МИР ЕДИНЫЙ
МИР ЕДИНЫЙ
(Unus mundus — лат.). Исследования Юнга в алхимии и эволюция таких понятий, как психическая реальность, психоидное бессознательное и синхрония, привели его в конечном итоге к принятию доньютоновской идеи, унитарного мира, или Unus mundus. Это понятие, или образ, используется Юнгом, чтобы говорить о наличии внутренней связи каждого слоя существования со всеми другими слоями и, в меньшей степени, о существовании трансцендентного или сверхъестественного плана для координации отдельных частей. К примеру, тело и психика являются взаимосвязанными, и точно так же взаимосвязанными могут быть психика и материя. В использовании Unus mundus как действующего понятия в психологическом рассуждении проводилась аналогия между деятельностью бессознательного и тем, что известно о субатомных частицах в физике. В обоих случаях мы наблюдаем быстрое взаимодействие и взаимообмен рассматриваемых объектов, и в обоих обнаруживаются образцы действия и вероятностные характеристики. К примеру, то, что теория относительности говорит нам о текучести и «символической» природе физического мира, можно сравнивать с похожими характеристиками внутрипсихической деятельности. Когда физик-ядерщик признает, что нечто может одновременно быть и частицей и волной, то от него требуется принятие в той или иной степени психологической установки к своей работе (см. СИМВОЛ). Физики ищут силу, лежащую в природном начале, возможно, ту силу, которая объединяет электромагнетизм, ядерную энергию и гравитацию. Сходным образом неэйнштейновское понятие «действия на расстоянии», согласно которому две отдельные элементарные частицы действуют в согласии, как будто бы каждая «знала», что делает другая, можно сравнивать с теорией архетипов и (или) с действием трансперсональной самости (см. АРХЕТИП). Unus mundus — это взгляд на мир, который существенно отличается от причинного объяснения. Внимание здесь сосредоточивается главным образом на отношениях, существующих между «вещами», а не на самих «вещах», а в последующем на отношениях между отношениями. При этом необходимо помнить, что unus mundus — не способ, а основание, основа для попыток распознать смысл (см. РЕДУКТИВНЫЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ; ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ). Распознание требует привлечения эго и личной компетенции. Зависимость от старинных рукописей, таких, скажем, как «И Цзин», или астрологических гороскопов должна, согласно Юнгу, строго контролироваться. Тем не менее видение унитарного мира (возможно, мира, проникнутого божественным разумом) в известной степени является трансцендентным. Сегодня говорят о «мистицизме физики» и о «внутреннем порядке», лежащем в основе фрагментации, постигаемой обычным сознанием (ср. Сорта, 1975; Bateson, 1979; Bohm, 1980). Не все аналитические психологи согласны со взглядом Юнга на unus mundus. Здесь утрачивается жизненность плюралистической психики, стремящейся найти выражение в «проблесках» или фрагментах. Поиск плана-основания уводит нас от того, что может быть достигнуто в результате изучения таких фрагментов (Hillman, 1971). Рассматривалось также и то, что Юнг использовал unus mundus в качестве защиты против собственного напряженного беспокойства (Atwood, Stolorow, 1979).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.