Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке это что такое Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке: определение — Психология.НЭС
Методика оценки коммуникативных способностей учителя. Л. М. Митина Методика оценки работы учителя

Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке

Найдено 1 определение:

Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке

Н. И. Поливанова, И. В. Ривина. Направлена на выявление представлений учителей о разл. аспектах их О. с детьми в ходе урока. Анкетирование может осуществляться как фронтально, так и индивидуально. Анкета содержит 81 утверждение, 74 из к-рых распределены по 6 шкалам, 7 утверждений являются фоновыми и не учитываются при обработке. Анкета содержит 4 осн. шкалы (I-IV), 1 дополнительную шкалу (V) и шкалу лжи (VI). Шкала I - определяет выраженность направленности учителя на традиционное обучение: отработку осн. умений и навыков, строгое соблюдение дисциплины, обязательное заучивание формулировок, авторитарность учительской позиции, одинаковость требований к учащимся. Шкала II - выявляет приоритеты учителя в отношении к содержательному О. с учащимися, к организации в классе общей дискуссии, работе в группах, выяснению и обсуждению имеющихся мнений. Шкала III - акцентирует эмпатийную сторону О. учителя с детьми, его направленность на доверительность и дружелюбие. Шкала IV - выявляет настроенность учителя на психол. комфортность атмосферы урока в целом, нацеленность на свободное проявление инициативы детей. Шкала V отражает направленность учителя на индивидуальную работу с детьми на уроке, реализацию индивидуальных программ учащихся. Шкала VI - искренность ответов учителя (шкала лжи). При обработке результатов по шкалам I-V подсчитывается суммарный балл по каждой шкале. В каждой из шкал минимально и максимально возможный суммарный балл различны в зависимости от количества пунктов, составляющих шкалу (разброс составляет от 5 до 68 баллов). По осн. шкалам выделяются 3 уровня (низкий, средний, высокий), соответствующих низкому, среднему и высокому значениям диапазона полученных баллов. По дополнительной шкале выделяются 2 уровня низкий и средневысокий. Если в шкале лжи в 6 случаях дается неискренний ответ, то анкета считается недействительной. На основании сочетания уровней, проявленных по шкалам I-V, дается интегральная характеристика типа направленности учителя на взаимодействие с учащимися. 1) Тип развивающего учителя. Учитель демонстрирует высокий уровень по 4 осн. шкалам. Такой учитель направлен на содержательное взаимодействие с учащимися. 2) Тип традиционного учителя. Учитель демонстрирует высокий уровень по шкале I и низкий или средний уровни по остальным осн. шкалам. Такой учитель ставит во главу угла формирование знаний, умений, навыков, но не придает существенного значения собственной субъектности детей. 3) Тип взаимодействующего учителя. Учитель демонстрирует высокий уровень по шкале II и одновр. низкий или средний уровни по остальным осн. шкалам. Такой учитель проявляет тенденцию к признанию ребенка как самост. субъекта в учебных отношениях с педагогом и стремится к организации самост. групповой работы детей и к партнерству с ними на уроке. 4) Тип эмпатийного учителя. Учитель демонстрирует высокий уровень по шкале III и одновр. низкий или средний уровни по остальным осн. шкалам. Такой учитель в большей степени проявляет эмоциональную теплоту, готовность к взаимопониманию с детьми. 5) Тип комфортного учителя. Учитель демонстрирует высокий уровень по шкале IV и низкий или средний уровни по остальным осн. шкалам. Такой учитель не склонен к авторитарной манере в отношениях с детьми на уроке. 6) Тип обучающе-делового учителя. Учитель демонстрирует высокий уровень по шкале I и шкале II и одновр. низкий или средний уровень по шкале III и шкале IV. Такой учитель в большей степени нацелен на функционально-знаниевую сторону учебного взаимодействия. 7) Тип эмоционально-традиционного учителя. Учитель демонстрирует высокие уровни по шкале I и шкале III и низкий или средний уровни по шкале II и шкале IV. Такой учитель, с одн. стор., является строго направленным на знаниевый аспект обучения, а с др. стор., учитывает эмоционально-личностн6ые особенности детей. 8) Тип взаимодействующе-эмпатийного учителя. Учитель демонстрирует высокие уровни по шкале II и шкале III и низкий или средний уровни по шкале I и шкале IV. Такой учитель нацелен не только на деловое, но и на эмоциональное О. с учащимися на уроке. 9) Тип эмоционально-комфортного учителя. Учитель проявляет высокий уровень по шкале III и шкале IV, и низкий или средний уровни по шкале I и шкале II. В этом случае он акцентирует внимание на эмоциональной стороне учебного О. и комфортности учебной работы ребенка. 10) Тип комфортно-взаимодействующего учителя. Учитель демонстрирует высокие уровни по шкале II и шкале IV и низкий или средний уровни по шкале I и шкале III. Такой учитель направлен не только на эффективное учебное взаимодействие, но и стремится создать для учащихся атмосферу психол. комфорта. 11) Тип умеренно-уравновешенного учителя. Учитель демонстрирует средний уровень по всем 4 осн. шкалам. Он проявляет все вышеназванные характеристики учебной работы в умеренной степени. Такой учитель стремится овладеть самыми разными формами учебной работы на уроке. 12) Тип пассивного учителя. Учитель демонстрирует низкие уровни по всем 4 осн. шкалам. Такой учитель не имеет ярко выраженной педагогической направленности ни в методах преподавания, ни в психол. организации отношения с учащимися. Лит.: Ермакова И. В., Поливанова Н. И., Ривина И. В. Представления учителей о взаимодействии с учащимися на уроке // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4. Н. И. Поливанова, И. В. Ривина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Семантический резонанс у учителей на представление стилей педагогического взаимодействия в виде исто

Ивановская Ольга Геннадиевна
В статье раскрывается связь между предпочитаемым конкретным учителем стилем педагогического взаимодействия и его детскими воспоминаниями, сохраняющимися в памяти в виде любимых историй из детства. При условии признания ребёнка субъектом, личностью между ним и его наставниками создаётся единое семантическое пространство. В дальнейшем знакомые образы, слова, метафоры, маркирующие это пространство, вызывают у человека семантический резонанс, инициирующий узнаваемость и воспроизведение близких ему с детства высказываний, образцов поведения. Понимание процессуально, а семантический резонанс моментален, но способен облегчить понимание и сделать его личностно значимым. Дети слушают и рассказывают истории, чтобы достичь понимания мира в двух смыслах «прохладном» и «горячем». «Прохладные» знания относятся к тому, как вещи работают в физическом мире. Понимание в «горячем» смысле относится к испытыванию чувств. «Горячее» понимание закрепляется в сознании при помощи любимых историй. В то же время, история о том, что значимо, не всегда рождает ту же интенсивность чувств, что и оригинальный опыт. Создаётся некоторая эмоциональная дистанция. Дети могут переживать эмоции, не перенося последствий в реальной жизни. По этой причине дети так любят повторение любимых историй. Наше исследование подтвердило существование одного из проявлений наставничества. Человек часто становится таким, каков он есть, не только благодаря, но и вопреки примеру наставника (родителя, учителя). Так, половина наших респондентов испытали семантический резонанс на авторитарный стиль взаимоотношений учителя и учеников. Однако среди них нет ни одного человека, у которого такой стиль взаимодействия является преобладающим. Но все испытуемые обладают «смешанным» стилем педагогического взаимодействия, то есть иногда не чужды авторитаризма.
Скачать PDF

Методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта

Безумова Лариса Геннадьевна, Капцов Александр Васильевич
Рассматриваются понятия субъектности индивида и группы, коллективного субъекта, показана специфика малой группы как объекта социально-психологических исследований, предложена методика диагностики представлений об актуальных потребностях коллективного субъекта, определена ее валидность.
Скачать PDF

Представленность психических и телесных качеств в самооценке будущих учителей и педагогов-психологов

Степанов Владимир Алексеевич
Обсуждаются результаты сравнительного исследования самооценки будущих учителей и педагогов-психологов. Обнаружено очевидное предпочтение в развитии волевых качеств за счет относительного обесценивания социальных. Наиболее ярко это выражено у педагогов-психологов и юношей-педагогов. Все студенты отдают явное предпочтение развитию психологических качеств перед телесными (физическими) качествами.
Скачать PDF

Влияние профессионального стажа на тендерные представления учителей

Деминский Владимир Александрович
Все большую популярность в работах по психологии и педагогике приобретает гендерный подход. С позиции этого подхода в данной статье рассматриваются результаты исследований представлений учителей об ученике. Проведен сравнительный анализ. Делается вывод о существовании неоднозначной зависимости между полом и предметной направленностью педагога и тем, как учитель представляет ученика.
Скачать PDF

Психометрическая оценка методики по выявлению нормативных представлений студентов как субъектов обра

Баянова Л.Ф.
В статье предлагается методика по выявлению нормативных представлений о профессии у студентов в процессе профессионального образования. Даётся психометрическая оценка показателей методики – надёжности и валидности. Выделены факторы, определяющие нормативные представления о медицинской профессии: «Коммуникативность», «Ситуационная профессиональная интеракция», «Субъектная профессиональная диспозиция» и «Эмпатийность».
Скачать PDF

Личные факторы, определяющие профессиональные представления будущих учителей

Науменко Марина Владимировна, Рогова Евгения Евгеньевна
Профессиональные представления лежат в основе правильного профессионального выбора и успешной самореализации в профессиональной деятельности. В настоящее время изучение профессиональных представлений носит разрозненный, фрагментарный характер, в научной литературе по данной проблематике практически полностью игнорируются источники формирования представлений. В статье рассматриваются личностно обусловленные аспекты формирования профессиональных представлений в процессе обучения студентов педагогического университета. Анализируются факторы, влияющие на представления о будущей профессии, такие как: мотивация, гендерная идентичность, коммуникативная компетентность. Приводятся результаты применения следующего методического инструментария: методика изучения мотивации обучения (Т.И. Ильина), методика изучения мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин), диагностика коммуникативной социальной компетентности (Н.П.Фетискин), диагностика представлений об объекте деятельности (Е. И. Рогов), экспресс-диагностика характерологических особенностей личности (Г. Ю. Айзенк). Приводятся количественные и качественные результаты исследования. Формулируется вывод относительно значимости этапа профессионального образования в становлении представлений о будущей профессии и объекте деятельности, а также специфики формирования профессиональных представлений на этапе получения профессионального образования, определяемой рядом исследованных личностных характеристик.
Скачать PDF

Представления студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников

Мышкина Марина Сергеевна
В статье рассматриваются представления студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников как групповые феномены. Такой подход дает возможность воссоздать картину диверсификации репрезентаций образовательного процесса в условиях его поступательного организационного и содержательного реформирования на современном этапе развития российского государства. Выявлено, что представления студентов-психологов о социальных ожиданиях современных учителей и школьников характеризуются как распространенные, устойчивые, объединенные схемой «субъект объектного» социального взаимодействия, в которой каждому из участников отводится особая роль: позиция субъекта атрибут учителя; при этом школьники как в оценке учителя, так и в оценке самих школьников представлены в виде объектов, пассивных участников воздействия.
Скачать PDF

Связь понимания и представлений в педагогическом взаимодействии

Евдокимова Елена Гершечевна
В статье обосновывается связь феномена понимания и представлений в качестве одного из его показателей в педагогическом взаимодействии.
Скачать PDF

Оценка студентами опыта взаимодействия с учителем-наставником и методистом в ходе педагогической пра

Савин Е.Ю.
Описаны результаты эмпирического исследования параметров, которые используются студентами-педагогами для описания своего опыта взаимодействия с учителем-наставником и методистом в ходе педагогической практики. Продемонстрировано, что отдельные действия группируются в два глобальных параметра: сотрудничество и противодействие. Перечень действий, образующих эти параметры, различается для оценки действий учителя-наставника и для университетского методиста. Также выявлено, что студенты проявляют большее согласие в оценке сотрудничающих действий в сравнении с противодействующими
Скачать PDF

Изменение социальных представлений об агрессии у детей в зависимости от типа их взаимодействия между

Бриль Михаил Сергеевич, Гуриева Светлана Дзахотовна
Данная статья посвящена новому этапу в исследовании социальных представлений об агрессии. В выборку вошли восемьдесят детей и подростков, проводящих лето в детском оздоровительном лагере. Собранные данные позволяют сделать вывод о влиянии типа взаимодействия респондентов на изменение их социального представления об агрессии.
Скачать PDF

Ситуации нарушенного взаимодействия в школе и представления о них школьников разных возрастов

Морозова Т.В.
В статье отражены результаты исследования представлений младших, средних и старших школьников о ситуациях нарушенного взаимодействия в школе. Дается определение нарушения взаимодействия на основе анализа современных и классических исследований этого вопроса как зарубежных, так и отечественных психологов и философов. Проводится анализ данных, иллюстрирующих разницу представлений и стратегий решения ситуаций нарушенного взаимодействия школьниками разных возрастов. В заключение говорится о последствиях системного пребывания ребенка в ситуации нарушенного взаимодействия и необходимости создания в школе (и в других средах социализации) пространств «свободных от нарушений».
Скачать PDF

Исследование субъективных представлений личности о системах взаимодействий, значимых для её развития

Краснова Оксана Викторовна
Исследование субъективных представлений личности о системах взаимодействий, значимых для её развития, направлено на проверку и уточнение модели структурной динамики системы развития личности в онтогенезе как один из множества методов. Динамика структур в любой системе всегда связана с механизмом функционирования и развития системы. А механизмы онтогенеза личности – актуальный открытый вопрос в психологии развития. В статье представлены две основные рабочие гипотезы, которые проверялись обсуждаемым методом; показана методика сбора эмпирических данных о заявленных субъективных представлениях личности, её ограничения, помещено несколько комментариев о процессе сбора данных и методе расчёта размера репрезентативной выборки; представлены и обсуждены результаты. Метод, как и уточняемая модель, разработан автором для целей конкретного исследования. Обосновано, что метод является релевантным задаче. Авторская интерпретация полученных с его помощью результатов позволяет заключить о подтверждении обеих гипотез.
Скачать PDF

Похожие термины: