Межкультурная компетенция

Найдено 1 определение:

Межкультурная компетенция

Понятие М. к. вошло в науч. дискурс в 1990-х гг. в результате переосмысления концепции коммуникативного обучения иностр. языкам, вызванного необходимостью преодоления разрыва между глобальными образовательными целями, вставшими перед объединенной Европой, и прагматическими установками в обучении иностр. языкам. Появление нового понятия было связано с необходимостью разрешения противоречий и внутри самого коммуникативного метода, обусловленных недооценкой специфики восприятия изучающего иностр. язык, его лингвокультурного опыта в рамках родной культуры. Являясь ключевым понятием лингводидактики, М. к. в то же время характеризуется как понятие междисциплинарное, базирующееся на положениях целого ряда наук, в т. ч. философии и культурологии о системном представлении культуры народа в его языке, на выводах психологии и сравнительного страноведения о существенном влиянии родного языка и родной культуры на процессы овладения иностр. языками и культурами, на данных этнопсихолингвистики о специфике речевого поведения представителей разл. лингвосоциумов. Многоаспектность изучаемого явления объясняет многообразие существующих подходов к его науч. осмыслению и определению. Большинство исследователей рассматривают данный вид компетенции как системное образование с поведенческими, когнитивными и аффективными аспектами. Исходя из основополагающего для совр. лингводидактики положения о том, что обогащение концептуальной картины мира связано с освоением и использованием языкового кода, Ю. Н. Караулов, И. И. Халеева и др. в составе М. к. выделяют коммуникативную компетенцию, осмысливая содержание М. к. с т. зр. взаимосвязи между освоением иноязычного кода и развитием культурного опыта человека. В. П. Фурманова, И. А. Голованова и др., подчеркивая коммуникативный характер данного явления, для обозначения рассматриваемого понятия используют термин «межкультурная коммуникативная компетенция». Др. исследователи разводят понятия М. к. и межкультурная коммуникативная компетенция. Полагая, что М. к. нацелена на сопоставление языков и культур и ее формирование может осуществляться на родном языке, в то время как развитие межкультурной коммуникативной компетенции требует изучения иностр. языка, они, по существу, уподобляют М. к. общим компетенциям (см. Межкультурная коммуникативная компетенция). В отношении роли когнитивного аспекта М. к. ученые проявляют большее единодушие, связывая М. к. со знаниями специфики культурного фона, в т. ч. знаниями культурного модуса поведения, выявленными в результате сравнения культуры страны изучаемого языка и родной культуры. Подчеркивая, что изучение иностр. языка и иной культуры тесно связано с развитием опр. качеств личности, исследователи отмечают роль таких показателей, как способность к рефлексии, эмпатия, толерантность по отношению к иной культуре и ее представителям, открытость и любознательность. Обобщение результатов многочисл. исследований позволяет определить М. к., вслед за В. Мальковой, как способность личности к самореализации в рамках «диалога культур». Данная трактовка дает возможность охватить онтологический аспект становления личности: развитие ее коммуникативного и культурного опыта, выработку личностной позиции в деятельности, становление индивидуальных форм О. с др. культурой/культурами. Существенным уточнением данного понятия является определение М. к. как высшего уровня владения способами осуществления межкультурной коммуникации между партнерами по взаимодействию, представителями разл. культурных социумов. Такой подход позволяет рассматривать М. к. как специфическое системное образование, реализуемое в контексте межкультурного О./обучения межкультурному общению и не сводимое к общим компетенциям личности. В содержательном плане М. к. объединяет целый комплекс умений. В него входят: умения оперировать знаниями о системе изучаемого языка в процессе коммуникации, а также фоновыми знаниями своей культуры и культуры инофона, умения интерпретировать явления иной культуры с позиции ее представителей, воспринимать и понимать иную ценностную систему, умения общаться с носителями иного языка, иной культуры, осознавая при этом различия в использовании средств иностр. языка в зависимости от ситуации, репертуара ролей, норм, обычаев иноязычного речевого поведения, культурных традиций в сравнении с родным языком и родной культурой. Лит.: Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987; Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). М., 1989. Л. В. Яроцкая
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Межкультурная компетенция как условие успешных бизнес-переговоров

Сахно Игорь Викторович
Особое значение для психологической науки и практики в современных условиях приобретает исследование проблемы повышения эффективности бизнес-переговоров представителей разных культур с характерным для них когнитивным диссонансом, усвоенной деловой практикой и коммуникативными стратегиями, а также доминирующими ценностями и смыслами. Межкультурная компетенция участников бизнес-переговоров определена как совокупность культурно-релевантных ценностей, норм, стереотипов и социальных умений, обеспечивающих бесконфликтность, результативность и комфортность переговорного процесса в поликультурной среде. Проанализированы ведущие научные подходы к определению данного феномена, подчеркнута значимость диалогичности в успешности переговоров и выявлен ценностный компонент межкультурной компетенции. Сделан вывод о том, что на межкультурную компетенцию в переговорах влияет как культурно обусловленный стиль ведения переговоров, так и специфические черты деловых стратегий представителей разных культур.
Скачать PDF

Формирование социокультурной компетенции при профессионально-ориентированном обучении межкультурной

Султанова И.В.
В статье рассматривается совокупность социокультурных знаний и умений, необходимых психологам для реализации эффективной профессиональной деятельности, обоснованы принципы профессионально-ориентированного обучения языку и культуре его носителей и представлен комплекс профессионально-ориентированных социокультурных заданий.
Скачать PDF

Компетенции специалиста по адаптивной физической культуре, формируемые и применяемые в научно-исслед

Балашова Валентина Федоровна
В статье рассматривается научно-исследовательская деятельность как один из видов профессиональной деятельности специалиста в области адаптивной физической культуры. В соответствии с задачами профессиональной деятельности в работе предлагаются к обсуждению требования к результатам освоения основной образовательной программы подготовки по виду «научно-исследовательская деятельность», представленные в проекте ГОС нового поколения в компетентностном формате.This article discusses the research as a form of professional specialists in the field of adaptive physical education.In accordance with the professional activities of the proposed to discuss the requirements for the development of the main results of the educational program of training in mind «research», presented in the draft state educational standart new generation of competence format
Скачать PDF

Проектирование компетенций и компетентностей профессиональной социализации психологов

Киселева О.С.
Проектирование компетенций и компетентностей базируется на интерпретации ключевых понятий дидактики современными российскими учеными В. В. Краевским, В. П. Симоновым, А. В. Хуторским и др. В частности, содержание образования в российской дидактике понимается как педагогически адаптированный социальный опыт, человеческая культура, взятая в аспекте социального опыта, во всей его структурной полноте. Он включает не только когнитивно-информационный компонент «готовые» знания и опыт по осуществлению известных способов деятельности, а также и опыт творческой деятельности (креативность) и опыт эмоционально-ценностных ориентации.
Скачать PDF

Методика оценки социально-личностных компетенций в контексте изучения психосоматического здоровья (м

Васильев М.А.
Статья посвящена результатам разработки опросника оценки социально-личностных компетенций человека на основании концепции В. А. Ананьева «Цветок потенциалов». Методика позволяет оценить степень сформированности основных компетенций, необходимых для сохранения и развития здоровья. Описанный метод также дает возможность выявлять группы риска возникновения различных психосоматических заболеваний.
Скачать PDF

Воспитание волевых качеств юных спортсменов как ключевая компетенция специалиста

Кругликова В.С., Усманов В.Ф.
Скачать PDF

Формирование психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы в системе п

Малый Юлия Владимировна
В статье с позиций компетентностного подхода рассмотрена проблема профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, определена сущность, структура психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза, выявлены критерии и уровни психолого-педагогической компетенции, разработана технологическая модель ее формирования в системе повышения квалификации преподавателей высшей технической школы.
Скачать PDF

Ключевые компетенции менеджера педагогического университета

Белан Е.П.
Скачать PDF

Обучение устной иноязычной коммуникативной компетенции на основе формирования когнитивных стратегий

Кирилова Е.М.
В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования коммуникативной прагматической компетенции: языковая личность, вторичная языковая личность, компоненты прагматической компетенции, необходимые для социального взаимодействия когнитивные стратегии, направленные на ее формирование и методика обучения иноязычному общению на основе когнитивно-коммуникативных заданий.
Скачать PDF

Формирование дисциплинирующей компетенции в процессе профессионально-личностного становления курсант

Мещерякова Елена Ивановна, Булгаков Дмитрий Николаевич
Дисциплинирующая компетентность формируется в процессе профессионально-личностного становления курсанта в воспитательной среде ведомственного образовательного учреждения. Воспитание дисциплинирующей компетенции курсантов должно строиться на определенных принципах, а уровень ее сформированное™ можно оценить системой показателей.
Скачать PDF

Мотивация как ключевая управленческая компетенция

Кожевина Ольга Владимировна, Крук Елена Евгеньевна
Уделяется значительное внимание передовым зарубежным моделям и подходам к мотивированию персонала, повышению его производственной и творческой активности. Авторами глубоко проанализированы некоторые мотивационные установки и приоритеты ведущих компаний мира, в результате чего сделаны рекомендации и предложения по формированию кадровой политики в организации, ориентированной на эффективную обратную связь «руководитель-подчиненный-руководитель».
Скачать PDF

Развитие профессиональных компетенций студента факультета психологии в контексте психологического тр

Смирнова Г.Е.
В статье освещается опыт развития профессиональных компетенций студентов-психологов на психологическом тренинге. Сделан краткий исторический обзор развития теории и практики психологического тренинга. Описаны технологии развития учебно-профессиональной мотивации, некоторых универсальных и профессиональных компетенций студентов первого курса. Предлагаются пути формирования профессиональной компетентности студентов-психологов на психологическом тренинге в учебном процессе.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 12

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!