МЕТОДИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

Найдено 1 определение
МЕТОДИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ
применяются для постановки диагноза психологического (=> психодиагностика). В общем, к таковым можно отнести методики следующих типов: методика бланковая; методика объективно-манипуляционная; методика опросная; методика проективная; методика рисуночная.
Более развернутая классификация методик требует выделения общих критериев для разделения на частные подгруппы. Эти критерии таковы:
1) тип применяемых методикой тестовых задач;
2) адресат используемого методикой тестового материала;
3) форма представления тестового материала;
4) характер данных, используемых для выводов о результатах диагностики;
5) наличие в методике норм тестового материала - норм тестовых;
6) внутреннее строение методики.
По типу применяемых заданий тестовых различаются методики опросные, утверждающие, продуктивные, действенные и физиологические.
По адресату тестового материала различаются методики сознательные, обращенные к сознанию испытуемого (например опросники), и методики бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции (например, методики проективные).
По форме представления тестового материала различаются методики бланковые, сенсорные и технические.
По характеру данных, используемых для выводов о результатах диагностики, различаются методики объективные, использующие показатели, независимые от сознания или желаний испытуемого и экспериментатора, и методики субъективные, использующие данные, зависимые от желаний и сознания испытуемого или экспериментатора, относимые к их внутреннему опыту и от него зависимые.
По критерию наличия тестовых норм различаются методики нормированные, имеющие подобные нормы, и ненормированные, не располагающие таковыми.
По внутреннему строению различаются методики одномерные, характерные тем, что диагностируют или оценивают единственное качество или свойство, методики многомерные, характерные тем, что предназначены для диагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств.
Одна и та же методика может рассматриваться и оцениваться сразу с нескольких сторон и по разным критериям, так что почти любую методику можно отнести к нескольким классификационным рубрикам. Поэтому приведенные критерии классификации нужно рассматривать как не взаимоисключающие, но взаимодополняющие.
В отдельную группу выделяются методики качественные, основанные на качественном анализе экспериментальных данных, и методики количественные, основанные на количественном анализе. Иногда качественные и количественные характеристики сочетаются в рамках одной методики, так что в итоге диагностируемое свойство получает качественно-количественную характеристику.
Все психодиагностические методы можно разделить на научные и практические, хотя это весьма условно: большинство методик применяется двояко, но разница все же есть и состоит в том, что методики научно-исследовательские ориентированы главным образом на выявление некоего психологического качества для его сугубо научного познания, а методики практические - на оценку меры его развития и практического применения этих данных. Кроме того, методика научная может быть уникальной, трудоемкой, дорогостоящей, требовать специального оборудования и оттого непригодной для широкого практического применения.
Основные требования, предъявляемые к методикам психодиагностическим, - это валидность, надежность, однозначность и точность. К основным методикам психодиагностическим относятся:
1) тесты интеллекта;
2) тесты достижений;
3) тесты способностей специальных;
4) тесты критериально-ориентированные;
5) опросники для выявления интересов и ориентации ценностных личности (-> опросник личностный);
6) методики проективные - для диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов;
7) методики психофизиологические - для измерения свойств системы нервной: работоспособности, темпа деятельности, переключаемости, помехоустойчивости и пр;
8) методики малоформализованные - наблюдение, беседа, контент-анализ и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

О разработке психодиагностической методике «Семь домов»

Шапеев А. С.
Читать PDF

Принципы определения сложности психодиагностических методик

Батурин Николай Алексеевич, Мельникова Наталья Николаевна
Предлагается система определения сложности психодиагностических методик с целью соотнесения их с разными уровнями квалификации пользователей.
Читать PDF

Психодиагностическая методика определения суицидального риска

Смирнова Марина Владимировна
Статья посвящена психологической диагностике суицидального риска, представлены результаты исследования личностных особенностей сотрудников, покончивших жизнь самоубийством, и действующих сотрудников по данным психодиагностического
Читать PDF

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ"

Колосницына Марина Юрьевна, Умерова Диана Наилевна
Анализ методик диагностики структурных элементов профессионального самоопределения. Авторская психодиагностическая методика «Профессиональные предпочтения».
Читать PDF

Психодиагностическая методика «Адаптационная готовность личности»

Григорьева Марина Владимировна
В статье представлена новая психодиагностическая методика, направленная на измерение степени адаптационной готовности личности. Дано определение адаптационной готовности, описана ее структура.
Читать PDF

Новые подходы к разработке ипсативных психодиагностических методик

Иванов Антон Евгеньевич
Рассматривается проблема исследования новых подходов к разработке ипсативных личностных опросников с ответами в формате вынужденного выбора, а также свойств психодиагностических данных, получаемых с их помощью.
Читать PDF

Компендиум психодиагностических методик России: описание и первичный анализ

Батурин Николай Алексеевич, Пичугова Анна Витальевна
Рассматриваются понятия «компендиум» и «компендиум психодиагностических методик». Проведен анализ созданного в Америке в 1961 г.
Читать PDF

Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик

Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф.
Являясь уникальным лингвистическим материалом, пословицы могут быть использованы в качестве стимульного материала при разработке психодиагностических методик.
Читать PDF

Компендиум психодиагностических методик России и СССР: дополнительный анализ

Пичугова Анна Витальевна
В статье дается краткое описание Компендиума психодиагностических методик России и СССР. Проведен анализ содержания Компендиума по 6 дополнительным направлениям.
Читать PDF

О втором томе Ежегодника профессиональных рецензий и обзоров психодиагностических методик

Батурин Николай Алексеевич, Юсупова Юлия Леонидовна
Читать PDF

Опыт разработки психодиагностической методики «Профессиональная востребованность личности»

Ясько Белла Аслановна, Харитонова Евгения Владимировна
Представлен опыт разработки методики психодиагностики профессиональной востребованности личности. Обоснована целесообразность применения в исследовательской и практико-ориентированной работе психолога.
Читать PDF

Психодиагностическая методика экспертной оценки уровня сформированности культуры одежды субъекта

Осколков Иван Анатольевич, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна
Статья посвящена исследованию направления «культура одежды» как комплексного психологического феномена в связи с целесообразностью внедрения этого направления в образовательный процесс учреждений образования, способствующего гармо
Читать PDF

Психодиагностические возможности методики М-ЦД (модификация методики «УСЦД» Е. Б. Фанталовой) при ис

Красильников Игорь Александрович
В статье даётся общая характеристика методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности-доступности» (УСЦД), а также обоснование необходимости её модификации.
Читать PDF

Исследование психометрической эквивалентности двух версий проективной психодиагностической методики

Кононова В. Н., Нахаева И. В.
В статье впервые упоминается модификация проективной методики «Цветовое зеркало» для Айпада, которая называется «Цветомер личности».
Читать PDF

Методы контроля за качеством психодиагностических методик на основе Стандарта требований к психодиаг

Батурин Николай Алексеевич, Попов Алексей Юрьевич
Рассматриваются теоретические основания программы диагностики ресурсов инновационного лидерства менеджеров предприятия.