Мирное завершение международного конфликта

Найдено 1 определение
Мирное завершение международного конфликта
Для обозначения мирного разрешения конфликтов наиболее употребляемыми терминами в международной практике являются «предотвращение конфликта», «урегулирование конфликта», «разрешение конфликта».
Под «предупреждением конфликта» понимаются действия, направленные на предотвращение вооруженных столкновений. Конфликты должны выявляться и предотвращаться на возможно более ранних стадиях. До втягивания сторон в вооружённую борьбу. Достижению этой цели могут способствовать мониторинг потенциально конфликтных зон, меры по воспитанию толерантности к этническим и конфессиональным группам, другим государствам.
«Урегулирование конфликта» - понятие, употребляемое в широком смысле (conflict regolution) и в узком (conflict management), т. е. управление конфликтом. В широком смысле оно предполагает снижение напряжённости, перевод конфликта в русло поиска путей совместного решения проблем. Смысл деятельности по управлению конфликтом состоит в контроле над ним, устранении опасности применения вооружённого насилия, предотвращении эскалации.
В качестве наиболее эффективных способов урегулирования конфликтов рассматриваются:
1. переговорные процессы;
2. посреднические процедуры;
3. арбитраж;
4. сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта;
5. введение войск для поддержания мира (peacekeeping);
6. миротворчество, или сохранение мира (peacemaking).
В процессе урегулирования конфликтов возникает множество проблем. Оно может носить непродолжительный характер и сменяться вспышками конфликтных действий. Затраты на снижение напряжённости и возможные жертвы среди миротворцев способны вызывать сомнения в целесообразности воздействия на вооружённые конфликты. Действует множество непросчитываемых факторов, затрудняющих прогнозирование форм и продолжительности конфронтации, эффективности усилий по снижению напряжённости.
«Разрешение конфликта» (conflict resolution* направлено на устранение причин, порождающих конфликтную ситуацию. Оно достижимо путём максимального учёта интересов сторон, должно поддерживаться не только элитами, но и большинством населения. Достигнутые договорённости могут способствовать позитивному сотрудничеству конфликтовавших факторов.
В реальной практике мирного завершения конфликтов их предотвращение, уре - гулирование и разрешение взаимно дополняют друг друга. Наиболее эффективно их гибкое сочетание.
Принципиальная возможность урегулирования конфликтов обеспечивается тем, что противоборствующие стороны почти всегда имеют определенные совпадающие интересы. Кроме того, существуют еще и нейтральные интересы, которые могут различным образом увязываться и также приобретать значимость для сторон, стимулируя поиски путей разрешения конфликтов. На это обстоятельство еще в шестидесятые годы обратил внимание один из основателей конфликтологии Т. Шеллинг, заметив, что «чистый конфликт», когда интересы сторон полностью противоположны (так называемый конфликт с нулевой суммой»*, представляет собой особый случай. Он, по мнению Т. Шеллинга, может возникнуть в войне, направленной на взаимное уничтожение [1]
В последние десятилетия сформировались эффективные подходы к урегулированию и разрешению конфликтов. Среди них принципы разведения интересов сторон, «вынесения за скобки», деэскалации и др.
Принцип разведения интересов сторон может быть проиллюстрирован примером разрешения конфликта между Египтом и Израилем из-за оккупированной в ходе шестидневной войны 1967 годы территории на Синайском полуострове..
Анализ интересов сторон показал, что Израиль был заинтересован в контроле над Синаем для обеспечения своей безопасности, которая ему представлялась надежной при наличии буфера между вооруженными силами обоих государств. Египет же не мог смириться с отторжением территории, принадлежавшей ему с древности. Разрешение конфликта оказалось возможным благодаря возврату Синая под полный суверенитет Египта и его демилитаризации, гарантировавшей безопасность Израиля.
Принцип разведения интересов сторон эффективен далеко не всегда. Часто стороны заинтересованы в одном и том же - в одной территории, в одних источниках сырья и т.п. Однако и в этом случае не исключено мирное разрешение конфликтов. Компромисс достижим на основе различения значимости объектов соперничества для участников конфликта и благодаря их взаимным уступкам.
Во многих конфликтах обмен уступками крайне затруднен вследствие значимости объектов спора для интересов сторон и их нежелания идти на уступки. Но и в этом случае возможно снижение остроты конфликта путем временного отказа от обсуждения наиболее сложных вопросов и достижения договоренностей по остальным. В результате применения принципа «вынесения за скобки» во многих случаях достижимо частичное соглашение, позитивно влияющее на взаимоотношения сторон.
Примером целесообразного применения данного принципа явилось решение в конце восьмидесятых годов намибийской проблемы. «Вынесение за скобки» вопросов внутреннего устройства страны способствовало достижению независимости Намибии от ЮАР. Выбор формы внутреннего устройства был осуществлен волеизлиянием народа (под контролем ООН*.
Для разрешения конфликтов с «ненулевой суммой» его участникам могут быть полезны принципы поведения, сформулированные американским исследователем Р. Аксельродом в середине 80-х годов применительно к отношениям между США и СССР:
1. следует ориентироваться не на то, сколько в итоге получит противоположная сторона, а насколько будут удовлетворены ваши интересы;
2. не надо быть первым, кто выбирает конкурентное поведение. Это рискованно, так как может привести к ответным действиям и конфронтации в дальнейшем;
3. целесообразно отвечать тем же самым ходом, что и партнер: на кооперативное поведение - кооперативным, на конкурентное - конкурентным, причем сразу;
4. если в ситуациях с «нулевой суммой» важно сохранить в тайне свои замыслы, то в ситуациях с «ненулевой суммой», напротив, лучше показать, что вы будете отвечать тем же, что и партнер [2].
Поиску конкретных вариантов разрешения конфликта, как правило, должно предшествовать снижение уровня напряженности. Этой цели может служить принцип деэскалации, который состоит в выдвижении и реализации одной из сторон конфликта мирных инициатив, имеющих целью побудить противостоящую сторону последовать своему примеру. Американский исследователь Ч. Осгуд охарактеризовал такие действия в конфликтной ситуации как «постепенные и взаимные инициативы по сокращению напряженности [3].
Основная проблема в применении принципа деэскалации - недоверие между участниками конфликта. Инициатор рискует оказаться в ситуации, когда противоположная сторона не ответит взаимностью. Чтобы этого не произошло, необходимы различного рода гарантии, в том числе третьей стороны.
Примером использования принципа деэскалации является разрешение Кариб- ского кризиса 1962 года, когда советская и американская стороны последовательно делали шаги с целью преодоления взрывоопасной ситуации.
Рассмотренные подходы к урегулированию конфликтов предназначены главным образом для рационализации процесса выработки решений на официальном уровне. Однако в поисках решений должны учитываться эмоциональные моменты, массовые настроения, отношение к конфликту как широких слоев населения, так и политических лидеров.
В этом плане важнейшим фактором урегулирования конфликтов могут быть неофициальные контакты между противоборствующими сторонами. Они способствуют преодолению стереотипа врага и установлению доверия, являются важнейшим источником информации о позициях сторон, каналом обмена мнениями и проработки вариантов решений. Участники таких контактов могут позволить себе большую свободу суждений, чем официальные лидеры противоборствующих сторон. Это повышает вероятность нахождения нестандартных решений, устраивающих обе стороны.
Неофициальные контакты имеют двойную направленность воздействия - на население (прежде всего через СМИ) и на лидеров противоборствующих сторон. Возможности, открываемые неофициальными контактами участников конфликта, превращают их во второе направление дипломатии.
Существенную роль в снижении уровня конфликтогенности современных международных отношений может сыграть миротворческая деятельность мирового сообщества и ее модификация - «принуждение к миру». Миротворчество включает в себя все формы действий по прекращению вооруженных конфликтов и установлению мира.
Традиционное миротворчество осуществляется с согласия конфликтующих сторон с целью прекращения военной фазы конфликта. Оно заключается в физическом разъединении сторон путем введения в зону конфликтов международных наблюдателей, создании инфраструктуры для урегулирования конфликтов (место встреч, транспорт, связь, техническое обеспечение). Миротворчество предполагает оказание конфликтующим сторонам помощи кадрами, финансовыми средствами, поставками продовольствия и медикаментов, обучением персонала, содействием в проведении выборов и референдумов, обеспечением контроля за соблюдением соглашений.
«Принуждение к миру» применимо в более сложных ситуациях, когда, как минимум, одна из сторон стремится продолжать конфликт военными средствами, активно противодействуя усилиям по его политическому урегулированию. Оно носит военизированный характер и допускает подавление субъекта (субъектов) конфликта, широкомасштабное вмешательство во внутренние дела противоборствующих сторон. Если традиционное миротворчество по своей сути является посредничеством в политическом урегулировании конфликта, то «принуждение к миру» - силовая операция, направленная на прекращение вооруженных столкновений и установление мира.
Миротворческие процедуры были апробированы ООН в период войны в Корее (1950-1953 гг.), в операциях на Кипре, в Конго (Заир), на Ближнем Востоке. Основная причина тщательной отработки средств и методов урегулирования конфликтов в 60-70-х годах состояла в том, что в обстановке холодной войны требовалась особая взвешенность в подходе к любому конфликту, поскольку он мог вызвать рост напряженности или стать детонатором широкомасштабного столкновения. Осознание этой опасности побуждало страны и организации, заинтересованные в контроле над конфликтами, рассматривать операции по поддержанию мира прежде всего как политикоюридическую, а уже потом - как военно-полицейскую задачу.
С окончанием холодной войны опасения по поводу возможных неблагоприятных последствий военного вмешательства в локальные конфликты значительно уменьшились. Вместе с тем возросло стремление единственной сверхдержавы - Соединенных Штатов к использованию силовых методов внешней политики для распространения своего влияния на обширные регионы, установления контроля над зонами конфликтов (Балканы, Ближний Восток и др.).
Мировому сообществу предстоит разработать концепцию миротворчества с акцентом не на военно-политической стороне дела, а на формулировании совокупности мер по предотвращению и урегулированию конфликтов. В качестве одной из необходимых мер могут предусматриваться и полицейские акции, но лишь как крайнее, исключительное средство, применяемое тогда, когда все другие, мирные средства не срабатывают, когда в конфликте преобладает элемент радикализма или когда конфликт вступил в стадию войны и требуется принуждение сторон к прекращению огня. Но даже в этих случаях полицейские акции должны быть строго ограничены по целям, срокам и масштабам и не могут использоваться в качестве предлога для военной оккупации иди постоянного военного вмешательства. Эффективное, адекватное обстоятельствам в миротворчество может стать одним из существенных факторов формирования новой международной системы.
Таким образом, перед мировым сообществом стоит задача выработки новой технологии урегулирования и разрешения международных конфликтов, по своему содержанию и характеру протекания существенно отличающихся от конфликтов недавнего прошлого. Эта технология должна вобрать в себя наиболее эффективные политико-правовые методы, апробированные предшествующим опытом и вместе с тем включать инструментарий, отвечающий реалиям глобализирующегося мира. Результативность новой технологии будет зависеть от умения учесть специфику каждого конкретного конфликта, от оптимальности в выборе средств его разрешения и искусства в их применении.
Литература
1. См.: Schelling T. The Strategy of Conflict. Cambridge.1963. P.71.
2. См.: Axelrood R. The Evolution of Cooperation. N.Y., 1984. P.48.
3. См.: Osgood Ch. Alternative to War and Surrender. Urbane. 1962. P.123.

Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.