Межличностные ритуалы

Найдено 1 определение:

Межличностные ритуалы

Ритуалы - это регулярные, повторяющиеся, четко обозначенные, имеющие устойчивую последовательность действия людей, создающие возможность совместного коллективного существования, прогнозируемости социальных событий. Ритуальные правила являются разновидностью регулятивных правил, т. е. принудительных действий, к-рые обычно имеют форму императива: «делай Х» или «если У, то делай Х» (напр., «в верхней одежде не входить», «стучи, когда входишь»). Социальные правила, управляя нашим поведением, одновр. регулируют и конституируют структуру социального взаимодействия, обычно выступая в кач. фоновых допущений. В нек-рых случаях правилом будет предписание, в других - правила, конституирующие саму деятельность, бывают правила-рецепты, применяющиеся при обучении какой-либо деятельности, но не имеющие принудительной силы, или же правила, к-рые вычитываются из практики самой деятельности, но к-рые нигде не зафиксированы. В повседневном О. к ритуальным формам взаимодействия можно отнести приветствия и прощания, комплименты и благодарности, вопросы о здоровье и обмен подарками. В выборе всех этих привычных и, казалось бы, само собой разумеющихся форм поведения, мы не свободны. С детства им настойчиво обучают и на протяжении всей последующей жизни достаточно строго контролируют их соблюдение. Ритуалы межличностного О. выполняют, как правило, те же функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта и т. д., что и в иных видах социального взаимодействия. Однако в отличие от религ. ритуалов они в значительно меньшей степени стандартизированы и почти не подвергаются рационализации (т. е. специальному осмыслению в сознании их участников). Успешность ритуального межличностного взаимодействия зависит в осн. от таких факторов, как: 1) ориентация в ситуации О. и знание соответствующих ей правил поведения; 2) умение подчинять свое поведение этим правилам (часто вопреки непосредственным эмоциям и ощущениям), не смущаясь нек-рой неискренностью своих проявлений; 3) умение помочь другому «сохранить лицо», если его поведение в данной ситуации в чем-то не соответствует сложившемуся стереотипу о должном. Лит.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.,1988; Гофман И. О «работе лицом» // Межличностное общение. Сер. «Хрестоматия по психологии» / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб., 2001; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001. Н. В. Казаринова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Ритуалы, мифы и символы в этнопсихологии

Погорелова Е.И.
Скачать PDF

Акты самоповреждения в ритуальных практиках

Польская Наталия Анатольевна
В статье обсуждаются мотивы и функции актов самоповреждения на примере ритуальных практик примитивных племен, религиозных ритуалов и современных практик модификаций тела.
Скачать PDF

Когнитивные предпосылки орнаментальной культуры как знаково-символического ритуала

Привалова Вера Михайловна
Статья раскрывает когнитивные предпосылки и принципы орнаментальной культуры, которая в знаках и символах культурно-исторического контекста, реализуется как знаково-символический ритуал культуры.
Скачать PDF

Ритуалы как средство формирования этнического самосознания подростков в многокультурной среде

Мукаилова Лейла Абдулахадовна
Определена специфика кризиса идентичности современных подростков в многокультурном социуме. Как одно из действенных средств преодоления такого кризиса рассмотрены ритуалы национальной культуры. Экспериментально выявлены механизмы формирования национального сознания подростков через ритуальные действия.
Скачать PDF

Невроз и перверзия в зеркале ритуала

Марин Алексей Юрьевич
Статья посвящена сравнительному исследованию двух видов невротического ритуала перверзионного и навязчивого. Обнаружение механизма и истоков либидинального наполнения ритуала и его формальной реализации оказывается возможным при исследовании особенностей путей внутренней агрессии, составляющей пружину такого механизма. Кроме того, выявляется оборотная сторона этой агрессии в виде игровой составляющей обрядового действа.
Скачать PDF

Ритуалы в киргизской культуре и возможности их использования в психологической практике

Молчанова Е.С., Айтапаева Г.А.
Статья посвящена проблеме противостояния между народной целительской практикой и службой психического здоровья современной Киргизии. Исследование выявляет психотерапевтический потенциал киргизских ритуалов и возможности их использования практикующими психологами. Авторами приводится описание этапов ритуальной лечебной церемонии, ряда методологических сложностей, с которыми сталкивается исследователь традиционного мировоззрения, а также сравнивается валидность различных способов решения наболевшей проблемы.
Скачать PDF

Психология ритуала и колдовства

Григоренко Андрей Юрьевич
Статья посвящена исследованию психологии магии и ритуала.Автор рассматривает ритуальное поведение животных какпредтеча ритуального поведения человека The article analyses psychology of magic and religion. The ritual behavior of both animals and men is investigated.
Скачать PDF

Выраженность судорожного синдрома, логофобий, сопутствующих и ритуальных движений у подростков и взр

Е.А. Зиновьева
Скачать PDF

Использование ритуалов перехода в работе с подростками группы риска в опыте зарубежных педагогов-исс

Лебедева Инга Юрьевна
Статья посвящена анализу взглядов представителей зарубежного психолого-педагогического знания на ритуал перехода как средство канализации враждебной агрессии и актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска. В зарубежной психолого-педагогической литературе обращается внимание на возможность применения инициации в условиях временных детских объединений для интеграции коллектива и формирования у подростков социально ценных качеств. На основе анализа зарубежных источников сделан вывод о перспективности использования данной психолого-педагогической технологии в реалиях российской системы воспитания. Цель исследования состоит в комплексном анализе взглядов зарубежных педагогов и психологов на возможность применения ритуала перехода (инициации) для актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска во временном детском объединении. Материалы и методы исследования: для достижения данной цели был проанализирован массив источников, отражающих опыт европейских и американских исследователей в области изучения инициации с точки зрения педагогической ценности данного явления. Ведущим методом педагогического исследования был выбран метод изучения передового опыта творчески работающих педагогических коллективов в Европе и США. В качестве вспомогательных методов в работе использованы интерпретация и обобщение результатов источниковедческого анализа публикаций зарубежных ученых. Результаты исследования: в ходе теоретико-эмпирического анализа источников было выявлено, что опыт современной зарубежной педагогики может быть использован для разработки коррекционно-педагогических программ по актуализации духовно-творческого потенциала подростков группы риска с помощью ритуально-инициальных практик в условиях временных детских объединений в России, благодаря которым происходит преображение личности, развитие креативного мышления и коррекция агрессивных побуждений. Область применения результатов: система общего образования.
Скачать PDF

Ритуалы как средство регуляции поведения людей в совместной деятельности

Дворникова И.Н., Беганцова И.С.
В исследовании проанализированы ритуалы как психологическое средство развития межличностных отношений, рассмотрены признаки подлинных ритуалов, выявлено их значение для формирования группы.
Скачать PDF

Феномен ритуальности при навязчивых состояниях: психоаналитический этюд

Микаелян Владимир Акопович, Микаелян Эрик Владимирович
Навязчивые состояния (обсессии) традиционно рассматриваются с психиатрических позиций. Вопрос психоаналитических перспектив проблемы навязчивых состояний заслуживает отдельного рассмотрения. Любые виды деятельности могут иметь характер навязчивости. В ритуальных действиях мы можем видеть попытки избавления от неосознанной вины, в связи с чем формируется желание испытать наказание за это. Выгода навязчивостей в том, что они частично подконтрольны индивиду, он выполняет их в строгой последовательности и с определенной периодичностью. Навязчивость играет двойную роль, как психическая защита и как удовлетворение импульсов бессознательного уровня психики. Навязчивые состояния всегда имеют в качестве запускающей причины некий травматический опыт. Механизмом их формирования является смещение. Процесс трансформации обсессий в компульсивные нарушения чаще следующий: защитные силы не способны спасти сознание от навязчивых мыслей, на смену чему приходит компульсивная активность, берущая защитную функцию. Когда в поведение личности вторгается ритуальность в виде навязчивых состояний, Я-сознанию отводится незавидная роль контроля над неконтролируемым. Психика наполняется незнакомым, с точки зрения Я-сознания, содержанием, которое должно ассимилироваться в контексте принципа «здесь и теперь». Следствием этих попыток ассимиляции становится формирование навязчивых состояний. Таким образом, навязчивые состояния могут быть рассмотрены как результат частичной ассимиляции Я-сознанием архаических содержаний филогенеза. Навязчивые состояния можно также определить как индивидуальный альтернативный путь развития, имеющий ритуализованный терапевтический характер на уровне бессознательного психического и патологический характер на уровне сознания личности. Это попытка коллективной или объективной психики справиться с психической проблемой. При этом коллективная психика не считается с возможностями индивидуального сознания, так как для бессознательного нет ограничений. Сегодня психоаналитическая модель навязчивостей является одним из психотерапевтических подходов, который используется в терапии навязчивых состояний. Все психотерапевтические модели основаны на принципе самопознания.
Скачать PDF

Психологические смыслы ритуалов безопасности в образовательном пространстве вуза

Тылец Валерий Геннадьевич, Краснянская Татьяна Максимовна
Осуществлен анализ смыслов ритуалов безопасности, свойственных субъектам образовательного пространства. Представляя собой специально организованные формы поведения, ритуалы безопасности ориентированы на обеспечение подконтрольности субъектам факторов, значимых для сохранения их целостности, защищенности и способности к развитию в направлении жизненной цели. Основными смыслами ритуалов безопасности для субъектов образовательного пространства названы обеспечение стабильности деятельности, нейтрализация неблагоприятных для ее выполнения факторов и повышение уверенности в себе.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 11

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!