М. А. Холодной, опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). В результате выявлен недостаточно сформированный объем и сложность мнемического потенциала понятийных структур молодых ученых, установлена положительная связь показателей сложности сформулированных проблем с процессом планирования собственной деятельности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16