МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ
1. Метод вынужденного выбора, или метод принудительного выбора — один из модусов-методов апробируемых иссл., кот. используют теорию обнаружения сигнала, при изучении чувствительности-сензитивности мультисенсорных систем; согласно концепции М.в.в. каждая проба состоит не из одного, а из нескольких дифференциальных интервалов-наблюдений, и лишь в одном из кот. подается сам сигнал, а испытуемый должен и указать-определить в каком именно из интервалов был, согласно его критериям-оценкам, сам сигнал; сами интервалы наблюдения обычно бывают отделены друг от друга во временных рамках и в этом случае граница интервала денотатируется сигналами других параметров-модальностей; апробируется-интерпретируется также пространственная дифференциация интервалов наблюдения, используется несколько экранов, дисплеев на каждом из кот. может появляться визуально-пространственный сигнал; доказано, что оценочность принятия решения, кот. имеется у субъекта-наблюдателя функционирующего по М.в.в. почты не подвержена каким-либо значительным флуктуациям, что и способствует стабилизации эмпирическо-исследовательских задач, при изучении процессо-сенсорных актов индивида, часто, вне его мотивационной сферы, социоустановок и других внемультисенсорных феноменов; 2. Метод проб и ошибок — модус выработки-получения новых матриц поведения субъекта в социопроблемных ситуациях; сам Э. Торндайк, дескриптировавший данное положение, придавал приматзначимость навыку, кот. конституируется путем закрепления случайных двигательных и ментальных актов, приводящих к достижению необходимых для животного результатов; например, кошка, посаженная в «проблемную клетку», лишенная пищи, начинает метаться-бегать по клетке, выходит на свободу и заполучает пищу, а уже при повторении опытов время, затраченное кошкой на то чтобы выйти-выбраться из клетки, постепенно уменьшается; впоследствии же, кошка сама открывает клетку довольно быстро, что и может быть воспринято субъектом-исследователем, как догадливость животного; т.о., согласно концепциям Торндайка, слепые пробы-ошибки успех, кот. закрепляет удачные пробы и дефиницируют путь приобретения индивидуального опыта у самих животных и субъектов, но такой подход не учитывает специфическую для поведенческих паттернов интенцию каждой пробы, проб, детерминирующих психоконститутивы индивида; И. Павлов и стор. гештальтпсихологии подвергали резкой критике то решение проблемы, кот. предложил Торндайк, например, иссл. гештальтпсихологии в противовес М.п.о. предложили решение дифференциальных эмпирических проблем путем инсайта. 3. Метод самонаблюдения — получение апостериорных данных, посредством наблюдения индивида за собственными психофункциями и психосостояниями в процессе их протекания или уже в процессе постфазы; сам индивид явл. единицей своего индивидуально-эмпирического опыта и имеет генетико-природные особенности, социоприобретенно-индивидуальные, спецификопсихические ориентации, поэтому все данные в его наблюдениях, в основном, субъективны, а поэтому сами результаты самонаблюдения лишены научно-исследовательских методик и требуют трансформации-коррекции при разработке проблемного анализа в самом исследовательско-программном эксперименте; 4. Метод семантического дифференциала — один из модусов тектонизации субъективно-семантических пространств; был пред ложен амер. псих. Ч. Осгудом в 1952 году и апробируется в иссл., кот. связаны с актами перцепции и поведения индивида, с анализом его ментальных процессов, социоустановок, личностно-индексных смыслов, с применением в теории массовых коммуникаций в рекламе, социологии, психологии, психоанализе, этике, эстетике; сами модусы М.с.д. явл. интеграцией-пулизацией метода контролируемых ассоциаций и апробаций шкалирования; при этом измеряемые объекты — модели, понятия, образы, субъекты — аксиологизируются по ряду биполярных градуальных шкал, кои могут быть трех-, пяти-, семибалльными и полюса коих задаются в вербальной иерархии; вместе с вербальными дифференциалами разработаны невербальные семантические дифференциалы, а уже в качестве полюсов-шкал используются-апробируются фото-портреты, макроголограммы, картины, графикооппозиции; 5. Метод семантического радикала — объективный модус семантико-экспериментальных методик, кот. разработан Лурия, Виноградовой в 1959 году, и заключается в анализе индексов-значений путем дефиниции их ассоциативных локусов-полей; М.с.р. относится к числу условно-рефлекторных мультимодусов, кот. используют в качестве аксиологизации семантической интеграции объектов и переноса условно-рефлекторной реакции с одного объекта на другой, кот. в свою очередь находится с самим объектом в семантической импликации-связке; а на базисе записи самих мультиреакций строится семантический топос-поле объектов, кот. когеренцируется с подкрепляемыми реакциями — ориентировочными или оборонительными — с помощью кот. и можно выделить-дефиницировать ядро и периферию семантических полей-локусов; сама же генерализация условно-рефлекторных реакций продуцируется согласно семантическим корреляциям, например, скрипка — виолончель, а для ментально-инфантильных, по фонетическо-семантическим коррелятам, например, скрипка — скрепка; 6. Модус-метод средней ошибки — метод дефиниции порогов, кот. разрабатывал Г.Фехнер в психофизике; при использовании-апробации М.-м.с.о. испытуемый субъект трансформирует переменный раздражитель, уменьшая или же увеличивая его интенсивность, добиваясь т.о., чтобы сам раздражитель перестал казаться отличительным от другого, кот. задан в качестве парадигмы ин-вариантного раздражителя; согласно этому постулату цель субъекта сводится к тому, чтобы репродуцировать-дефиницировать величину, парадигмы; но при таком подходе, выполняя-референцируя М.-м.с.о. субъект допускает ошибку, пытаясь сделать оба раздражителя адекватными, кот. им самим не обнаруживается, а средняя аберрация от субъективного индекса-значения парадигмы и была названа Г. Фехнером средней ошибкой, кот. определялась им как величина прямо пропорциональная дифференциальному порогу; 7. Вход-модус центральной точки — значимоапробативный метод дефиниции величины порогов и абсолютных и дифференциальных; при использовании М.-м.ц.т. субъект автономно трансформирует величину переменного раздражителя, пытаясь т.о. радароизировать-уловить сам миг-момент исчезновения ощущения или же дифференциации между ощущениями в случае измерения самого дифференциального порога; субъект трансформирует величину раздражителя в другой вектороизации, пытаясь дефиницировать-радароизировать сам миг интродуктивного появления ощущения или же дифференциации между мультиощущениями, когда он применяет такие модусы несколько раз и т.о. устанавливает границы возникновения и деструкции ощущения сам субъект и останавливает свои поисковые эксперименты посредине между ними в центральном топосе-локусе; укажем, что сенсорная информмодель позволяет индивиду дефиницировать ширину-периметральность сферы-региона-области в кот. должна быть локализирована ядроцентральная точка, ядроцентральный локус; 8. Метод эксперимента — состоит в конституировании наблюдения, когда согласно программе экспериментального иссл, трансформируется парциально ситуация, в кот. находятся сами участники модусоэкспериментальных программ; самое целесообразное применение М.э. необходимо в тех случаях, когда субъекту-исследователю известны ингредиенты тех или иных гипотез; дифференцируют две формы эксперимента: естественную и лабораторную; как максима, субъекты, задействованные в естественном эксперименте не знают о том, что они выступают в ампула испытуемых, что же касается второй формы эксперимента, то она проводится в спецоборудованных регистрирующе-сигнальными устройствами, ЭВМ, помещениях-лабораториях, когда индивид-испытуемый обычно знает в амплуа кого он задействован в эксперименте, в совр. эпоху данные эксперимента обрабатываются на ЭВМ, для корригации-корректировкк деятельности испытуемых субъектов; 9. Методики биностимуляции — психометодики, впервые иссл. Л.Выготским и Л. Сахаровым при изучении процессов конституирования-образования понятий; квинтэссенция этой методики, по Выготскому, заключается в следующем: она изучает эволюцию и деятельность высших психических функций с помощью двух рядов стимулов, каждый из кот. выполняет свою роль по отношению к поведению испытуемого субъекта; один ранжир-ряд стимулов выполняет функцию объекта на кот. интенционирована деятельность индивиде, а другой — функцию знаков, с помощью коих сама деятельность конституируется-формируется; 10. Методика Петерсонов — она предназначена для дефиниции влияния времени, повторения и хранения информации, на продолжительность и качественность запоминания, что позволяет аксиологизировать-модальноизировать время хранения информации в механизмах кратковременной памяти, при деструкции самих феноменов проговаривания-повторения материалов; 11. Методики Лурия—нейропсихологические методы иссл. Лурия для локусной диагностики параметрально-локальных поражений-аберраций головного мозга; в базальном порядке используется для изучения нейропсихологических синдромов, для выявления дефектов-нарушений высших психических функций; генеральное назначение М.Л. — это детектороизировать-определять те локусы-отделы мозга, кот. находятся в аберрационно-патологическом состоянии и обнаруживают деформацию в процессе работы функциональных систем, влияющих на деструкцию-афункциональность самих функций анализаторных систем-субсистем, таких как, визуально зрительная, аудиально-слуховая, кожно-кинестезическая, двигательно-кинетическая, на сенсорно-моторные реакции, генерирующие-продуцирующие нормативность психических функций-процессов индивида; 12. Методы психосаморегуляции индивида — комплексные методики-программы, целесынтенционированные на формирование адекватно-имманентных средств деятельности-активности субъекта по управлению-регуляции собственным состоянием; сами М.п.и. сориентированы на обучение субъекта спецмодусам произвольной трансформации собственного состояния, кот. уже в последующем бытии субъекта используется им самостоятельно, автономно; к числу основных групп М.п.и. принадлежат: тренинги-техники нервно мышечной релаксации, аутогенная тренировка, дифференциально-идеомоторные тренинги, модусы репродуктивно-сенсорного воспроизведения образов, эйдетических моделей, сакрально-медитативные трансформации сознания и подсознания, аутогипноз; совр. методики-программы обучение М.п.и., как правило, имеют комплексный характер и включают в свой контекст ингредиенты дифференциальных модусов-приемов-методик, тут могут быть автономно-индивидуальные занятия с помощью спец. методических книг, под наблюдением психоаналитика, психотерапевта или же гипнотизера-суггестора; 13. Метода шкалирования — модальностно-количественное выражение признаков мультимерных субъективных оценок в отношении социообъектов, физобъектов, эстетических объектов, согласно этому закону-постулату, воспринимаемая интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины-стимула, а всякое правило приписывания чисел определенным аспектам объектов, феноменами или же событиями и создает саму шкалу, использование же дифференциальных модусов в приписывании чисел некоторым свойствам воспринимаемых объектов приводит к получению дифференциальных шкал, а получаемые таким путем шкалы, называются-денотатируются субъективно-психологическими в противовес физическим шкалам для измерения определенных качеств-предикатов объектов; вот наиболее часто апробируемые методы построения субъективных шкал: а) метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных; цель субъекта-испытуемого дефиницировать-индексировать переменные раздражители так. чтобы эти числа отражали величину отношений-корреляций между стандартным и переменным; б) модус-метод отбора из ряда раздражителей удвоенного раздражителя по сравнению с некоторым исходным стандартным раздражителем, биноудвоенный раздражитель по сравнению с только что подобранным раздражителем; в) модус-метод идентичных интервалов — он применяется в том случае, когда к двум раздражителям необходимо найти третий, кот. и должен находится локусно-посредине между данными двумя раздражителями и т.о. он и должен отличаться от первого и от третьего раздражителя; здесь можно провести шкалирование дальше и найти промежуточный раздражитель между одним из первовременноданных и тем раздражителем, кот. уже детектороизирован-найден; отметим, что на базисе данных методик разрабатывается шкалосубъективные модели для громкости, высоты, длительности звука, акустических сигналов, а также для яркости, вкуса, температуры, веса, запаха; 14. Методы электрофизиологические методы иссл. органических функций, базирующиеся на регистрации биопотенциалов, кот. возникают в тканях живого организма в результате ответа на экстерораздражение; более всего используется регистрация биотоков мозга — электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и вызванные потенциалы (ВП), биотоков мышц—электромиограмма (ЭМГ), биотоков кожи — кожно-гальваническая реакция (КГР), биотоков сердца — электрокардиограмма (ЭКО; методы ЭЭГ регистрируют спонтанно биоэлектрическую активность с различных участков-локусов -поверхности скальпа, а также позволяют регистрировать трансформации мозгоактивности в ходе-этапе дифференциальных экспериментально-программных процедур; методы ЭЭГ апробируются-применяются при иссл. физиологических когеренций дифференциальных психофункций — внимания, памяти, перцепции, ментальных актах, при иссл. эмоций, экстероактивности индивида — его кинетические акты, вербальная моторика и при саморегуляции-самокиберноизации для определения модальности функциональных состояний организма, а также при изучении функционально-асимметрических образований-морфологизаций коры бол. пол. гол. мозга; регистрация КГР используется для модальности-оценки аберраций функционального состояния, эмоционально-ориентировочных реакций; ЭМГ используется-применяется при изучении кинетических актов для оценки интенсивно-локально-временных параметров-характеристик мышечных флуктуаций-сокращений, для регистрации латентно-кинетических реакций индивида; методы ВП заключаются в регистрации биопотенциалов, кот. возникают в ответ на экстеровоздействие и временных когеренций с ним и используется при изучении механизмов перцепции, внимания, при иссл. интеллекта, ментальных функций, методы ВП применяются также в дифференциальной психофизиологии и психофизиологии; 15. Методологические модели — концептуальные модели принципов и модусов-способов, организации и тектонизации теоретическо-практической деятельности; М.м. осуществляются в организации-киберноизации-регуляции всех видов индивидуальной деятельности субъектов, таких, например, как научная, педагогическая, управленческая, техническая, креативная, эстетическая, этическая, социальная и т.д. и рассм. как базальное амплуа индивидов в их практическо-прагматическом отношении к социуму, миру, онтосу, другим людям; М.м, могут эксплицироваться как модели философско-ментальной рефлексии, как системы-модели социально-индексных принципов и модусов познания в их корреляте со свойствами-предикатами-канонами-императивами объективной реальности, объективной онтологии, могут также интерпретироваться, как формы-матрицы-нормативы логико-понятийно-правильных-значимых-дискурсдоказательных способов-приемов, детерминирующих получение весомого результата в деятельности субъектов; заметим, что если теоретические постулаты есть результат гностическо-модусных актов познания, то М.м. дефиницируют модусы-приемы достижения и тектонизации самих когнитивных моделей знания; принципы-тезисы дискурслогической объект детерминации предметов-объектов-субъектов интенционируют программно-исследовательские мысли-концепции при углубленной разработке биологических, этических, психологических, физических, социальных, психоаналитических, эстетических теорий, а сами теории и концептуальные теоретические модели выверенные-апробированные праксиологическими феноменами, практикой и референцируют-исполняют методологическо-модельно-функциональные индексы-ориентиры-характеристики-модальности применительно к социодифференциальным сферам практико-теоретическо-интеллектуальной деятельности субъектов, например, психика индивидов предполагает сама по себе подетальную разработку соответствующих М.м., а уже дифференциальные модели М.м. могут выступать в качестве макромоделей, макросистем, герменевтизирующих различные принципы-построения-концепции кибернетическо-регулятивной методики, кот. необходимо применять в психологии, согласно экспликационному-психодискурсивному анализу, модусам интерпретации предметов-объектов, находящихся в поле психологического исследования с учетом различных научно-исследовательских направлений, многообразием обще-научных методов, научно-экспериментально-эмпирических моделей, предложенных эволюцией психологической мысли, а также с учетом базального комплекса достоверно-научных приемов-модусов исследования—наблюдения, эксперимента, моделирования, научной интерпретации в корреляте с кибернетикой, информатикой, социологией, биологией, метафизикой, нейрофизиологией и др. науками; 16. Методы исследования субъекта — суммация модусов-приемов иссл. психофеноменов личности; дифференцируют по кластерам и условиям проведения; не экспериментальные и экспериментальные М.и.с.; лабораторные, клинические, психодиагностические М.и.с. и выделяют М.и.с. — как субъекта социодеятельности и системы межличностных коммуникативных связей; как идеальной парадигмы, представленной в других субъектах; как дифференциацию индивидуальностей; тут необходимо учитывать субъектную индексность-ориентацию в тектонизации М.и.с., психодискурсивные и психосемантические методики, сынтенционированные на модальности, характеристики базальных составляющих индивидуального сознания субъекта — смыслов, предикатов, моделей, значений, ориентиров; а также единство субъект-объектных ориентационно-исследовательских тезисов-интерпретаций в сфере трактовки личности наряду с методами иссл. социоустановок и социодиспозиций субъекта в конкретных социоонтологических обстоятельствах; в совр. психологии используются социально-психологические методики изучения субъектов в малых и больших группах, альянсах, с помощью модусов-приемов социометрии, референтометрии, каузометрии, с помощью методик-процедур, спроецированных на изучение-исследование поведенческих реакций-мультипаттернов личности, метаболизирующих структуру его психики и ментальных актов соотносительно к ситуативным социофеноменам; 17. Модусы-методы психогенетики — они позволяют дефиницировать влияние генетическо-наследственных факторов и самой среды на формирование психоспецифических феноменов у субъекта; самым информативно-апробативным явл. метод близнецов; монозиготно-однояйцевые близнецы имеют идентифицированную модель генотипа, а дизиготно-двуяйцевые неидентичную; но при этом субъекты близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания и тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может дефиницировать наличие генетическо-наследственных влияний на трансформацию-изменчивость исследуемого предиката-признака; существует и генеалогический модус-метод -— это иссл. сходства-аналогии между родственниками в разных поколениях с учетом прямых родственников по отцовско-материнской линии, а также других кровных родственников; популяционный модус-метод изучает иррадиацию отдельных геноформ или хромосомоформ и их аномалий в человеческо-индивидуальных популяциях-ассимиляциях; апробации М.-м.п, в свою модель включают специфическо-статистическую обработку материала, конкретно-приемлемого для любого из вышедескриптированных модусов-методов, с подключением математическо-информационных моделей, моделируемых при помощи компьютеров, и новационных научно-исследовательских методик-программ; 18. Метод константных раздражителей — метод трансформации порога, кот. заключается в дефиниции относительной частоты положительного ответа испытуемого субъекта на каждый член в ряду автономных стимулов; стимулы этого ряда предъявляются субъекту одинаковое количество раз в случайном порядке, сами же ответы индивида обычно референцируются им; «нет», «есть», «не знаю», «сомневаюсь»; а уже по результатам эксперимента и вы-страивается психометрическая кривая, с помощью кот. обнаруживаются-детектороизируются значения-предикаты-индексы раздражителей соответствующих любой виртуал-вероятности обнаружения; XIX. Модусы-методы полярных форм — модусы дескрипции анализируемых субъектов, понятий, социоустановок, социоориентаций, социо стереотипов, социоиндексов, с помощью набора биполярных шкал заданных противопоставлением прилагательных или развернутых референций, к примеру, жесткий —мягкий, теплый—холодный, уютный — дискомфортный, негативный — положительный и г.д., а на основе самих ответов субъекта и делается вывод о том, каково его психоэтическое отношение к определенному объекту или же субъекту; 20. Оценочный модус-метод — применяется-используется при и сел. сензитивности сенсорных систем-моделей относительно теории обнаружения сигнала; квинтэссенция О.м.м. заключается в следующем: субъекту задается рад оценочных категорий, кот. выражают степень его уверенности в том, что в самой пробе подавался, был предъявлен сигнал, а сами формы могут быть денотатированы вербально: «почти уверен, что сигнал был», «уверен, что сигнал был», «видимо, был», «видимо, не были испытуемый индивид и должен соотносить свои оценки к какой-либо из критериальных форм, с дифференциацией каждой оценочной формы; 21. Модусы-методы объективного наблюдения — это методики экспериментально-эмпирического исследования для изучения психопроцессов-психодеятельности путем регистрации актоповеденческих паттернов, физиологических процессов, кои гипотетически и выявляют психопроцессы субъекта; научная методика М.м.о.н. должна быть запрограммирована и в своей модели иметь перечень-регистр тех или иных, подлежащих дескрипции-регистрации параметров-модальностей для выделения качественно-целостных характеристик изучаемых процессов, согласно месту, времени, ситуации; 22. Макромодельный модус-подход — праксиологическо-экспериментально-теоретическое направление, предназначенное для изучения координации действий-акций инструментально-операциональных навыков, образующих макромодель дифференциальных видов-форм гностическо-познавательной и деятельно-исполнительной активности субъекта; сама макромодель М.м.-п. включает в свои экспериментально-исследовательские методики модификацию интропсихических и экстеропсихических макроструктур с учетом механизмов запоминания, восприятия, мышления, сенсорно-кинетических актов, влияющих на внутренние и внешние процессы психофизиологических функций, реакций субъекта.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.