Межкультурная компетенция

Найдено 1 определение
Межкультурная компетенция
Понятие М. к. вошло в науч. дискурс в 1990-х гг. в результате переосмысления концепции коммуникативного обучения иностр. языкам, вызванного необходимостью преодоления разрыва между глобальными образовательными целями, вставшими перед объединенной Европой, и прагматическими установками в обучении иностр. языкам. Появление нового понятия было связано с необходимостью разрешения противоречий и внутри самого коммуникативного метода, обусловленных недооценкой специфики восприятия изучающего иностр. язык, его лингвокультурного опыта в рамках родной культуры. Являясь ключевым понятием лингводидактики, М. к. в то же время характеризуется как понятие междисциплинарное, базирующееся на положениях целого ряда наук, в т. ч. философии и культурологии о системном представлении культуры народа в его языке, на выводах психологии и сравнительного страноведения о существенном влиянии родного языка и родной культуры на процессы овладения иностр. языками и культурами, на данных этнопсихолингвистики о специфике речевого поведения представителей разл. лингвосоциумов. Многоаспектность изучаемого явления объясняет многообразие существующих подходов к его науч. осмыслению и определению. Большинство исследователей рассматривают данный вид компетенции как системное образование с поведенческими, когнитивными и аффективными аспектами. Исходя из основополагающего для совр. лингводидактики положения о том, что обогащение концептуальной картины мира связано с освоением и использованием языкового кода, Ю. Н. Караулов, И. И. Халеева и др. в составе М. к. выделяют коммуникативную компетенцию, осмысливая содержание М. к. с т. зр. взаимосвязи между освоением иноязычного кода и развитием культурного опыта человека. В. П. Фурманова, И. А. Голованова и др., подчеркивая коммуникативный характер данного явления, для обозначения рассматриваемого понятия используют термин «межкультурная коммуникативная компетенция». Др. исследователи разводят понятия М. к. и межкультурная коммуникативная компетенция. Полагая, что М. к. нацелена на сопоставление языков и культур и ее формирование может осуществляться на родном языке, в то время как развитие межкультурной коммуникативной компетенции требует изучения иностр. языка, они, по существу, уподобляют М. к. общим компетенциям (см. Межкультурная коммуникативная компетенция). В отношении роли когнитивного аспекта М. к. ученые проявляют большее единодушие, связывая М. к. со знаниями специфики культурного фона, в т. ч. знаниями культурного модуса поведения, выявленными в результате сравнения культуры страны изучаемого языка и родной культуры. Подчеркивая, что изучение иностр. языка и иной культуры тесно связано с развитием опр. качеств личности, исследователи отмечают роль таких показателей, как способность к рефлексии, эмпатия, толерантность по отношению к иной культуре и ее представителям, открытость и любознательность. Обобщение результатов многочисл. исследований позволяет определить М. к., вслед за В. Мальковой, как способность личности к самореализации в рамках «диалога культур». Данная трактовка дает возможность охватить онтологический аспект становления личности: развитие ее коммуникативного и культурного опыта, выработку личностной позиции в деятельности, становление индивидуальных форм О. с др. культурой/культурами. Существенным уточнением данного понятия является определение М. к. как высшего уровня владения способами осуществления межкультурной коммуникации между партнерами по взаимодействию, представителями разл. культурных социумов. Такой подход позволяет рассматривать М. к. как специфическое системное образование, реализуемое в контексте межкультурного О./обучения межкультурному общению и не сводимое к общим компетенциям личности. В содержательном плане М. к. объединяет целый комплекс умений. В него входят: умения оперировать знаниями о системе изучаемого языка в процессе коммуникации, а также фоновыми знаниями своей культуры и культуры инофона, умения интерпретировать явления иной культуры с позиции ее представителей, воспринимать и понимать иную ценностную систему, умения общаться с носителями иного языка, иной культуры, осознавая при этом различия в использовании средств иностр. языка в зависимости от ситуации, репертуара ролей, норм, обычаев иноязычного речевого поведения, культурных традиций в сравнении с родным языком и родной культурой. Лит.: Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987; Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). М., 1989. Л. В. Яроцкая

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Структура межкультурной компетенции

Герасимова И. Г.
Статья посвящена формированию межкультурной компетенции у студентов технических вузов в процессе профессиональной подготовки.
Читать PDF

Развитие межкультурной компетенции волонтёра

Каракулова Екатерина Николаевна, Мухачева Елена Васильевна
Предлагается педагогическая модель развития межкультурной компетенции в рамках социальной среды, где все участники являются носителями одного языка.
Читать PDF

Компонентный состав межкультурной компетенции

Апальков Валерий Геннадьевич, Сысоев Павел Викторович
В работе обсуждается компонентный состав моделей межкультурной компетенции. Проведя анализ наиболее распространенных моделей, авторы предлагают собственный компонентный состав межкультурной компетенции.
Читать PDF

Межкультурная компетенция будущего специалиста

Валеев Азат Салимьянович, Куваева Марина Михайловна, Махмутов Юнир Мидхатович
Читать PDF

Межкультурная компетенция в подготовке юристов

Ялаева Н.В.
В данной статье рассматривается межкультурная коммуникативная компетенция как цель иноязычной подготовки юристов межкультурному общению в профессиональной сфере.
Читать PDF

Проблема формирования межкультурной компетенции

Агеева А.В.
В данной статье речь идет о проблеме межкультурной компетенции.
Читать PDF

Проблемы межкультурной коммуникации и компетенции

Андросова Ирина Геннадьевна
Рассмотрены многочисленные примеры межкультурных различий при коммуникации в сфере международного бизнеса.
Читать PDF

Оценивание межкультурной коммуникативной компетенции

Руденко Надежда Сергеевна, Брайтон Кристофер
Использование опросников самооценивания и дневников саморефлексии или журналов является важной составляющей межкультурного коммуникативного обучения.
Читать PDF

Компонентный состав моделей межкультурной компетенции

Филонова Виктория Викторовна
Обсуждается компонентный состав моделей межкультурной компетенции.
Читать PDF

Формирование межкультурной компетенции в средней школе

Панченко О. А.
Читать PDF

Развитие межкультурных компетенций как феномен образования

Хангану Наталья Дмитриевна
В статье анализируется понятие межкультурных компетенций младших школьников как феномен образовательного процесса в рамках межкультурного взаимодействия.
Читать PDF

Межкультурная компетенция в структуре компетенций психолога

Карнышев Александр Дмитриевич
В статье в русле компетентностного подхода показаны основные функции, которые выполняет психолог в своей практической деятельности.
Читать PDF

Концепция развития научной межкультурной компетенции в вузе

Гудкова Светлана Анатольевна, Якушева Татьяна Сергеевна
Процесс глобализации предполагает, что любой преподаватель высшего учебного заведения должен иметь навыки как устной иноязычной коммуникации в своей профессиональной сфере деятельности так и обладать умениями осуществлять эффектив
Читать PDF

Дидактические условия формирования межкультурной компетенции

Коротких Ю. Ю.
Одной из ключевых задач в реализации воспитательного потенциала современной образовательной системы является формирование у молодежи высокого уровня межкультурной компетенции.
Читать PDF

Для чего и как развивать межкультурную компетенцию студентов

Осипов П. Н.
Статья представляет собой рецензию на коллективную монографию, посвященную проблеме развития межкультурной компетенции студентов Казанского национального исследовательского технологического университета, имеющего богатый опыт в эт

Похожие термины:

  • Межкультурная компетенция коммуникативная

    Понятие М. к. к. используется в науч. дискурсе в 2 осн. значениях: как синоним лингводидактического термина «межкультурная компетенция и как самост. понятие. Разводя понятия межкультурная компетенц