Межкультурная компетенция коммуникативная

Найдено 1 определение:

Межкультурная компетенция коммуникативная

Понятие М. к. к. используется в науч. дискурсе в 2 осн. значениях: как синоним лингводидактического термина «межкультурная компетенция и как самост. понятие. Разводя понятия межкультурная компетенция и М. к. к., ряд авторов полагает, что М. к. к. не тождественна ни коммуникативной, ни межкультурной компетенциям: межкультурная компетенция нацелена на сопоставление языков и культур и ее формирование может осуществляться на родном языке, в то время как развитие М. к. к. требует изучения иностр. языка. При таком подходе межкультурная компетенция уподобляется общим компетенциям, а М. к. к. трактуется, напр. К. М. Ирисхановой, как способность и готовность строить отношения с представителями др. культур, как способность и желание достичь понимания в межкультурных контактах вербальными и невербальными средствами. Это компетенция, к-рая позволяет языковой личности выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности. В содержательном плане М. к. к. представляет собой систему знаний, способностей, умений и психол. характеристик индивида: а) знания условий и усилий, необходимых для обеспечения эффективного межкультурного О., что подразумевает знание изучаемого языка в системе культуры, осознание общего и различного между родным и изучаемым языками/культурами с т. зр. социокультурных практик, включая дискурсивные, этические и коммуникативные способы видения и осмысления мира; б) умения осуществлять межкультурное взаимодействие, что предполагает коммуникативное умение на изучаемом языке, умение учитывать различия в восприятии и описании мира, умение приобретать и оперировать знаниями, существенными для изучаемой культуры, умения интерпретировать события, факты, убеждения, поведение с т. зр. не только собственной, но и изучаемой культуры, умения проявлять толерантность и эмпатию. Речь идет о множественности перспектив или более широком поле зрения, позволяющем индивиду в межкультурных ситуациях преодолевать до нек-рой степени свой эго- и этноцентризм; в) эмоциональное отношение, связанное с желанием или нежеланием достичь понимания в межкультурном О. и признанием ценностных ориентаций собственной культуры как одной из возможных точек зрения. Разведение понятий межкультурной компетенции и М. к. к. признается обоснованным не всеми исследователями на том основании, что формирование концептуальной картины мира сопряжено с освоением и использованием языкового кода, следовательно, развитие межкультурной компетенции всегда носит коммуникативный характер (см. Межкультурная компетенция). В этом смысле уточнение М. к. к. оценивается как избыточное и двусмысленное, т. к. создается впечатление, что существует М. к. к. и некоммуникативного типа. Лит.: Ирисханова К. М. Межкультурная коммуникативная компетенция и учебно-методический комплекс для вузов неязыковых специальностей // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та; Вып. 538. Серия Лингводидактика. М., 2007; Byram M., Fleming M. Language Learners in Intercultural Perspective. Cambridge, 1998. Л. В. Яроцкая
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование социокультурной компетенции при профессионально-ориентированном обучении межкультурной

Султанова И.В.
В статье рассматривается совокупность социокультурных знаний и умений, необходимых психологам для реализации эффективной профессиональной деятельности, обоснованы принципы профессионально-ориентированного обучения языку и культуре его носителей и представлен комплекс профессионально-ориентированных социокультурных заданий.
Скачать PDF

Межкультурная компетенция как условие успешных бизнес-переговоров

Сахно Игорь Викторович
Особое значение для психологической науки и практики в современных условиях приобретает исследование проблемы повышения эффективности бизнес-переговоров представителей разных культур с характерным для них когнитивным диссонансом, усвоенной деловой практикой и коммуникативными стратегиями, а также доминирующими ценностями и смыслами. Межкультурная компетенция участников бизнес-переговоров определена как совокупность культурно-релевантных ценностей, норм, стереотипов и социальных умений, обеспечивающих бесконфликтность, результативность и комфортность переговорного процесса в поликультурной среде. Проанализированы ведущие научные подходы к определению данного феномена, подчеркнута значимость диалогичности в успешности переговоров и выявлен ценностный компонент межкультурной компетенции. Сделан вывод о том, что на межкультурную компетенцию в переговорах влияет как культурно обусловленный стиль ведения переговоров, так и специфические черты деловых стратегий представителей разных культур.
Скачать PDF

Обучение устной иноязычной коммуникативной компетенции на основе формирования когнитивных стратегий

Кирилова Е.М.
В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования коммуникативной прагматической компетенции: языковая личность, вторичная языковая личность, компоненты прагматической компетенции, необходимые для социального взаимодействия когнитивные стратегии, направленные на ее формирование и методика обучения иноязычному общению на основе когнитивно-коммуникативных заданий.
Скачать PDF

«Мы» и «Они» в межкультурном пространстве коммуникативного процесса (на примере России, Германии и Ф

Крюкова Татьяна Леонидовна, Сапоровская Мария Вячеславовна
В статье представлены результаты кросскультурного исследования образов российских мужчин и женщин в представлениях европейцев. Представлена концептуальная модель, позволяющая верифицировать гипотезы. Представления о россиянах соотносятся в исследовании с представлениями о соотечественниках, что рассматривается авторами как фактор их межкультурного взаимодействия.
Скачать PDF

Параметры коммуникативной компетенции менеджеров

Левченко А.Е.
В статье выявлены основные параметры коммуникативной компетенции менеджера, определены их составляющие знания, умения, навыки и личные качества.
Скачать PDF

Коммуникативная толерантность при межкультурном взаимодействии русских и китайских студентов

Егурнова Александра Александровна, Букетова Елена Андреевна
Статья посвящена вопросам выявления и анализа особенностей коммуникативной толерантности при межкультурном взаимодействии русских и китайских студентов высших учебных заведений на примере университетов города Комсомольска-на-Амуре. Авторами выделены основные задачи развития коммуникативной толерантности и способы повышения её уровня.
Скачать PDF

Научное обоснование принципов коммуникативной компетенции врача в рамках реабилитационных программ д

Тлиш М.М.
Предлагаемая научная модель образовательной парадигмы в медицинском вузе по принципу «информация-образование-коммуникативность» позволяет достичь желаемого позитивного контакта «врач пациент» в рамках комплексных реабилитационных программ для больных зудящими дерматозами при объединении сбытовых интересов всех субъектов системы медицинского образования, включая непосредственного производителя (муниципальных и частных медицинских фирм) медицинских услуг, их потребителей, государственные и общественные организации, прессу (в т.ч. при рекламе медуслуг), правоохранительные органы (в контексте позитивизации взаимосвязанных с рынком медицинских услуг правовых, демографических, экономических, политических и научно-технических составляющих среды, сложившейся вокруг российского и зарубежного медицинского продукта).
Скачать PDF

Культурная обусловленность развития межкультурной коммуникативной компетентности личности (социально

Большакова Олеся Борисовна
На сегодняшний день межкультурная коммуникативная компетентность является объектом исследования различных научных направлений, что обусловливает вариативность и разноплановость ее концепций. Это, с одной стороны, свидетельствует о значимости и актуальности данного феномена, с другой стороны, порождает некоторую несогласованность в определении ее сущности, а также факторов, детерминирующих специфику ее развития. Анализ психолого-педагогических условий формирования межкультурной коммуникативной компетентности личности сопряжен с исследованием социально-психологических факторов развития данной компетентности. Одной их ключевых категорий в этой связи выступает культура. В статье приводится анализ различных определений понятия «культура» с позиции связи с социальным взаимодействием на внутрикультурном и межкультурном уровнях. Рассмотрены вопросы соотнесения понятий «инкультурация» и «социализация», взаимосвязи инкультурации и этноцентризма. Сделан вывод о том, что культура в русле межкультурного взаимодействия представляет собой сложную многоуровневую систему, детерминирующую становление и развитие личности. Этническая культура определяется как контекст, детерминирующий специфику протекания процессов социализации и инкультурации индивида, а также их результатов.
Скачать PDF

Динамика становления коммуникативных компетенций как показатель готовности к осуществлению профессио

Камышанов А.А., Климова Е.М.
В статье рассматривается динамика формирования коммуникативных компетенций курсантов командно-инженерного факультета Академии гражданской защиты МЧС России. Компетентность формируется на этапах (ступеньках) мотивов, явных знаний, начальных умений, простых и сложных навыков. Процесс становления коммуникативных компетенций специалистов для прохождения службы в МЧС России включает в себя три основных компонента: информационно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный, аффективно-коммуникативный. Были выделены этапы формирования коммуникативных компетенций: когнитивно-ориентировочный, деятельностный и творческий.
Скачать PDF

Влияние коммуникативной компетенции на показатели профессиональной реализации педагогов в работе с в

Шилова Тамара Алексеевна, Харитонова Галина Вячеславовна
В статье описываются подходы к исследованию психологической компетентности, раскрываются взаимосвязи психологической компетентности с другими видами компетентности.
Скачать PDF

Формирование коммуникативных компетенций как фактор успешности обучения и становления морского специ

Бугакова Екатерина Сергеевна
В статье обосновывается необходимость формирования коммуникативных компетенций у курсантов вузов морского профиля с целью повышения успешности их обучения и профессионального становления. Показана специфика обучения курсантов морских высших учебных заведений. Описаны диагностические методики исследования коммуникативных особенностей курсантов, описан авторский опросник на выявление причин возникновения коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вуза морского профиля, намечены пути экспериментального формирования коммуникативных компетенций. В качестве объекта исследования выступили курсанты Института водного транспорта имени Г. Я. Седова в возрасте 17-22 лет, всего 200 человек. На основе предварительного анализа данных, полученных в результате применения авторского опросника, были выявлены специфические причины возникновения коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов морского профиля. Обоснована необходимость изучения коммуникативных барьеров и психологического сопровождения при формировании коммуникативных компетенций у курсантов морского вуза.
Скачать PDF

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

М. М. Хапаева
Коммуникативная компетенция рассматривается как ресурс, позволяющий эффективно строить коммуникации в личностном взаимодействии. Дается подробный анализ понятия «компетенция», «общение», «коммуникативная культура» с позиций различных научных точек зрения ученых (Зязюн И.А., Леонтьев АН, Левитан К.М., Зимняя И.А.).
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!