Методика вынужденного выбора

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ВЫНУЖДЕННОГО ВЫБОРА МЕТОДИКА
(forsedchoice technique – англ.) – общее название нескольких методик, при использовании которых от испытуемых требуется выбрать один вопрос, одно суждение, один ответ из нескольких возможных, фиксированных вопросов, суждений, ответов. В В.в.м. инструкция составлена таким образом, что это вынуждает испытуемого выбирать только одну из предлагаемых альтернатив независимо от того, согласен он или не согласен с остальными, предлагаемыми для выбора альтернативами.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Методика вынужденного выбора
forced-choice testing) Тестирование с применением М. в. в. требует сравнительных, в противоположность абсолютным, оценок пунктов. М. в. в. обычно применяется в самооценочных инструментах, таких как инвентари интересов или оценочные (рейтинговые) шкалы. Чел., отвечающему на пункты таких опросников, предъявляются пары, тройки или, максимум, 5-6 типичных черт, действий или других характеристик, связанных с измеряемым качеством и уравненных по своей желательности/нежелательности. Респондент должен проранжировать их, указав наиболее и наименее предпочитаемую (или наиболее и наименее характерную), и разместить все оставшиеся в каждом из пунктов между этими двумя полюсами. В противоположность этому, "абсолютное измерение" (absolute measurement) часто выполняется с помощью оценочных (рейтинговых) шкал, в к-рых используется такая форма ответов, как "согласен/не могу сказать/не согласен" или "нравится/безразличен/не нравится", иногда с добавлением градаций интенсивности: "очень нравится/скорее нравится/ни да ни нет/ скорее не нравится/очень не нравится". Сторонники абсолютного шкалирования критически относятся к М. в. в., потому что она не допускает выражения того, в какой степени чел. нравится некоторая деятельность или качество, и насколько важными или характерными он их считает. Сторонники М. в. в., однако, заявляют, что она препятствует тенденции респондента давать большинство оценок в средней области шкалы (между двумя полюсами) или делать выбор на основе воспринимаемой соц. желательности. Другим аргументом в пользу М. в. в. яв-ся то, что она отражает реальную жизненную ситуацию: невозможно одновременно делать три равно привлекательных вещи, и нередко нам приходится выбирать среди трех равно непривлекательных занятий. См. также Психологическая оценка, Шкалирование Э. Даймонд

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006