Методика «Шкала состояний» это что такое Методика «Шкала состояний»: определение — Психология.НЭС
Методика Шкала дифференциальных эмоций Методика экспертной оценки невербальной коммуникации. А. М. Кузнецова

Методика Шкала состояний

Найдено 1 определение:

Методика «Шкала состояний»

ШС) . Э. Гроль, М. Хайдер. Перевод с нем. яз. А. Б. Леоновой. Адаптация А. Б. Леоновой. Русскоязычная адаптация одной из первых методик субъективного шкалирования переживаний текущего состояния человека построена по принципу семантического дифференциала Ч. Осгуда. Методика предназначена для диагностики степени благополучия/субъективного комфорта состояния, переживаемого человеком в конкретный момент времени, на основании рефлексивных оценок самочувствия (сильный, слабый, истощенный, вялый и пр.) и эмоционально окрашенных переживаний текущего настроения (веселый, радостный, взволнованный, скучный и т. п.). Выявление состояний необходимо для оценки готовности человека к деятельности и О. Методика ШС состоит из 10 биполярных шкал, полюса каждой из к-рых обозначены противоположными по своему значению прилагательными, описывающими характерными признаки «хорошего» или «плохого» субъективного состояния (напр., «сильный-слабый», «сонныйбодрый», «веселый-грустный», «скучный-заинтересованный»). Для оценки степени выраженности переживаний по каждой паре признаков используется центрированная 7-балльная шкала с фиксированной нейтральной оценкой «0» и тремя градациями степени выраженности в сторону каждого из полярных переживаний - 1) слабой, 2) умеренной и 3) сильной. На бланке методики оценочные шкалы представлена респонденту в цифровой симметричной форме («3 2 1 0 1 2 3»), к-рая при подсчете результатов тестирования трансформируется в градуальную последовательность от 1 до 7 баллов, где значение «1 балл» соответствует максимально выраженной негативной оценке проявления состояния отдельной для каждой пары признаков. В кач. осн. показателя методики ШС используется индекс субъективного комфорта/дискомфорта состояния (ИСК), к-рый рассчитывается по сумме баллов, отмеченных респондентом по всем 10 шкалам. В дополнение к этому рекомендуется проводить анализ данных по отдельным шкалам с выделением тех субъективных переживаний, к-рые получили максимальные и минимальные оценки при шкалировании, и характеризуют качественное своеобразие синдрома проявлений текущего состояния. Методика ШС дает возможность выносить диагностические суждения о степени субъективного комфорта/дискомфорта актуального состояния как 1) низкого («плохое самочувствие»), 2) сниженного («ухудшение самочувствия»), 3) приемлемого («норм. самочувствие»), 4) высокого («хорошее самочувствие»). Лит.: Леонова А. Б., Капица М. С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю. К. Стрелкова. М., 2003; Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007. А. Б. Леонова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Методика Шкала состояний — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Результаты адаптации методики «Треугольная шкала любви» Р. Стернберга

Екимчик Ольга Александровна
В статье рассматривает концепция трёхкомпонентной любви Р. Стернберга. Обсуждаются результаты адаптации методики Треугольная шкала любви (Triangular Love Scale) Р. Стренберга (1997), приведены данные сравнения мужчин и женщин по проявлению компонентов любви, лежащих в основе шкал методики.
Скачать PDF

Рецензия на методику «Шкала субъективного переживания одиночества» (автор С. В. Духновский)

Виноградов Александр Геннадиевич
Скачать PDF

Методика оценки переживаний в психотравматической ситуации (Шкала ПТС)

Дорохов Михаил Борисович
Целью данной статьи является создание эффективной и оперативной методики диагностирования наличия психотравматических переживаний определённой ситуации. Так как методы и методики научного исследования зависят от теоретических представлений об изучаемой реальности, то необходимо учитывать, что в психологии сложились две научно-исследовательские программы, естественнонаучная и гуманитарная, лежащие в основе практически всех исследований. В психотравматологии наиболее выражено естественнонаучное, «стимул-реактивное» понимание процессов психотравматизации, что имеет некоторое значение только для решения вопросов профессиональной пригодности и предупреждения дистрессовых ситуаций. Данная статья является продолжением немногочисленных, гуманитарно-ориентированных исследований, посвящённых изучению внутренней структуре психотравматических переживаний и особенностей психотерапии, связанных с этим.
Скачать PDF

Результаты адаптации методики Р. Стернберга «Шкала историй любви» (1996)

Екимчик Ольга Александровна
В исследовании описывается подход Р. Стернберга к изучению феномена любви, как истории, романтического сценария. Данный подход опирается на когнитивно-поведенческую теорию любви (Э. Бершид, Д. Майерс, Р. Стренберг), а также на нарративный подход. (Bruner, 1990; Murray и Holmes, 1994; Sternberg, 1996). Предложено изучение представлений о любви (романтических сценариев) и близких отношений у мужчин и женщин как целостных конструктов. Приводятся результаты адаптации методики Р. Стернберга «Шкала историй любви» (Love Stories Scale, 1996) для русскоязычных респондентов. Обосновывается необходимость дальнейшей работы над методикой с учетом социокультурного контекста и возможность ее модификации.
Скачать PDF

Адаптация методики «Religious Emphasis Scale» / шкала религиозного Акцентирования

Фолиева Татьяна Александровна
В статье публикуются результаты апробации методики «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования. Эта методика канадского психолога Р.А. Альтемейера, измеряющая, в какой степени родители делали акцент на религии во время взросления ребенка и насколько позиция детей по данному вопросу совпадает с позицией родителей. Во время работы в опрос был также включен авторский опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель ребенок» (вариант для подростков и родителей), который затрагивает отношения в семье. Для определения уровня религиозности в анкету были включены авторский стандартный опросник, который применялся автором в нескольких социологических и социально-психологических исследованиях. Всего в исследование приняло участие 359 человек. Результаты апробации опросника «Шкала Религиозного Акцентирования» позволяют рассматривать его как надёжное и валидное диагностическое средство, он полностью удовлетворяет современным требованиям психодиагностики. Использование опросника наиболее оптимально будет проходить среди респондентов с высоким уровнем религиозности. При этом опросник универсален и эффективен для работы с любыми религиозными организациями.
Скачать PDF

Психометрическая проверка структуры методики «Шкала межличностного доверия» Дж. Роттера в адаптации

Леонова Ирина Юрьевна, Леонов Илья Николаевич
Сегодня доверие выступает как предмет изучения во многих психологических исследованиях. Актуализируется проблема изучения межличностного и социального доверия в современном обществе. Отмечаются малое количество инструментария для изучения межличностного доверия и отсутствие развернутого психометрического обоснования у существующего. Большинство методик, часто использоуемых в психологических исследованиях, не содержат полных психометрических данных. В работе оцениваются одномоментная надежность и структура «Шкалы межличностного доверия» Дж. Роттера в адаптации С.Г. Достовалова. Данное исследование дополняет недостающие сведения о психометрических характеристиках методики, которые могут быть использованы психологами в дальнейших исследованиях. Модифицируется шкала, что позволяет получить более согласованную и экономичную «Шкалу социального доверия» (ШСД). Модификация реализована путем исключения слабо дифференцирующих пунктов и пунктов, ухудшающих одномоментную надежность. Для оценки структуры модифицированной шкалы использовались факторный, кластерный анализы и метод структурного моделирования. В окончательной версии ШСД 17 пунктов, позволяющих оценить социальное доверие в целом и институциональное доверие в частности (как субшкалу). Несмотря на то, что социальное доверие выступает как многомерный феномен, на русскоязычной выборке данная шкала не позволяет получить согласованные субшкалы. Это объясняется подходом Дж. Роттера к дизайну шкалы, отражающим взгляд на социальное доверие как «обобщенное» доверие, обуславливающее проявление доверия в различных сферах.
Скачать PDF

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МЕТОДИКИ «ШКАЛА СЕНЗИТИВНОГО НАРЦИССИЗМА» Х. М. ХЕНДИН И ДЖ. М

Нестерова Светлана Борисовна
В данной статье приведен теоретический анализ понятия «сензитивный нарциссизм», рассмотрены особенности разработки Шкалы сензитивного нарциссизма. Представлены результаты адаптации и стандартизации зарубежной методики «Шкала сензитивного нарциссизма» Х. М. Хендин и Дж. М. Чик, созданная на основе Шкалы нарциссизма Х. Mюррея. Подтверждена ретестовая надежность, согласованность шкал, дискриминативная способность утверждений. Исследованы факторная, конструктная валидность и валидность по половозрастной дифференциации. Данная методика позволяет осуществлять дифференциацию уровня выраженности сензитивного нарциссизма, а также является валидным и чувствительным психодиагностическим инструментарием.
Скачать PDF

Методики изучения состояния духовно-нравственных качеств личности подростков профильных спортивных к

Глазкова Татьяна Николаевна
Рассматриваются различные подходы исследования уровня духовно-нравственной воспитанности подростков. Подробно показано изучение эмпатийных тенденций подростков, а также оценка уровня духовнонравственных качеств учащихся учителями, работающими в данном классе.
Скачать PDF

Методология и методика изучения состояния социальной установки студентов в отношении мотивации будущ

Зайцева Ольга Игоревна
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования балансного состояния социальной установки в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности студентов. На основе когнитивной теории Фрица Хайдера разработан инструментарий исследования, позволяющий измерить состояние социальной установки. Представлены результаты исследования студентов, обучающихся по специальности связи с общественностью, с помощью которых организована экспериментальная работа по изучению состояния социальной установки.
Скачать PDF

Методика поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра в период подготовки к мат

Иванов Николай Владимирович
В статье рассматриваются проблемы психологической подготовки футбольного арбитра к матчу. Представлена разработанная автором методика поэтапной саморегуляции психических состояний футбольного арбитра накануне матча, утром в день матча и непосредственно перед выходом на футбольное поле, эффективность которой подтверждена результатами самоэксперимента.
Скачать PDF

Влияние релаксационных методик на психологическое состояние человека

Зиналиева Н.К., Нартова А. Е.
В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт практики свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методами сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно, что означает – научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно
Скачать PDF

Оценка состояния регуляции активации у первоклассников с помощью методики ran/ras

Ахутина Татьяна Васильевна, Пронина Елена Александровна
Методика RAN/RAS (Rapid Automatized Naming/Rapid Alternating Stimulus быстрое автоматизированное называние/быстрые альтернативные стимулы) успешно используется многими психологами, главным образом, для прогнозирования риска дислексий, так как включает в себя речевой компонент и требует хороших визуально-вербальных связей. Однако проведенные исследования продемонстрировали, что низкая скорость называния является эффективным индикатором нейрокогнитивных проблем переработки информации в целом, то есть трудностей обучения вообще, а не только трудностей чтения (Waber, Wolf et al., 2000; Waber, 2011). Было предложено два объяснения этого факта: нарушение управляющего психического контроля (executive mental control) (Denckla and Cutting, 1999) и сложности автоматизации, иначе говоря, трудности перехода от энергозатратного контролируемого выполнения задания к менее энергоемкому (Waber, 2011, Janisma et al., 2001). Вторая интерпретация, обсуждающая проблемы энергетических ресурсов когнитивного функционирования, близка к представлениям о слабости процессов поддержания активности мозга. Однако применение данной методики для оценки состояния функций активации ранее описано не было. С точки зрения концепции А.Р. Лурия о трех блоках мозга (Лурия, 1973) методика RAN/RAS может рассматриваться как чувствительная к слабости первого блока, функцией которого является поддержание активности корковых структур. Целью нашего исследования является доказательство возможности оценки регуляции активации с помощью методики RAN/RAS. Эта задача актуальна, потому что методических средств определения слабости I блока при нейропсихологическом обследовании явно недостаточно, несмотря на то, что проблемы энергетического блока занимают первое место по частоте встречаемости у детей с трудностями обучения (Ахутина, Пылаева, 2008).
Скачать PDF

Похожие термины: