МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ это что такое МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ: определение — Психология.НЭС
Мистический опыт Мисуми Юджи

МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ

Найдено 2 определения термина МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ

Participation mystique) - термин, заимствованный из антропологии (Леви-Брюль), обозначает исходную психологическую связь с объектами или между людьми в результате сильной бессознательной соотнесенности; тождество между субъектом и объектом.

"[Это] особого рода связанность с объектом. Она состоит в том, что субъект не в состоянии ясно отличить себя от объекта, что можно назвать частичным тождеством. Это тождество основано на априорном единстве субъекта и объекта. Мистическое соучастие есть, конечно, явление, которое лучше всего можно наблюдать у первобытных людей; однако оно встречается очень часто и у людей культурных, хотя и не в такой же распространенности и интенсивности. По общему правилу, у культурных людей оно имеет место между отдельными лицами, реже между лицом и вещью. В первом случае это так называемое отношение "перенесения", при котором объекту (обыкновенно) присуще, до известной степени, магическое, т. е. безусловное действие на субъекта. Во втором случае дело сводится или к подобному же действию какой-нибудь вещи, или же к своего рода отождествлению субъекта с вещью или ее идеей" (ПТ, пар. 755).

"Психологическое тождество предполагает свою бессознательность. Оно составляет характерное свойство примитивного уклада души и настоящую основу "мистического соучастия", которая есть не что иное, как пережиток первобытной психологической неотличенности субъекта и объекта, т. е. остаток изначального бессознательного состояния; далее, оно есть свойство, характеризующее духовное состояние раннего детства, и, наконец, оно характеризует и бессознательное у взрослого, культурного человека, которое, поскольку оно не стало содержанием сознания, длительно пребывает в состоянии тождества с объектами" (там же, пар. 812).

МИФ (Myth; Mythos) - непроизвольное коллективное утверждение, основанное па бессознательном психическом переживании (опыте).

Современная психология, считал Юнг, должна иметь дело с продуктами бессознательной фантазии, включая мифологические мотивы, служащие заявлениями психики о себе.

"Первобытная ментальность (ум) не изобретает мифы, она их переживает. Мифы - это изначальные открытия, обнаружения пресознательной психики <...> Многие из таких бессознательных процессов могут косвенным образом вспыхивать, появляться в сознании, но никогда благодаря сознательному усилию или выбору. Другие возникают спонтанно, так сказать, из неотчетливой или недемонстрируемой сознательной причины" (CW 9i, par. 261).

Согласно Юнгу, мифы не представляли, а, скорее, были психической жизнью первобытных. Когда такие мотивы неожиданно обнаруживаются в ходе анализа, они передают жизненный смысл. И не просто соответствуют определенным коллективным элементам, но сами эти элементы реактивируются в душе сегодняшнего человека. Вывод Юнга был таков: предпосылки мифообразования должны быть представлены в структуре самой психики. Именно здесь Юнг предположил существование коллективного бессознательного или хранилища архетипических структур, опыта и тем.

Мифы представляют собой истории архетипических столкновений. Так же, как волшебная сказка аналогична работе личного комплекса, миф оказывается метафорой для действий архетипа как такового. Подобно своим предшественникам, современный человек продолжает оставаться мифотворцем, он вновь и вновь разыгрывает драмы тысячелетней давности, основанные на архетипических темах, и благодаря своей способности к осознанию может освободиться от их принудительных объятий.

Оцените определение:

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

Мистическое соучастие (Participation mystique)

Этот термин введен Леви-Брюлем. /115/ Под ним следует разуметь особого рода связанность с объектом. Она состоит в том, что субъект не в состоянии ясно отличить себя от объекта, что можно назвать частичным тождеством. Это тождество основано на априорном единстве объекта и субъекта. Поэтому "participation mystique" является остатком такого первобытного состояния. "Participation mystique" обозначает не все отношения субъекта и объекта в целом, но лишь известные случаи, в которых выступает явление этой своеобразной отнесенности. "Participation mystique" есть, конечно, явление, которое лучше всего можно наблюдать у первобытных людей; однако оно встречается очень часто и у культурных людей, хотя и не в такой же распространенности и интенсивности. По общему правилу, у культурных людей оно имеет место между отдельными лицами, реже между лицом и вещью. В первом случае это так называемое отношение "перенесения", при котором объекту (обыкновенно) присуще, до известной степени, магическое, то есть безусловное действие на субъекта. Во втором случае дело сводится или к подобному же действию какой-нибудь вещи, или же к своего рода отождествлению субъекта с вещью или ее идеей.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004 г.162

Найдено рефератов по теме МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ — 0

Найдено книг по теме — 11

Найдено научных статей по теме — 4

Измененные состояния сознания в мистическом опыте суфизма

Королев Валерий Васильевич, Абакаров Руслан Исамутдинович
В статье рассматриваются сущностные характеристики измененных состояний сознания. Проводится анализ их истоков, содержания и формы проявления в мистическом опыте суфизма. Раскрываются аспекты взаимосвязи и идентичности экстатических состояний в различных религиозных системах. Анализируется их роль и место в процессе формирования мистического мировоззрения. The article deals with the essential characteristics of mind state change. Their origins, etymology and functioning in the mystic aspect of Sufism are analyzed. Mechanisms of interconnection and identity of mystic conditions of mind in various religions as well as their role and importance in the process of mystic outlook formation are studied.
Скачать PDF

Естественно-научные механизмы мистического опыта

Волкова Антонина Никитична
В статье рассмотрено возможное естественно-научное объяснение мистического опыта. На основе теории биологических информационных систем и анализа некоторых данных нейрофизиологии и психологии мистический опыт определяется как выражение нарушения гармонии индивида и среды его существования, что позволяет понять глубинные механизмы взаимодействия человеческого существования и бытия в целом.
Скачать PDF

Языческие формы религиозного и мистического опыта

Волкова Антонина Никитична
В статье излагаются авторские представления о языческой (чувственной) форме религиозного и мистического опыта на основе исторического анализа и современных научных представлений.
Скачать PDF

Мистическая эрекция зла (опыт психологической реконструкции дьявольской психологии)

Тюрин Павел
Рассматривается феномен зла в качестве телесного и духовного уничтожения человека. Зло представлено как внутреннее побуждение человека по причине изначальной дефектности человеческой природы. Агрессивность, убийство рассматриваются: как привлекательная поведенческая модель, как нечто дающее вдохновение.The phenomenon of harm as corporal and spiritual destruction of the person is considered. It is angrily presented as internal prompting of the person because of primary deficiency of a human nature. Aggression, murder are considered: as attractive behavioural model, as something giving inspiration.
Скачать PDF