Методика Проблемные ситуации в общении подростков

Найдено 1 определение:

Методика «Проблемные ситуации в общении подростков»

Е. В. Конева, Н. А. Дешеулина. Предназначена для выявления особенностей проблемных эпизодов в О. подростков и стратегий их разрешения. Методика представляет собой опросник, содержащий перечень видов проблемных ситуаций, с к-рыми подростки могут сталкиваться. Возможные сферы и причины нарушения благополучного О. выделены на основе литературных данных. В опросник входят 11 заданий, при ответе на к-рые респонденты могут называть любые проблемные ситуации из их индивидуального опыта, независимо от того, соответствуют ли они предложенным сферам или нет. Если ответ дается, респондентам предлагается описать ситуацию как можно подробнее, в т. ч. и выход из этой ситуации (ее разрешение). Полученные от респондентов ситуации анализируются с помощью контент-анализа по видам проблемности (по содержанию) и стратегиям решения. В дальнейшем используется статистическая обработка результатов. Основания отнесения ситуаций к видам по содержанию: 1) Порицание поведения респондента со стороны учителя; 2) Порицание поведения респондента со стороны родителей; 3) Порицание поведения респондента со стороны др. взрослых; 4) Порицание поведения респондента со стороны сверстников; 5) Принуждение к выполнению деятельности со стороны учителей; 6) Принуждение к выполнению деятельности со стороны родителей и старших родственников; 7) Принуждение к выполнению деятельности со стороны др. взрослых; 8) Принуждение к выполнению деятельности со стороны сверстников; 9) Непрогнозируемое поведение учителя; 10) Непрогнозируемое поведение родителей; 11) Непрогнозируемое поведение др. взрослых; 12) Непрогнозируемое поведение сверстников; 13) Открытое оскорбление, грубость со стороны сверстников; 14) Открытое оскорбление, грубость со стороны родителей и др. родственников; 15) Открытое оскорбление, грубость со стороны др. взрослых; 16) Причинение физич. и материального вреда сверстниками; 17) Причинение физич. и материального вреда родителями; 18) Причинение физич. и материального вреда взрослыми; 19) Расхождение со сверстниками во мнениях и намерениях; 20) Ссора с родителями; 21) Ссора со сверстниками. Основания отнесения ситуаций к опр. стратегиям разрешения: 1) Конфликтное взаимодействие. Ситуация относится к данному виду, если стратегия ориентирована на подавление партнера посредством применения разл. средств (вербальных, физических и др.), а не на разрешение проблемной ситуации. Наиболее часто используется в ответ на агрессию, оскорбления. 2) Уход от ситуации. Основополагающим является стремление уйти от ситуации, вне зависимости от значимости предмета конфликта. Уход от ситуации следует рассматривать в буквальном смысле слова и в переносном - респондент сосредотачивается на собственных переживаниях. 3) Привлечение третьего лица. Респондент переживает субъективное чувство ограниченности собственных ресурсов (психологических, интеллектуальных и др.) и вовлекает в ситуацию третье лицо, к-рое способствует разрешению или разрешает конфликт. 4) Пассивное подчинение требованиям. Стратегия предполагает полное согласие и выполнение требований партнера, нередко в ущерб собственным интересам. 5) Пассивное неподчинение требованиям. Поведение субъекта не соответствует требованиям партнера. 6) Активное неподчинение требованиям. Поведение субъекта не соответствует требованиям партнера, субъект не только отказывается выполнять требования партнера, но и предпринимает иные действия. 7) Компромисс, сотрудничество - это 2 разл. стратегии, но обе ориентированы на удовлетворение интересов обеих сторон (итог сотрудничества - альтернатива, полностью удовлетворяющая интересы сторон, а компромиссная стратегия предполагает взаимные уступки). 8) Творческое решение. Стратегия предполагает, что респондент, используя творческий потенциал, активно преобразует ситуацию. Лит.: Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991; Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. М., 1998; Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. Е. В. Конева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Методика разрешения трудных ситуаций и профилактика делинквентного поведения подростков

Сирота Н.А., Цветков В.Л.
Читать PDF

Специфика социальной перцепции подростка в ситуациях затрудненного общения

Вишневская Оксана Николаевна
В предлагаемой статье рассматривается феномен социальной перцепции подростка. Выявлены основные вариативные модели социальной перцепции подростков в ситуациях затрудненного общения.
Читать PDF

Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (ср

Первитская Алёна Михайловна
Статья посвящена изучению эмоционально-волевой регуляции в подростковом возрасте и особенностям преодоления проблемных (фрустрирующих) ситуаций у девочек-подростков с «нормальным» и делинквентным пове
Читать PDF

Методика измерения подростковой тревожности

Зайцев Ю. А.
В статье предлагается методика, позволяющая оценить уровень и причины возникновения подростковой тревожности, приводятся данные по стандартизации созданной методики.
Читать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках.
Читать PDF

Переживания конфликтной ситуации лицами с различной направленностью в общении

Олейник Н.М.
Читать PDF

Методики изучения состояния духовно-нравственных качеств личности подростков профильных спортивных к

Глазкова Татьяна Николаевна
Рассматриваются различные подходы исследования уровня духовно-нравственной воспитанности подростков.
Читать PDF

Методика для исследования смысложизненного кризиса личности в подростковом возрасте

Горбунова Валерия Сергеевна
В статье рассмотрены понятие «смысложизненный кризис», сущность смысложизненного кризиса, особенности подросткового возраста, проблема целостности ценностно-смысловой сферы личности.
Читать PDF

Формирование адекватного поведения дошкольников и младших школьников в ситуации общения с незнакомым

Захарченко Наталья Анатольевна, Ситдикова Светлана Николаевна, Кулинцева Юлия Сергеевна
В статье рассматриваются и анализируются основные подходы к осмыслению феномена доверия, его содержательные характеристики, а также условия, определяющие доверие детей к незнакомым взрослым.
Читать PDF

Сравнительный анализ ситуационного употребления наркотиков в молодежной субкультуре у подростков с р

Шабанов Лев Викторовичт, Фирсова Ольга Валерьевнат
Рассматриваются мотивы подростков с разным семейным статусом (живущие в родительских семьях и социальные сироты), являющиеся достаточными для начальной фазы проб с наркотическими веществами у подростк
Читать PDF

Тренинговые технологии первичной профилактики аддиктивного поведения подростков и Методика оценки их

Грецов Андрей Геннадьевич
Дается описание тренинговых технологий первичной профилактики аддиктивного поведения в рамках психолого-педагогического сопровождения социализации подростков.
Читать PDF

Социальный интеллект как фактор межличностного общения подростков с детским церебральным параличом

Тимофеева Ирина Владимировна
Представлено исследование социального интеллекта у подростков с детским церебральным параличом: в какой мере развитие социального интеллекта зависит от семьи, в которой воспитывается ребенок; наскольк

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: