МИКРОГЕМАТОКРИТ Микрогенез зрительного восприятия

МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ

Найдено 2 определения термина МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ

англ. micro-genesis of perception) - выделяемые в реальном масштабе фазы актуального становления зрительного образа объекта. Восприятие развивается от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последующему описанию общих очертаний этих областей и, наконец, к отчетливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей.

Последовательность фаз, реализующих М. в., м. б. достаточно лабильной {си. Лабильность). В зависимости от задач и установок субъекта М. в. может проходить не все фазы, а заканчиваться на любой из них. Каждая фаза М. в. может инициировать действие субъекта, в т. ч. и ошибочное. Установление фаз М. в. особенно необходимо для оптимизации трудовой деятельности, связанной с управлением различными транспортными системами, когда человек имеет дело не только с отображенной информацией, но должен ориентироваться в реальном пространстве среди др. движущихся объектов.

Добавление: Одним из первых исследователей М. в. был рос. психолог Николай Николаевич Ланге (1858-1921), который в 1892 г. опубликовал работу "Закон перцепции". На основании своих экспериментов Ланге описывает восприятие как процесс развития: "Процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене целого ряда моментов, или ступеней, причем каждая предыдущая ступень представляет психическое состояние менее конкретного, более общего характера, а каждая следующая - более частного и дифференцированного". Значительно позже идея перцептивного развития получила развитие в Лейпцигской школе, один из представителей которой - Ф. Зан-дер (1928) - создал теорию М. в. (в его терминах - теорию Aktualgenese). Ученик Зандера (Undeutsch U., 1942) выделил след. стадии М. в.: 1) стадия диффузного целого; 2) стадия дифференциации фигуры и фона, но еще отсутствия четкого восприятия формы; 3) стадия, на которой наблюдатель начинает формулировать рабочие гипотезы относительно идентификации формы (преконфигурационная стадия); 4) стадия четкого восприятия формы. Количество выделяемых стадий у разных авторов варьирует от 3 до 6, но все они подтверждают закон перцепции, установленный Н. Н. Ланге. (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

МИКРОГЕНЕЗ ВОСПРИЯТИЯ

выделяемые в реальном масштабе фазы актуального становления зрительного образа объекта (см. Фазность восприятия). Восприятие развивается от локализации квазипредметных областей в пространстве и времени к последующему описанию общих очертаний этих областей и, наконец, к отчетливому восприятию предмета во всем многообразии его деталей. Последовательность фаз, реализующих М. в., может быть достаточно лабильной. В зависимости от задач и установок субъекта М. в. может не проходить все фазы, а заканчиваться на любой из них. Каждая фаза М. в. может инициировать действие субъекта, в т. ч. и ошибочное. Установление фаз М. в. особенно необходимо для оптимизации трудовой деятельности, связанной с управлением различными транспортными системами, когда человек имеет дело не с отображаемой информацией, а с ориентированием в реальном пространстве среди других движущихся объектов.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование микрогенеза опосредствования в процессе формирования понятия "мера" у дошкольни

Мамкина Т.М.
Статья описывает экспериментальное исследование макрои микрогенеза опосредствования на материале формирования понятия «мера» у дошкольников, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов. Основой для планирования и осуществления данной работы стали теоретические позиции П. Жане, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. И. Зинченко, П. Я. Гальперина, П. Рабарделя и др.
Скачать PDF

Макро- и микрогенез опосредствования запоминания

Мамкина Татьяна Михайловна
Статья представляет фрагмент экспериментального исследования макрои микрогенеза опосредствования запоминания, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов. Теоретикоэмпирической базой для планирования и осуществления эксперимента стала клас сическая работа А.Н. Леонтьева, проведенная под руководством Л.С. Выготского, посвященная сравнительному анализу непосредственной и опосредствованной памяти. Применение методики двойной стимуляции в рамках экспериментальногенетического метода для исследования возрастной динамики использования внешних вспомогательных средств в процессе запоминания позволило сформулировать предположение о том, что индивидуальное освоение деятельности внутри возрастной группы может иметь значительные отклонения от макрогенетических показателей. Прослеживание микрогенеза опосредствования было обращено на открытие разных степеней владения вспомогательными средствами испытуемыми, относящимися к одной возрастной группе в зависимости от уровня развития опосредствования.
Скачать PDF

Соотношение некоторых качеств личности и точности опознавания базовых эмоций в условиях микрогенеза

Хрисанфова Людмила Аркадьевна
В статье исследуется взаимосвязь точности опознавания классических эмоциональных фотоэталонов, заимствованных из набора П. Экмана, при временной экспозиции 13, 26, 39 и 52 мс на фоне зашумленного экрана с личностными качествами воспринимающих. В качестве испытуемых-наблюдателей выступили 34 студента. Обнаружено, что плохо опознаются: «счастье» интровертами, «гнев» людьми с проблемной волевой сферой и отсутствием ориентации на социальные нормы и других людей, «страх» людьми, ориентированными на соперничество, «нейтральное лицо» людьми беззаботными, стабильными и самодостаточными. Хорошо опознаются: «страх» и «удивление» людьми с пластичной эмоциональной сферой, «отвращение» волевыми людьми. Меньше всего ошибок при опознавании эмоций совершают люди с эмоциональной привязанностью.
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследований

Бушов Ю. В.
В статье обсуждаются некоторые итоги и перспективы дальнейших исследований индивидуальных особенностей и механизмов восприятия времени в Томском государственном университете. В частности, показано, что восприятие времени является системным процессом, в котором можно выделить пять последовательных этапов, отчетливо проявляющихся в динамике связанных с событиями потенциалов мозга (ССПМ) и корковых взаимодействий. Характер этих взаимодействий существенно зависит от исходного состояния и индивидуальных особенностей человека. Между характеристиками восприятия времени и уровнями корковых взаимодействий имеются статистически достоверные связи, характер которых зависит от этапа выполняемой перцептивной задачи.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву

Бородина В.Н.
В статье рассматриваются особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву. Анализируется содержание факторов семантического дифференциала времени, особенности восприятия трех моментов времени, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной у военнослужащих каждого периода службы. Показаны различия восприятия времени у военнослужащих по периодам службы. Представлена степень расхождения психологического и хронологического возраста военнослужащего в аспекте целостной жизненной перспективы.
Скачать PDF

Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения

Полякова С. В.
В статье дается анализ современных работ по предложенной теме с целью конкретизации проблемы восприятия иностранного текста в контексте читательской парадигмы. Рассматриваются традиционные психологические модели чтения и «модифицированные интерактивные модели» обработки информации; виды чтения в зависимости от цели реципиента; различные стратегии изучения иноязычного текста.
Скачать PDF

Возрастно-половые особенности восприятия школьниками агрессивности одноклассников

Жарновецкая Н.Ю.
Скачать PDF

Межличностное восприятие как условие самопознания личности и ее готовности к эффективному социальном

Чалых Н.А.
Анализируется феномен межличностного восприятия как одного из условий эффективного общения и деятельности. Устанавливается связь межличностного восприятия с самопознанием и готовностью личности к социальному и профессиональному самовыражению.
Скачать PDF

Информирование и оповещение населения: некоторые закономерности восприятия информационных сообщений

Дурнев Р.А., Скубак Н.Ю.
В статье рассмотрена аналогия между рекламной деятельностью с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и деятельностью по информированию и оповещению населения в области безопасности жизнедеятельности. Приведены некоторые закономерности восприятия информационных сообщений. Учет этих закономерностей позволит научно обоснованно проектировать и реализовывать информационно-телекоммуникационные технологии информирования и оповещения населения.
Скачать PDF

Особенности восприятия экологического риска подростками

Алешина Н. А.
Статья раскрывает особенности восприятия подростками факторов экологического риска как элемента принятия решений в экологическом поведении. Дается характеристика основных психолого-педагогических условий, способствующих осознанию роли экологического риска в принятии решений.The article considers the ecological risk as a psychological problem. The author defines different factors of risk, which influence adolescents' behavior. She also characterises the main psychological and pedagogical conditions contributing to realisation of the ecological risk's role in decision-making.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!