МЛАДЕНЧЕСТВО и ДЕТСТВО

Найдено 1 определение
МЛАДЕНЧЕСТВО и ДЕТСТВО
(Infancy and childhood; Fruhe Kindheit und Kindheit). Сдержанность Юнга в обобщении своих идей относительно М. и Д., возможно, коренится в отсутствии охоты вторгаться в теоретические области, закрепленные за Фрейдом. Интерес Юнга сконцентрировался на второй половине жизни. Он стремился также сбалансировать редуктивный и синтетический ПОДХОДЫ (см. РЕДУКТИВНЫЙ и СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ). Тем не менее взаимосвязь во всем этом просматривается без труда. Идеи Юнга сконцентрированы вокруг центрального вопроса: следует ли рассматривать ребенка просто как продолжение психологии его родителей и объект их влияния или же как отличное от них существо, обладающее собственной личностью и внутрипсихической организацией? Иногда Юнг противоречит себе в этом вопросе, но преимущество его позиции заключается в том, что на первый план выдвигается само напряжение между кажущимися «реальными» фигурами родителей, с одной стороны, и образами, созданными взаимодействием архетипа и опыта, — с другой. Хотя важность характера и жизненного опыта родителей для развития ребенка в целом не оспаривается, родители все же оказываются «не просто «родителями» вообще, но только их имаго: они являются образами, появляющимися из соединения родительских характерных черт и индивидуальной склонности ребенка» (Собр. соч. Г. 5. Парагр. 505). См. ИМАГО. Смысл вышеуказанного для анализа заключается в том, что все события младенчества, внутренние и внешние, могут считаться «реальными» без особого беспокойства по поводу того, имеет ли фактическую основу сам материал (см. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ). Юнг один из первых разобрался в первостепенной важности отношений младенца и матери, описав их в терминах понятного сегодня языка. Это можно сравнить с настойчивым утверждением Фрейда, что именно Эдипов треугольник более всего распространял свои «заключения» и ауру на все позднейшие детали отношений. В 1927 г. Юнг писал: «Отношения матери—ребенка, несомненно, самые глубокие и мучительные из всех нам известных... это абсолютный опыт рода человеческого, органическая истина... Существует врожденная... экстраординарная интенсивность отношений, которая инстинктивно побуждает ребенка держаться матери» (Собр. соч. Т. 8. Парагр. 723). Юнг выделял три аспекта в отношениях ребенка с матерью. Во-первых, в процессе взросления имеет место регрессия по отношению к ней или к ее образу. Во-вторых, отделение от матери — это борьба (см. ГЕРОЙ). И в-третьих, наиболее важна пища (см. ОБЪЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ). Обращаясь к психопатологии отношений матери—младенца, Юнг описывает результаты не оправдавшихся архетипических ожиданий. Если текущий личный опыт расходится с ожидаемым, младенец вынужден пытаться достичь прямой связи с архетипической структурой, которая лежит в основе ожидания, жить, основываясь только на архетипическом образе. Патология также является результатом подтверждения в опыте лишь одного полюса негативно/позитивных возможностей. Так, если в младенчестве преобладает плохой опыт над хорошим, активируется плюс «плохой матери» из области ожиданий, и ему нет противовеса. Подобно этому, идеализированный образ отношений матери—младенца может привести лишь к «хорошему» концу переживаемого спектра, и индивид никогда не придет к соглашению с разочарованиями и правдой жизни (СМ. параноидно-шизоидное СОСТОЯНИЕ). Что касается отца, в работах Юнга прослеживаются следующие темы: отец как противоположность матери — воплощение всех ценностей и свойств; отец как «информирующий дух» (Собр. соч. Г. 5. Парагр. 70), представляющий духовный принцип, личный двойник Бога-Отца (см. ПОЛОВАЯ РОЛЬ: ЛОГОС, ПОЛ); отец как модель персоны для сына; отец как то, из чего сын должен вычленить себя; отец как первый «возлюбленный» и образ анимуса для дочери (см. АНИМА И АНИМУС; ИНЦЕСТ); проявление отца в переносе при анализе (см. АНАЛИТИК и ПАЦИЕНТ). Первичную сцену также можно рассматривать в комбинации эмпирического и символического. То, что ребенок вбирает в себя из опыта брачных отношений родителей, повлияет на его последующие взрослые взаимоотношения. Но символически тот образ, который он создает о родительском браке, также отражает его собственную внутреннюю ситуацию — родители символизируют противоположные или конфликтные тенденции в нем самом (см. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ; СИМВОЛ). Идеи Юнга относительно индивидуации применялись к младенчеству, расширяя тем самым представление об индивидуации, как процессе всей жизни (Fordham, 1969, 1976). К концу второго года жизни все существенные составляющие уже налицо: противоположности — такие, как плохой и хороший образ матери, — уже сведенные воедино; в игре используются символы; действуют зачатки морали; ребенок отделяет себя от окружающих (СМ. ДЕПРЕССИВНОЕ состояние). Понятие комплекса связывает события М. и Д. со взрослой жизнью. В анализе образы младенцев и детей можно рассматривать как относящиеся к возникновению бессознательных потенциалов (см. инициация).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.