Междисциплинарная терапия

Найдено 1 определение
Междисциплинарная терапия
interdisciplinary treatment) Междисциплинарный бригадный подход предполагает использование двух и более лиц, имеющих подготовку в различных профессиональных дисциплинах. Его целью является повышение качества лечения путем интеграции различных сведений, почерпнутых из разных дисциплин. Хотя междисциплинарный подход часто восхваляется в литературе, мало исследований проведено для оценки его эффективности. Несмотря на недостаток эмпирических данных, Дуканис и Голин считают, что бригады М. т. получили широкое распространение благодаря а) концепции целостности клиента, б) организационным нуждам и в) соц. заказу. Концепция целостности клиента подчеркивает важность видения клиента или пациента как единого целого, во взаимосвязи всех компонентов. Следовательно, при выборе лечения следует учитывать не только воздействие на идентифицированные компоненты, но также и возможные вторичные эффекты в отношении др. частей системы. Вторичные эффекты лечебной стратегии в рамках к.-л. одной дисциплины могут быть оценены представителями других дисциплин, если они включены в общий лечебный подход. Возрастающая сложность орг-ции лечения также дала толчок к использованию междисциплинарного подхода. В сложных организациях междисциплинарный бригадный подход используется для повышения качества коммуникации и для уточнения линий руководства внутри орг-ции. Чтобы противостоять фрагментированию, орг-ции реагируют интеграцией различных дисциплин в функциональные единицы, которые затем должны научиться сотрудничать друг с другом. Требования со стороны штатных, федеральных и др. источников финансирования также повышают частоту использования междисциплинарных подходов, поскольку отражают соц. заказ, рассматривающий формирование междисциплинарных бригад в качестве условия финансирования. Это требование обосновано необходимостью повышения качества обслуживания, а также повышением профессиональной ответственности в ходе использования междисциплинарных бригад. Развитие М.т. яв-ся прямым следствием развития профессиональных групп и их последующей специализации и расслоения. Дуканис и Голин рассматривают развитие профессионального статуса как процесс, требующий: а) наличия нужды или неудовлетворенной потребности; б) лиц, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для удовлетворения этой потребности; в) объединения этих лиц в группы, характеризуемые, с т. зр. окружающих, специальными знаниями и навыками. Ряд групп в области психиатрического здравоохранения проделали движение по этим ступеням. Первой такой группой, сделавшей эти шаги в здравоохранении в целом и в охране психич. здоровья в частности, были врачи. Постепенно, однако, более простые обязанности, выполняемые врачами, были возложены на их помощников с целью предоставления врачам большей свободы в лечении сложных случаев, требующих полной отдачи врачебных знаний и навыков. Со временем и эти группы сформировали свой собственный комплекс познаний и навыков, получив признание своей специализации и уровня подготовки со стороны окружающих. Этот процесс развития одновременно сопровождался информ. взрывом, при к-ром от специалиста стало невозможным ожидать владения всеми познаниями неврачебного здравоохранения. Полномасштабные действия бригады междисциплинарного лечения мало отличаются от работы хорошо функционирующей бригады в любой другой сфере деятельности. Цель группы - первый и наиболее критический аспект функционирующей бригады. И. Рубен и его сотрудники подчеркивают, что ясное понимание цели группы является необходимым для всех ее членов, чтобы заключенные в ней знания и навыки могли быть адекватно сосредоточены на выполнении поставленной задачи. Вэйлитутти и Кристоплос утверждают, что общей целью междисциплинарной бригады яв-ся либо диагностика (оценка) и лечение идентифицированных проблем, либо диагностика и направление к др. специалистам для лечения. Членство в группе определяется тем вкладом, который каждый будущий ее член сможет внести для выполнения общей задачи группы. Состав бригады определяется типом проблем, встречаемых у пациента/клиента, организационной структурой и наличием представителей различных участвующих дисциплин. При проведении междисциплинарного лечения психолог чаще всего сотрудничает с представителями таких профессий, как психиатрия, неврология, пластическая хирургия, внутренние болезни, аллергология, физиотерапия, соц. работа и трудотерапия. Лечение может проводиться в школах, центрах психич. здоровья, больницах, гос. и частных реабилитационных агентствах и наркологических центрах. Заключительным аспектом формирования бригады является решение об участии пациента/клиента в бригадном принятии решений. Существует тенденция к включению пациента в принятие мед. решений, несмотря на отсутствие достаточного эмпирического подтверждения эффективности этого подхода. Функционирующая бригада интерактивна по своей природе и найденные решения представляют собой продукт всей группы в целом. Специфический процесс принятия решений может варьировать от автократического до демократического, в зависимости от типа решаемых группой проблем, контингента обслуживаемых больных, знаний и навыков руководителя группы и ее членов. В то время как более автократическая процедура требует больших знаний и навыков руководителя, при более демократическом подходе расчет делается на знания и навыки как руководителя, так и членов группы. Требуемые знания и навыки включают не только профессиональную подготовку по специальности каждого, но также подготовку в области функционирования группы. Демократический междисциплинарный бригадный подход должен будет использоваться более часто по мере того, как неврачебные дисциплины здравоохранения будут получать большее признание. Вне зависимости от того, используется ли автократический или демократический стиль руководства, в рамках подхода междисциплинарной терапии возникает ряд трудностей. Наиболее очевидной проблемой междисциплинарного лечения является использование общей терминологии. Развитие каждой дисциплины сопровождается появлением специализированной терминологии. Хотя этот специализированный словарь часто является необходимой составной частью нового знания, он может вызвать трудности в функционировании междисциплинарной группы в связи с незнанием др. участников используемых терминов или с различиями в значении, придаваемом одному и тому же термину в разных дисциплинах. Возможно, менее заметными, но безусловно столь же проблематичными яв-ся затруднения, вызываемые различиями в концептуализации проблем в разных дисциплинах. Врачи, например, склонны думать в рамках "медицинской модели" или "модели болезни". Эта модель подвергалась критике как запретительная со стороны тех, кто предлагает вместо нее "модели здоровья" или "поведенческие модели". Затруднения в междисциплинарном лечебном подходе могут затрагивать профессиональную идентичность. Принятие предложений выбора метода терапии со стороны смежной дисциплины может вызвать проблемы оценки важности этой дисциплины по сравнению с собственной. Наконец, бригады М. т. могут быть и дорогостоящими, поскольку несколько высокооплачиваемых специалистов привлекаются для принятия решений. Кто-то должен платить за время профессионалов, которое они проводят вместе, и в ряде случаев расходы ложатся на плечи пациента/клиента. Несмотря на трудности, присущие междисциплинарному лечебному подходу, предоставляемые им существенные преимущества способствуют его распространению как методу терапии. Хорошо функционирующая междисциплинарная бригада полезна для пациента/клиента, поскольку наличие представителей разных дисциплин в большей мере позволяет обеспечить целостное видение больного, не ограниченное рамками к.-л. одной специальности. Часто вариации в идентификации проблем и лечебных подходов помогают и больному, и терапевтической бригаде, расширяя репертуар возможных выборов. Это способствует как расширению подхода, так и специализации в каждом аспекте лечения. Таким образом пациент получает пользу за счет повышения качества лечения, в то время как членам бригады оказывается полезным обмен знаниями и приемами работы между собой. См. также Поведенческая медицина, Холистическое здоровье, Бригады психического здоровья, Групповая работа Р. Каппенберг

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
112.59 кб

Междисциплинарный подход к терапии диспареунии

Федорова А. И.
В статье представлены принципы междисциплинарного подхода к терапии диспареунии, предложены дифференцированные лечебнореабилитационные программы при различных патогенетических формах диспареунии. Статья представлена А.Г.
Читать PDF
609.44 кб

Системные и междисциплинарные подходы к терапии

В. А. Хромушин, М. В. Паньшина, В. В. Еськов
Читать PDF
1,017.50 кб

Междисциплинарные проблемы в преподавании и практике терапевтической стоматологии

Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В., Левченкова Н.С., Галанова Т.А., Нестерова М.М.
Рассматриваются проблемы, возникшие в связи с внедрением в учебный процесс образовательных программ, нуждающиеся в модернизации, основной смысл которой должен сводиться к логической последовательности и преемственности освоения ма
Читать PDF
259.34 кб

Нейроциркуляторная дистония (кардионевроз): междисциплинарный подход к диагностике и терапии

Медведев Владимир Эрнстович
Читать PDF
15.87 мб

Пароксизмальные расстройства движения как междисциплинарная проблема: принципы диагностики и терапии

Закирова Диляра Ренатовн, Ситдикова Алина Ильсуровна, Иксанова Екатерина Николаевна, Хузина Гульнара Рашидовна
Цель исследования анализ современного состояния проблемы и характеристика принципов дифференциальной диагностики пароксизмальных двигательных нарушений. Материал и методы.
Читать PDF
458.33 кб

Терапевтическая резистентность при депрессии как объект междисциплинарного биомедицинского исследова

Мазо Галина Элевна, Кибитов Александр Олегович, Рукавишников Григорий Викторович, Ганзенко Мария Аркадьевна, Грицевская Елена Михайловна, Фадеев Дмитрий Валерьевич, Палкин Юрий Рудиевич, Лиманкин Олег Васильевич, Незнанов Николай Григорьевич
Проблема отсутствия адекватного терапевтического ответа при депрессивном расстройстве остается одной из наиболее актуальных и дискуссионных в клинической психиатрии: у 60% пациентов терапия первым назначенным антидепрессантом оказ
Читать PDF
142.57 кб

ПРОЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ДИАГНОСТИКЕ, МЕТОДАМ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ, ТЕРАПЕВТИЧЕ

Абдулганиева Д.И., Бакулев А.Л., Белоусова Е.А., Знаменская Л.Ф., Коротаева Т.В., Круглова Л.С., Кохан М.М., Лила А.М., Хайрутдинов В.Р., Халиф И.Л., Хобейш М.М.
В связи с высоким риском развития у одного пациента нескольких иммунновоспалительных заболеваний (псориаз, псориатический артрит ПсА и болезнь Крона БК) крайне актуальными являются их ранняя диагностика и адекватная терапия.