Мишени когнитивной модификации МИШЕНЬ

Мишени когнитивной терапии

Найдено 1 определение:

Мишени когнитивной терапии

Когнитивная психотерапия больше подходит людям, способным к самонаблюдению и рефлексии относительно своих собственных мыслей и фантазий. Неврозом, вследствие этого, заболевают чаще интеллектуальные и высокочувствительные люди. Поскольку выработка неправильных суждений, по всей вероятности, у таких людей становится глубоко укоренившейся привычкой (стереотипом мышления), которую человек даже не может осознать, то для ее исправления ему необходимо предложить пройти несколько этапов.

1. Человек должен научиться осознавать, о чем он каждый раз думает. Речь идет об осознавании второго плана мыслей – «автоматических».

2. Он должен научиться выявлять среди них, так называемые, антиприспособительные мысли, т. е. мысли, искажающие реальность.

3. Он должен научиться критически оценивать эти мысли. А для этого он нуждается в обратной связи, чтобы подтвердить правильность предпринятых изменений и значения этих мыслей для себя. Эту связь может дать на первых этапах психотерапевт.

В этой связи различают следующие типы мышления (мыслей), служащих источником проблем:

1) прямые, четкие искажения реальности: мысли параноидного больного, искажения реальности у больных неврозом менее ощутимы, другие искажения типа: «Я никому не нужен»;

2) нелогичное мышление: реальность оценивается без искажений, а система логических выводов страдает; ложное истолкование событий изначально; к примеру, обобщения – генерализации.

Как известно, эмоциональными реакциями, мотивацией и поведением, направленным вовне, руководит мышление. Человек может не замечать своих автоматических мыслей, во многом влияющих на его действия, чувства и на то, как он перерабатывает свой жизненный опыт. Однако после некоторой тренировки и обучения он сможет лучше осознавать эти мысли и выделять их с высокой степенью систематичности. Это возможно – воспринять мысль, заострить на ней свое внимание и оценить ее точно так же, как обдумать то или иное ощущение (боль) или внешний сигнал (слово, сообщение). Поэтому существует термин «антиприспособительные мысли» – такое мыслеобразование, которое мешает человеку справляться со своими ощущениями и жизненными ситуациями, неоправданно нарушает внутреннюю гармонию и приводит к неадекватным избыточным реакциям. При когнитивной психотерапии больной концентрирует свое внимание на тех мыслях и образах, которые вызывают излишний дискомфорт, излишние переживания или ведут к пораженческому поведению. Интенсивность и выявляемость антиприспособительных мыслей тем выше, чем тяжелее расстройство у больного. Депрессивный больной может не осознавать такой тип мышления, а обсессивный – осознает.

Основная методика помощи больному в определении содержания автоматических мыслей заключается в обучении его наблюдению за последовательностью внешних событий и своей реакцией на них. Обычно существует разрыв между сигналом и эмоциональной реакцией. Эмоциональное беспокойство станет объяснимым, если больной сможет вспомнить свои мысли, промелькнувшие у него в интервале между сигналом и эмоциональной реакцией.

Психотерапевтическая задача состоит в том, чтобы заполнить это «белое пятно» в мышлении больного в соответствии со своей системой представлений.

Пример. Больной встретил человека, который сообщил ему о смерти друга в автомобильной катастрофе, и ощутил тревогу. Этот больной смог заполнить «белое пятно», вспомнив, что вообразил себя на месте жертвы. Заполнение «белого пятна» помогает людям, которые в межличностных отношениях испытывают избыточный стыд, тревогу, гнев, уныние, боязнь публичных мест, неудобных ситуаций. Таким образом, можно расчленить автоматизированные мысли и вызываемые ими эмоциональные расстройства на 4 вида.

Мысли, направленные к себе:

1) отвечающие нереалистичному принципу долженствования (я чтото должен, обязан, другие должны, обязаны);

2) мысли фрустрирующего характера – катастрофичные («это ужасно», «я, наверное, умру»).

Мысли, направленные вовне:

1) оценочного характера, исходящие из социальных норм, а значит, нереалистичные;

2) выражающие внутренние потребности.

I этап лечения – сведение числа проблем к минимуму.

Сводится к тому, чтобы выявлять у людей эти блоки, структурировать их, сводить их к минимуму и работать с ними. Что касается больных: здесь следует также объединять множество симптомов в одну или две группы по сходству их вызывания. Например, страх перед лифтами, туннелями, замкнутым пространством, полет в самолете, влажной погодой. Их знаменателем может быть – боязнь задохнуться, убеждение больного, что во всех этих ситуациях высок риск лишиться воздуха. Здесь следует выявить первичный случай, событие, которое породило этот страх, и работать с ним. Далее, исследовав генез этих симптомов, следует помочь больному научиться новым способам решения проблем. Тогда нужно применить поведенческий вариант – когнитивноповеденческая терапия.

II этап – децентрализация и отстраненность – отдаление переживаний.

Психотерапевт обучает больных тому, чтобы переживания и эмоции отвечали принципу адекватности. Некоторые больные, научившиеся осознавать свои автоматизированные мысли, сразу же признают их необоснованность и антиприспособительный характер. Они учатся оценивать их объективно, а значит, и отстраняться. Постепенно приобретают способность не отождествлять эти мысли с реальностью, тренируют свое умение «отстраняться». А для этого они получают положительную обратную связь от психотерапевта. В этой технике работают гносеологические корни, такие как: отстраненность, проверка реальности своих наблюдений, обоснованность выводов. Все это возможно применять к людям, которые недостаточно хорошо дифференцируют реальную ситуацию и свои представления о ней (истерики).

III этап – деперсонализация переживаний – не относить к себе то, что происходит вокруг.

Подтверждение выводов

Человек склонен расценивать свои мысли, как будто они являются слепком внешнего мира, и приписывает им истинность.

У больных неврозом искаженные представления ведут к искаженному мышлению в определенных сферах жизни. Здесь они и делают глобальные, недифференцированные выводы вместо тонкого различения, необходимого для того, чтобы жить в соответствии с реальностью. Больные часто перескакивают к произвольным выводам, минуя логику, неправомерно преувеличивая и обобщая.

Психологический вред – это мысли, касающиеся чувства униженности, оскорблений, когда просто думает, что его оскорбили, критика, отвергнутость в то время, как этого на самом деле и не было.

Некоторые правила и отношения, которые предрасполагают людей к избыточному унынию и депрессии, например:

1. Для того чтобы быть счастливым, я во всех делах должен добиваться успеха.

2. Если я не занимаю высокого положения, я – неудачник.

3. Замечательно быть популярным, богатым; ужасно быть посредственностью.

4. Моя ценность как человека зависит от того, что обо мне думают люди.

5. Если меня не любят, я ничего не стою.

Важно, чтобы человек научился пользоваться более умеренными, более реалистичными правилами. (А. Бек не говорит о получении «обратной связи», как это делается в групповой психотерапии).

Правила со словом «должен». Они касаются боли и удовольствия, например:

1. Я должен быть в высшей степени великодушным, внимательным, достойным.

2. Я должен быть хорошим родителем, супругом, любовником.

3. Я должен переносить все тяготы хладнокровно.

4. Я должен все знать, понимать, предвидеть.

5. Я всегда должен отстаивать свои права.

6. Я никогда не должен уставать и болеть.

Суть психотерапевтического вмешательства, следовательно, в том, чтобы научить больного вспоминать все мысли, предшествующие тревоге, страху, депрессии, и оценивать их обоснованность.

Научившись определять свои мысли, вызывающие соответствующие переживания, человек учится отстраняться от них и подвергать их проверке на соответствие реальности.

Когнитивная психотерапевтическая модель состоит из:

1) самонаблюдения;

2) установления взаимосвязи между мыслями, чувствами, эмоциями;

3) обучения больных считать свои мысли не фактами, а гипотезами;

4) проверки подобных гипотез;

5) сведения воедино допущений, послуживших основанием для этих гипотез;

6) демонстрации неверности некоторых правил, составляющих систему убеждений больного.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Парадоксальная интенция в лого-и когнитивно-поведенческой терапии (эклектизм и интеграция в процессе

Залевский Генрих Владиславович, Кузьмина Юлия Викторовна
В статье затронута актуальная проблема отношений между разными направлениями в психотерапии и психологической супервизии (психосупервизии) проблема необходимости и возможности интеграции различных подходов в интересах клиента и пациента. Г. Арковиц, Дж. Норкросс и К. Ньюмен считают, что существует три способа интеграции в психотерапии: методологический эклектизм, теоретическая интеграция и общие факторы, т.е. эти авторы допускают возможность теоретической интеграции. А. Лазарус, создатель краткосрочной мультимодальной психотерапии, относится к возможности теоретической интеграции не только с подозрением, но и «с презрением». Считая, что A. Лазарус не совсем прав, авторы приводят мнение основателя логотерапии B. Франкла, считающего, что предложенные им методы «парадоксальной интенции» и «дерефлексии» успешно работают для пациентов с неврозом страха и навязчивостями; эти методы получили серьезную экспериментальную проверку и в поведенческой терапии. Авторы стоят на той позиции, что интеграция в психотерапии возможна в разной степени и на трех уровнях, это отвечает интересам клиента и пациента.
Скачать PDF

Когнитивная терапия депрессивных состояний

Мартынюк Ю.О.
В статье рассмотрена структура депрессивного мышления, тактика и стратегия когнитивной терапии для изменения дезадаптивных программ и личностных ригидных схем.
Скачать PDF

Перспективность применения серотонинотропных веществ для терапии поведенческих расстройств при дефиц

Федотова Ю.О.
В статье обсуждается вопрос о разработке нового подхода к фармакотерапии поведенческих расстройств при дефиците эстрогенов в эксперименте. Выявлена перспективность применения серотонинотропных веществ в комбинации с низкой дозой 17β-эстрадиола для коррекции поведенческих нарушений при гипоэстрогенном синдроме у самок крыс.
Скачать PDF

«Эго» наркозависимых как «терапевтическая мишень» реабилитации

Усманов С.Г.
Скачать PDF

Методы арт-терапии на уроках изобразительного искусства

Панфилова А. С.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей применения методов арт-терапии в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в качестве профилактического, развивающего, диагностического и реабилитационного методов. Автор выявляет и анализирует целесообразность инновационных введений в учебный процесс, останавливая свое внимание на таком виде изобразительной деятельности, как иллюстративно-тематическое рисование.The article dwells upon issues related to the study of peculiarities of art-therapy methods application at Art lessons in secondary school as a preventive, developing, diagnostic and rehabilitation techniques. Expediency of innovations in educational process are analyzed with specific attention paid to such kind of fine arts as thematic drawing.
Скачать PDF

Оценка эффективности плацебо-терапии по эмоционально-мотивационному состоянию у больных с алкогольно

Востриков Виктор Васильевич, Майорова О.В., Востриков М.В., Шабанов Петр Дмитриевич
У 40 больных с зависимостью от алкоголя в постабстинентном периоде в период проведения курса плацебо-терапии изучали психологические особенности эмоционально-мотивационной сферы. Отмечены значимые различия в группах пациентов. Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода к терапии синдрома отмены алкоголя и постдетоксикационного состояний.
Скачать PDF

Противоболевая терапия в онкологии

Вершинина С.Ф., Стуков А.Н.
В обзоре рассматриваются проявления болевого синдрома у онкологических больных, дается их характеристика, и описываются возможные варианты устранения боли. Библиогр. 24 назв. Вершинина С.Ф., Стуков А.Н. Противоболевая терапия в онкологии // Психофармакол. биол. наркол. 2007. Т. 7, № 1. С. 1471-1477.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основания рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса

Франова Ирина Владимировна
Описаны источники теоретических и практических идей, интегрированных в концепции рационально-эмотивной поведенческой терапии А. Эллиса, одного из патриархов когнитивной традиции в психотерапии. Реконструированы антропологические представления, лежащие в основании терапевтической модели Эллиса, показано их родство с философией прагматизма Д. Дьюи.
Скачать PDF

Развитие креативности методами арт-терапии у младших школьников-клиентов социальных служб

Лоскот Артем Николаевич
Цель статьи показать эффективность арт-терапевтических методов для развития креативности у младших школьников. Актуальность статьи заключается в потребности применения новых технологий в воспитании и социализации младших школьников клиентов социальных служб. Методикой является проведение арт-терапевтических сессий, направленных на развитие креативности. Полученные результаты позволяют утверждать об эффективности предлагаемой методики.
Скачать PDF

Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраст

Калинина Анна Андреевна
Статья посвящена проблеме исследования и коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье рассматриваются возможности использования арт-терапии, в частности изобразительной деятельности, в коррекции эмоциональной напряженности. Дана характеристика заданий наиболее часто используемых в практике психокоррекции эмоциональных нарушений.
Скачать PDF

«Мишени» психотерапии больных со злокачественными новообразованиями (на примере рака молочной железы

Володин Б.Ю., Куликов Е.П., Савин А.И., Петров Д.С., Новиков В.В.
На основе экспериментально-психологического обследования (тест Сонди) у 46 женщин с раком молочной железы и 35 пациенток с раком тела матки выявлены основные характеристики мотивационной сферы личности больных с данными видами патологии. Полученные результаты позволили дать рекомендации по дифференцированной психотерапевтической коррекции. Основной мишенью в работе с пациентками, страдающими раком молочной железы, является их неудовлетворенная потребность в любви. В то время как психотерапия женщин с раком тела матки, прежде всего, должна учитывать их аутодеструктивные тенденции.
Скачать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости. Учитывая достоинства и особенности арт-терапии в геронтопсихологической практике, авторы разработали арт-терапевтическую программу и предположили, что заложенное в ней постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и прогрессивному развитию личности участников этих занятий. Исследование проводилось с 80 респондентами в возрасте 57—80 лет. Анализ результатов показал, что при использовании арт-терапевтических методов отмечается актуализация новых позитивных личностных смыслов жизни и деятельности, происходит гармонизация психофизического самочувствия, повышается уровень самовосприятия, создаются условия для актуализации жизненного опыта.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!