МЕТОДИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ это что такое МЕТОДИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ: определение — Психология.НЭС
Методика Проективная психометрическая оценка взаимодоверия в группе. Т. П. Скрипкина МЕТОДИКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

МЕТОДИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

Найдено 1 определение:

МЕТОДИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

применяются для постановки диагноза психологического (=> психодиагностика). В общем, к таковым можно отнести методики следующих типов: методика бланковая; методика объективно-манипуляционная; методика опросная; методика проективная; методика рисуночная.

Более развернутая классификация методик требует выделения общих критериев для разделения на частные подгруппы. Эти критерии таковы:

1) тип применяемых методикой тестовых задач;

2) адресат используемого методикой тестового материала;

3) форма представления тестового материала;

4) характер данных, используемых для выводов о результатах диагностики;

5) наличие в методике норм тестового материала - норм тестовых;

6) внутреннее строение методики.

По типу применяемых заданий тестовых различаются методики опросные, утверждающие, продуктивные, действенные и физиологические.

По адресату тестового материала различаются методики сознательные, обращенные к сознанию испытуемого (например опросники), и методики бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции (например, методики проективные).

По форме представления тестового материала различаются методики бланковые, сенсорные и технические.

По характеру данных, используемых для выводов о результатах диагностики, различаются методики объективные, использующие показатели, независимые от сознания или желаний испытуемого и экспериментатора, и методики субъективные, использующие данные, зависимые от желаний и сознания испытуемого или экспериментатора, относимые к их внутреннему опыту и от него зависимые.

По критерию наличия тестовых норм различаются методики нормированные, имеющие подобные нормы, и ненормированные, не располагающие таковыми.

По внутреннему строению различаются методики одномерные, характерные тем, что диагностируют или оценивают единственное качество или свойство, методики многомерные, характерные тем, что предназначены для диагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств.

Одна и та же методика может рассматриваться и оцениваться сразу с нескольких сторон и по разным критериям, так что почти любую методику можно отнести к нескольким классификационным рубрикам. Поэтому приведенные критерии классификации нужно рассматривать как не взаимоисключающие, но взаимодополняющие.

В отдельную группу выделяются методики качественные, основанные на качественном анализе экспериментальных данных, и методики количественные, основанные на количественном анализе. Иногда качественные и количественные характеристики сочетаются в рамках одной методики, так что в итоге диагностируемое свойство получает качественно-количественную характеристику.

Все психодиагностические методы можно разделить на научные и практические, хотя это весьма условно: большинство методик применяется двояко, но разница все же есть и состоит в том, что методики научно-исследовательские ориентированы главным образом на выявление некоего психологического качества для его сугубо научного познания, а методики практические - на оценку меры его развития и практического применения этих данных. Кроме того, методика научная может быть уникальной, трудоемкой, дорогостоящей, требовать специального оборудования и оттого непригодной для широкого практического применения.

Основные требования, предъявляемые к методикам психодиагностическим, - это валидность, надежность, однозначность и точность. К основным методикам психодиагностическим относятся:

1) тесты интеллекта;

2) тесты достижений;

3) тесты способностей специальных;

4) тесты критериально-ориентированные;

5) опросники для выявления интересов и ориентации ценностных личности (-> опросник личностный);

6) методики проективные - для диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов;

7) методики психофизиологические - для измерения свойств системы нервной: работоспособности, темпа деятельности, переключаемости, помехоустойчивости и пр;

8) методики малоформализованные - наблюдение, беседа, контент-анализ и пр.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено рефератов по теме МЕТОДИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психодиагностическая методика определения суицидального риска

Смирнова Марина Владимировна
Статья посвящена психологической диагностике суицидального риска, представлены результаты исследования личностных особенностей сотрудников, покончивших жизнь самоубийством, и действующих сотрудников по данным психодиагностического обследования при поступлении на службу в ОВД. Факторный и регрессионный анализы использованы при обработке данных исследования. На основе полученных результатов выведено уравнение множественной регрессии, с помощью которого можно осуществлять вероятностный прогноз риска суицида.
Скачать PDF

Психодиагностические возможности методики М-ЦД (модификация методики «УСЦД» Е. Б. Фанталовой) при ис

Красильников Игорь Александрович
В статье даётся общая характеристика методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности-доступности» (УСЦД), а также обоснование необходимости её модификации. Указаны результаты психометрической валидизации модифицированной методики (М-ЦД). Рассматривается, каким образом можно расширить возможности применения модифицированной методики в различных жизненных сферах при исследовании внутреннего конфликта личности. Обозначены некоторые проблемные аспекты исследовательской деятельности психолога с использованием предложенной методики (М-ЦД).
Скачать PDF

Опыт разработки психодиагностической методики «Профессиональная востребованность личности»

Ясько Белла Аслановна, Харитонова Евгения Владимировна
Представлен опыт разработки методики психодиагностики профессиональной востребованности личности. Обоснована целесообразность применения в исследовательской и практико-ориентированной работе психолога. Приведены результаты психометрической проверки методики.
Скачать PDF

Исследование психометрической эквивалентности двух версий проективной психодиагностической методики

Кононова В. Н., Нахаева И.В.
В статье впервые упоминается модификация проективной методики «Цветовое зеркало» для Айпада, которая называется «Цветомер личности». Проведено исследование психометрической эквивалентности двух форм цветовой методики, бумажной и на Айпаде. Подробно освещены отличия и преимущества использования компьютерной версии. Описаны выборка, схема и процедура проведения. Получены показатели ретестовой надежности по интегральным шкалам (достоверность ответов, энергичность личности, стрессоустойчивость) и по другим показателям (предпочитаемые цвета, структура личности). Сопоставление результатов двойного тестирования в трех группах (на бумаге и на Айпаде; дважды на Айпаде; дважды на бумаге) свидетельствует в пользу однородности групп. Результаты тестирования на Айпаде следует считать сходными, хотя и не полностью эквивалентными результатам бумажного тестирования по методике «Цветовое зеркало».
Скачать PDF

Принципы определения сложности психодиагностических методик

Батурин Николай Алексеевич, Мельникова Наталья Николаевна
Предлагается система определения сложности психодиагностических методик с целью соотнесения их с разными уровнями квалификации пользователей. В качестве основы как для оценки сложности методик, так и для выделения квалификационных уровней пользователей рассматриваются конкретные действия (операции), которые требуются от пользователя в процессе применения различных методик. Предлагается схема определения сложности конкретных методик (с использованием кода сложности КСМ) и их соотношения с квалификационными уровнями пользователей.
Скачать PDF

Методы контроля за качеством психодиагностических методик на основе Стандарта требований к психодиаг

Батурин Николай Алексеевич, Попов Алексей Юрьевич
Рассматриваются теоретические основания программы диагностики ресурсов инновационного лидерства менеджеров предприятия. Обосновывается совокупность показателей активности менеджеров, направленная на изменение и сохранение параметров функционирования системы. Показаны возможности моделирования выявленных тенденций для управленческого консультирования
Скачать PDF

Компендиум психодиагностических методик России и СССР: дополнительный анализ

Пичугова Анна Витальевна
В статье дается краткое описание Компендиума психодиагностических методик России и СССР. Проведен анализ содержания Компендиума по 6 дополнительным направлениям. Приводится сравнение классификаций методик по предмету исследования в Компендиуме и последнем выпуске американского Компендиума Tests in Print VII. Обобщены результаты анализа содержания Компендиума, полученные в 2008-2009 гг.
Скачать PDF

Структура и основные психодиагностические характеристики методики оценки психотикозависимого качеств

Бурковский Георгий Васильевич, Незнанов Николай Григорьевич, Коцюбинский Александр Петрович
В статье излагается опыт авторов по созданию нового инструмента для оценки качества жизни при эндогенных психозах. Апробация способа диагностики с помощью предлагаемого инструмента проведена на 50 психически больных (30 мужчин и 20 женщин в возрасте 18-35 лет), находившихся в отделении внебольничной психиатрии НИПНИ им. В.М. Бехтерева. Инструмент состоит из 42 закрытых вопросов. Методика оценки психотикозависимого качества жизни (КЖ2Ф) является новым измерительным инструментом для использования в психиатрической практике. Она расширяет спектр психодиагностических возможностей для оценки столь важных для психосоциальной реабилитации параметров.
Скачать PDF

Компендиум психодиагностических методик России: описание и первичный анализ

Батурин Николай Алексеевич, Пичугова Анна Витальевна
Рассматриваются понятия «компендиум» и «компендиум психодиагностических методик». Проведен анализ созданного в Америке в 1961 г. первого компендиума психодиагностических методик (Test in Print), который лежит в основе Компендиума психодиагностических методик России и СССР. Описаны этапы его создания и актуальность этой работы. Представлен анализ полученных данных по 3-м направлениям: соотношение методик в Компендиуме по типу, их соотношение в Компендиуме по предмету и в разные десятилетия.
Скачать PDF

Использование психодиагностической методики Ш. Шварца для исследования ценностей студентов института

Бердников Фёдор Анатольевич
В статье автором исследуются ценности студентов-спортсменов с помощью методики Ш. Шварца, проводилось измерение общего уровня значимости десяти типов ценностей.
Скачать PDF

Невербальная методика «Комплексная фигура» Рея - Остерриета и ее психодиагностическое значение для к

Вассерман Людвиг Иосифович, Чередникова Татьяна Владимировна
Представлен краткий обзор литературы по методике «Комплексная фигура» Рея Остерриета, широко известной за рубежом как валидный инструмент психодиагностики различных видов нейрокогнитивного дефицита, его качественной и психометрической оценки как у взрослых, так и у детей, в целях дифференциального диагноза, функционального прогноза, мониторинга динамики и коррекции когнитивных дисфункций в процессе лечения и реабилитации.
Скачать PDF

О разработке психодиагностической методике «Семь домов»

Шапеев А. С.
Скачать PDF

Похожие термины: