Общий термин для обозначения любого теста, приема или набора процедур, разработанных для того, чтобы получить информацию о личности человека или понять ее, предоставляя ему возможность реагировать любым способом на неструктурированные или неоднозначные объекты или ситуации. Как можно предположить из названия, все эти процедуры основаны на общем представлении о проекции, выраженном в значениях 1, 2 и/или 3. Очень приблизительно здесь можно выделить три типа методик: (а) те, которые основываются на допущении, что имеются глубоко подавленные, бессознательные факторы, лежащие в основе личности, которые могут быть обнаружены через проекцию на очень неоднозначные стимулы. Прототипом здесь, конечно, является тест Роршаха; (б) те, которые основываются на допущении, что в интерпретациях рассказов или картинок обнаруживаются базовые модели потребностей. Здесь самым известным является; тематический апперцепционный тест (ТАТ) Мюррея. Обратите внимание, что Мюррей характеризовал ТАТ как не предназначенный для исследования: глубокого бессознательного, подобно тесту Роршаха, а скорее, как призванный вскрывать потребности, желания, убеждения и установки, которые являются частью психологической структуры индивида. Эти модели потребностей даже могут быть осознаваемы человеком, но без неоднозначности проективного приема они никогда не могут быть высказаны; (в) те процедуры, которые основываются на допущении, что некоторые защиты эго, временные или прочно установившиеся, блокируют сознание, и проективная процедура необходима для того, чтобы их преодолеть. Примерами здесь являются проективные игровые методы, тесты на завершение картинки и т.п. В ходе дискуссий об использовании проективных методов в любой их форме рассматривается множество вопросов: от научных проблем, связанных с надежностью и валидностью, необходимыми для средств психологической оценки, до прагматических вопросов о том, стоит ли тратить на них время и силы, когда существуют другие более объективные процедуры и до политических/этических вопросов о том, не нарушают ли они основное право граждан на свободу личности. (Последний вопрос, конечно уместен только тогда, когда на первые два имеется утвердительный ответ.) Также называется проективным приемом.
МЕТОДИКА ПРОЕКТИВНАЯ
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА
Проективная методика
лат. projectio – бросание вперед) – в психологии и патопсихологии - общий термин (Franк, 1939), обозначает любой тест, прием или набор процедур, разработанных для того, чтобы получить по возможности наиболее полную и достоверную информацию о личности человека, предоставляя обследуемому индивиду возможность реагировать любым, ничем не ограниченным способом на неструктурированные или неоднозначные стимулы, «пластические» объекты или ситуации. Очень приблизительно различают три типа проективных методик. 1. методики, которые основаны на допущении того, что имеются глубоко подавленные, бессознательные факторы, которые составляют динамическую основу личности и которые могут быть обнаружены посредством проекции на очень неоднозначные стимулы; прототипом таких методик является проективный тест Роршаха. 2. методики, которые базируются на предположении о том, что в интерпретациях рассказов или картинок обнаруживаются базовые модели потребностей человека; самым известным из таких методик является тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея. 3. процедуры, которые опираются на представление о том, что некоторые психологические защиты Эго, временные или прочно установившиеся, блокируют активность сознания в том или ином отношении, и проективная методика является необходимой с тем, чтобы эту блокаду преодолеть; это, например, проективные игровые методы, тесты на завершение картинок, окончание предложений и т.п. Существует другая классификация проективных методов (Блейхер, 1995): 1. проективные методы структурирования (Роршаха тест); 2. проективные методы конструирования (Шнейдермана тест составления картинки, Левенфельд-Бюлер тест миросозидания); 3. проективные методы дополнения (Закса-Леви тест незаконченных предложений, Юнга ассоциативный эксперимент); 4. проективные методы катарсиса (Морено психодрама); 5. проективные методы изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения); 6. проективные методы изучения продуктов творчества (Гуденах, Маховер тесты, Букка тест рисунка дом-дерево-человек). В ходе дискуссий об использовании проективных методов в любой их форме рассматривается множество вопросов: от научных проблем, связанных с валидностью и надежностью таких методов, решение которых необходимо для разработки методов психологической оценки результатов тестирования, до прагматических вопросов о том, стоит ли тратить на них время и силы, когда существуют другие, более объективные процедуры, и даже до политических и этических вопросов о том, не нарушают ли они основное право граждан на свободу самовыражения личности. Проективные тесты, особенно стандартизированные, используются и в клинической психологии (тесты Роршаха, Мюррея); некоторые авторы, впрочем, считают их не вполне тестами или даже отказываются от них, так как, по их мнению, они не обеспечивают получение достоверных значений и вообще вызывают сомнение в том, выявляют ли они что-то у пациентов или интерпретации данных тестирования более характеризуют комплексы самого психолога. Использование проективных методик в психопатологии допускается, но является продуктивным и валидным лишь в отношении расстройств личности и отдельных психических нарушений (например, в отношении неосознаваемых болезненных потребностей и влечений).
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
МЕТОДИКА ПРОЕКТИВНАЯ
обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие как "значащие переживания", "смыслы личностные" и другие, в коих тоже проявляется пристрастность личностного отражения психического. Эти методики ставят целью именно выявления личностных особенностей отражения, кои не всегда "объективны", но, как правило, личностно значимы. Они бывают бланковыми, опросными и рисуночными (-> методика бланковая; методика опросная; методика рисуночная; => метод проективный; тест проективный).
Различаются такие группы методик проективных:
1) методики структурирования: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной (=> тест конститутивный);
2) методики конструирования: MAPS, тест мира и его различные модификации (=> тест конструктивный);
3) методики интерпретации: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди (=> тест интерпретативный);
4) методики дополнения: предложения неоконченные, рассказы неоконченные, тест ассоциативный Юнга (=> тест аддитивный);
5) методики катарсиса: психодрама, игра проективная (=> тест катартический);
6) методики изучения экспрессии: анализ почерка, анализ особенностей общения речевого, методика миокинетическая Мира-и-Лопеса (=> тест экспрессивный);
7) методики изучения продуктов творчества: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и Маховер), тест рисунка дерева Коха, тест рисунка дома, рисунок пальцем и пр.;
8) методики изучения импрессии: тест Люшера (=> тест импрессивный).
Названные методики объединяются способностью отражать как на экране самые существенные аспекты личности в их взаимной зависимости и целостности функционирования. Они также отличаются общностью построения и сходством в стратегии проведения эксперимента проективного - в поведении исследователя, подборе стимулов и постановке диагностических задач.
Методики проективные отличаются такими признаками:
1) неопределенность материала стимульного или инструкции к заданию, отчего испытуемому дается относительная свобода выбора ответа или тактики поведения;
2) деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности и при отсутствии видимого оценивания от экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо для диагноза; все это приводит к максимальной проекции личности;
3) измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности - ее способы и особенности проявления - во взаимоотношениях с окружением социальным.
Формальные характеристики проективных приемов обусловливают особую стратегию исследования. Первоочередно это касается поведения экспериментатора и испытуемого: экспериментатор должен быть не нейтральным регистратором ответов испытуемого, а его доброжелательным и понимающим партнером; испытуемый же в такой обстановке переживает своеобразный "катарсис". Разумеется, успех во многом зависит от личности экспериментатора и его умения взаимодействовать с испытуемым.
Стимульный материал, применяемый в этих методиках, как правило, не безразличен испытуемому, ибо в свете прошлого опыта обретает некий смысл личностный. Неопределенность - одно из основных условий деятельности испытуемого - способствует проявлению его собственной системы мотивов и ценностей.
За рубежом методики проективные применяются преимущественно в формах клинической деятельности; однако нужно учитывать, что за рубежом термин "клинические методы" не имеет специфического значения, присущего нашему его пониманию, а указывает прежде всего, что исследование ориентировано на выявления индивидуальных способов адаптации и самоадаптации личности.
В своих оригинальных формах такие методики, как тест апперцептивный тематический и тест пятен Роршаха чрезвычайно сложны, громоздки, предполагают высокое мастерство экспериментатора и вместе с тем не свободны от его субъективизма при интерпретации результатов. Для устранения эти недостатков ведутся исследования в направлении стандартизации методик проективных и их модификации: так, возникли варианты ТАТ Мак-Клелланда и Хекхаузена, упрощенные варианты теста пятен Роршаха, тест фрустрации Розенцвейга и другие. Отлично от классических, эти варианты методик не стремятся к "всецелому" охвату личности, а исследуют лишь ее определенные стороны и создаются для решения конкретных исследовательских задач.
Большинство методик проективных ("техник проективных") тестами в строгом понимании не являются.
Названным критериям удовлетворяют далеко не все методики проективные и не в равной степени. Общепринято мнение о недостаточной объективности методик: могут отсутствовать нормативные данные, недостаточна стандартизованность, и вообще возможность последней проблематична, ибо взаимодействие экспериментатора с испытуемым сильно зависит от личностных особенностей последнего, да и слишком жесткая формализация противоречит самому духу методик проективных. Согласно традиционным способам оценки, методики проективные характеризуются средними показателями валидности и надежности; но опять же, применимость традиционных способов оценки представляется сомнительной. Но в целом они мало субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям.
Поэтому многие психологи низко оценивают их как психометрические инструменты, ибо не исключают влияния на ответы испытуемого в тесте проективном многих ситуационных факторов: инструкций, влияния экспериментаторов, стимулов, временных состояний субъекта и пр. Кроме того, существует проблема надежности и валидности тестов проективных вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных. Развитие метода проективного связано именно с созданием методик с высокими психометрическими характеристиками.
Ценность и главное назначение методик проективных - выявление присущих личности способов структурирования ее "пространства жизненного", ее субъективного внутреннего мира.
Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных - отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода - концепция искажения апперцептивного.
На практике принято различать два типа проекции соответственно двум классам методик проективных. Так, в тестах интерпретативных проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности. В тестах на структурирование отражается "скелет" личности - не столько содержание ее мира внутреннего, сколько его структура формальная - то, как испытуемый воспринимает себя и свое окружение социальное.
Различаются такие группы методик проективных:
1) методики структурирования: тест пятен Роршаха, тест облаков, тест проекции трехмерной (=> тест конститутивный);
2) методики конструирования: MAPS, тест мира и его различные модификации (=> тест конструктивный);
3) методики интерпретации: тест апперцептивный тематический (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди (=> тест интерпретативный);
4) методики дополнения: предложения неоконченные, рассказы неоконченные, тест ассоциативный Юнга (=> тест аддитивный);
5) методики катарсиса: психодрама, игра проективная (=> тест катартический);
6) методики изучения экспрессии: анализ почерка, анализ особенностей общения речевого, методика миокинетическая Мира-и-Лопеса (=> тест экспрессивный);
7) методики изучения продуктов творчества: тест рисунка фигуры человека (варианты Гаденау и Маховер), тест рисунка дерева Коха, тест рисунка дома, рисунок пальцем и пр.;
8) методики изучения импрессии: тест Люшера (=> тест импрессивный).
Названные методики объединяются способностью отражать как на экране самые существенные аспекты личности в их взаимной зависимости и целостности функционирования. Они также отличаются общностью построения и сходством в стратегии проведения эксперимента проективного - в поведении исследователя, подборе стимулов и постановке диагностических задач.
Методики проективные отличаются такими признаками:
1) неопределенность материала стимульного или инструкции к заданию, отчего испытуемому дается относительная свобода выбора ответа или тактики поведения;
2) деятельность испытуемого идет в атмосфере доброжелательности и при отсутствии видимого оценивания от экспериментатора, к тому же испытуемый обычно не знает, что в его ответах значимо для диагноза; все это приводит к максимальной проекции личности;
3) измеряется не та или иная психическая функция, а своего рода модус личности - ее способы и особенности проявления - во взаимоотношениях с окружением социальным.
Формальные характеристики проективных приемов обусловливают особую стратегию исследования. Первоочередно это касается поведения экспериментатора и испытуемого: экспериментатор должен быть не нейтральным регистратором ответов испытуемого, а его доброжелательным и понимающим партнером; испытуемый же в такой обстановке переживает своеобразный "катарсис". Разумеется, успех во многом зависит от личности экспериментатора и его умения взаимодействовать с испытуемым.
Стимульный материал, применяемый в этих методиках, как правило, не безразличен испытуемому, ибо в свете прошлого опыта обретает некий смысл личностный. Неопределенность - одно из основных условий деятельности испытуемого - способствует проявлению его собственной системы мотивов и ценностей.
За рубежом методики проективные применяются преимущественно в формах клинической деятельности; однако нужно учитывать, что за рубежом термин "клинические методы" не имеет специфического значения, присущего нашему его пониманию, а указывает прежде всего, что исследование ориентировано на выявления индивидуальных способов адаптации и самоадаптации личности.
В своих оригинальных формах такие методики, как тест апперцептивный тематический и тест пятен Роршаха чрезвычайно сложны, громоздки, предполагают высокое мастерство экспериментатора и вместе с тем не свободны от его субъективизма при интерпретации результатов. Для устранения эти недостатков ведутся исследования в направлении стандартизации методик проективных и их модификации: так, возникли варианты ТАТ Мак-Клелланда и Хекхаузена, упрощенные варианты теста пятен Роршаха, тест фрустрации Розенцвейга и другие. Отлично от классических, эти варианты методик не стремятся к "всецелому" охвату личности, а исследуют лишь ее определенные стороны и создаются для решения конкретных исследовательских задач.
Большинство методик проективных ("техник проективных") тестами в строгом понимании не являются.
Названным критериям удовлетворяют далеко не все методики проективные и не в равной степени. Общепринято мнение о недостаточной объективности методик: могут отсутствовать нормативные данные, недостаточна стандартизованность, и вообще возможность последней проблематична, ибо взаимодействие экспериментатора с испытуемым сильно зависит от личностных особенностей последнего, да и слишком жесткая формализация противоречит самому духу методик проективных. Согласно традиционным способам оценки, методики проективные характеризуются средними показателями валидности и надежности; но опять же, применимость традиционных способов оценки представляется сомнительной. Но в целом они мало субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям.
Поэтому многие психологи низко оценивают их как психометрические инструменты, ибо не исключают влияния на ответы испытуемого в тесте проективном многих ситуационных факторов: инструкций, влияния экспериментаторов, стимулов, временных состояний субъекта и пр. Кроме того, существует проблема надежности и валидности тестов проективных вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных. Развитие метода проективного связано именно с созданием методик с высокими психометрическими характеристиками.
Ценность и главное назначение методик проективных - выявление присущих личности способов структурирования ее "пространства жизненного", ее субъективного внутреннего мира.
Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных - отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода - концепция искажения апперцептивного.
На практике принято различать два типа проекции соответственно двум классам методик проективных. Так, в тестах интерпретативных проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности. В тестах на структурирование отражается "скелет" личности - не столько содержание ее мира внутреннего, сколько его структура формальная - то, как испытуемый воспринимает себя и свое окружение социальное.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998