Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская это что такое Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская: определение — Психология.НЭС
методика исследования Методика исследования нормативных предпочтений в группе. О. И. Комисарова

Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская

Найдено 1 определение:

Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская

Предназначена для исследования восприятия лидерства в детских группах. Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Для выявления лидера в осн. используют социометрическую процедуру. Однако взаимоотношения в детских группах, в школьных классах, кружках и т. п. не ограничиваются чисто эмоциональной сферой, и критерий симпатия - антипатия (на нем строится социометрия) не всегда срабатывает. Методика состоит из 2 процедур. В первой процедуре учащимся предлагается ответить на 3 вопроса. Респонденты свои ответы ранжируют по 5-балльной шкале. Для каждого члена класса подсчитывается общая сумма баллов по всем 3 вопросам. Ребята, занявшие первые 5 мест, считаются потенциальными лидерами. Методика позволяет сравнивать общую структуру лидерства с иерархией по каждому вопросу. Такой подход дает возможность выявлять, какая из сфер в большей степени влияет на общую структуру лидерства в данной группе. В результате выбираются 1-2 члена класса, занявшие первые места в общей ранговой структуре. Для исследования идентификации как одного из механизмов лидерства используется вторая процедура. Школьникам предлагают написать сочинение об одном или неск. одноклассниках по специальной инструкции. При анализе сочинений, во-первых, устанавливается идентификация с «героем» сочинения, во-вторых, выявляются разные уровни идентификации. Анализ идентификационных сочинений дает возможность выявлять также иерархию влияния в классе, характер этого влияния. Лит.: Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. М., 1984. Е. М. Дубовская
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы восприятия иноязычной речи и их роль в педагогических методиках обуче

Хохлова Лариса Александровна, Дерягина Лариса Евгеньевна
В работе анализируются результаты психофизиологического исследования механизмов аудирования у студентов левои правополушарного типов, раскрываются факторы, положительно влияющие на процесс обучения иностранным языкам.
Скачать PDF

Методика развития субъектного восприятия природы в рамках эколого-психологического подхода

Грезе Елена Владимировна
В статье отмечается, что одной из причин незрелости экологического сознания людей является низкая эффективность экологического воспитания и образования населения. Особое значение приобретает поиск механизмов и средств развития экологического сознания. Разработанная методика развития субъектного восприятия природы, основанная на принципах психолого-педагогической коррекции субъективного отношения к природе, направлена на развитие экологического сознания. Переживание личностью психологического единства с живыми существами методически достигается с помощью интеллектуализации отрицательных эмоций, идентификации с животным и его субъектификации. В процессе тренинга происходят качественные и количественные изменения основных структурных компонентов экологического сознания, таких как: восприятие природных объектов, экологические установки, экологическое мышление, субъективное отношение к природным объектам, ориентация на природоохранную деятельность.
Скачать PDF

Психодиагностика субъективного восприятия своих идентификаций: применение модифицированной методики

Тхостов Александр Шамильевич, Рассказова Елена Игоревна, Емелин Вадим Анатольевич
Применение междисциплинарного подхода в исследованиях идентичности требует разработки методов, позволяющих изучать и сопоставить прогностические возможности критериев диагностики идентичности, предлагаемых в русле различных концепций. Цель данной работы исследование стабильности и соотношения оценок своих идентификаций по разным критериям, а также их связи с субъективным благополучием, копинг-стратегиями и выраженностью психопатологической симптоматики у испытуемых без психических заболеваний. Методика «Кто Я?» М. Куна и Т. МакПартлэнда была дополнена количественной оценкой по шкале Лайкерта того, насколько каждая из идентификаций нравится (эмоциональная оценка), часто актуализируется (значимость), важна испытуемому (психологическая центральность) и признана другими (воспринимаемое социальное признание). На материале двух выборок: студентов-психологов (n1=82) и взрослых испытуемых (n2=50) были продемонстрированы достаточная согласованность оценок своих идентификаций по каждому из критериев, несводимость критериев друг к другу и возможность надежного расчета единого показателя согласованности/рассогласованности в оценках идентификаций. Положительная оценка, центральность и признанность своих идентификаций способствовали более частому выбору активных поведенческих и когнитивных стратегий совладания со стрессом, а дополнительный учет согласованности в оценках приводил к лучшему предсказанию склонности к позитивному переформулированию, обращения к религии и концентрации на эмоциях. Связь значимости идентификаций и депрессивности опосредствовалась их эмоциональной оценкой: частые мысли об идентификациях препятствовали депрессивности только у испытуемых с положительной эмоциональной оценкой идентичности. В целом применение количественной оценки позволяет дополнить качественный анализ идентификаций общими показателями субъективного переживания идентичности.
Скачать PDF

Апробация методики формирования восприятия интонации у лиц с психофизическими отклонениями

Михальчи Екатерина Владимировна
В статье описана методика «Цветные буквы», разработанная на основе методов фоносемантики русского языка для обучения восприятию интонации в стихах и художественных текстах лиц с нарушениями слуха и расстройствами аутистического спектра (РАС). Данная методика действует с учетом нейрофизиологического явления «синестезии», что позволяет эффективно применять ее в учебном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В ходе апробации методики «Цветные буквы» появились сведения, что для детей с РАС ее применение в учебном процессе является эффективным инструментом формирования восприятия и воспроизведения интонации и должно реализовываться с учетом индивидуальной схемы цветовых ассоциаций букв русского языка. В обучении детей и подростков с нарушениями слуха в оформлении визуализированных стихов должны использоваться волны громкости, показывающие интонационные изменения тембра голоса при чтении.
Скачать PDF

Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследований

Бушов Ю. В.
В статье обсуждаются некоторые итоги и перспективы дальнейших исследований индивидуальных особенностей и механизмов восприятия времени в Томском государственном университете. В частности, показано, что восприятие времени является системным процессом, в котором можно выделить пять последовательных этапов, отчетливо проявляющихся в динамике связанных с событиями потенциалов мозга (ССПМ) и корковых взаимодействий. Характер этих взаимодействий существенно зависит от исходного состояния и индивидуальных особенностей человека. Между характеристиками восприятия времени и уровнями корковых взаимодействий имеются статистически достоверные связи, характер которых зависит от этапа выполняемой перцептивной задачи.
Скачать PDF

Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я

Черкашина Анна Георгиевна
В статье содержится описание методики исследования самоотношения к Образу Физического Я (женский вариант), с помощью которой, можно оценивать анатомические, функциональные и социальные характеристики внешности в двух подсистемах самоотношения: системе «Я и другие» и системе "Я-Я". Приведены психометрические характеристики методики
Скачать PDF

Методика для исследования смысложизненного кризиса личности в подростковом возрасте

Горбунова Валерия Сергеевна
В статье рассмотрены понятие «смысложизненный кризис», сущность смысложизненного кризиса, особенности подросткового возраста, проблема целостности ценностно-смысловой сферы личности. Приведены описание авторской методики и результаты психометрических исследований.
Скачать PDF

Психосемантическое исследование особенностей восприятия и оценивания компьютерных игр

Омельченко Наталья Владимировна
Рассматривается психологический аспект феномена «виртуальной реальности». Обсуждается проблема субъективных картин мира, играющих в компьютерные игры. Представлены результаты психосемантического исследования особенностей восприятия и оценивания компьютерных игр. Результаты позволили реконструировать частное семантическое пространство восприятия и оценивания компьютерных игр, а также различия между опытными игроками и новичками.
Скачать PDF

Исследование эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД Ро

Озеров Виктор Петрович, Солодовник Дмитрий Алексеевич
Актуальность предлагаемой к публикации статьи по исследованию эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вуза МВД России на занятиях по физической подготовке обусловлена недостаточной разработанностью проблемы формирования психомоторного самоконтроля курсантов вузов силовых ведомств России на занятиях по физической подготовке. В исследовании определены объект, предмет исследования, а также его цель, выразившаяся в теоретической разработке и экспериментальной проверке эффективности методики формирования психомоторного самоконтроля у курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке, достигаемая с помощью решения ряда научно-теоретических и экспериментальных задач, более подробная характеристика которых изложена в тексте статьи. Объектом исследования выступили психомоторные способности учащейся молодежи. Предметом исследования стали особенности проявления психомоторного самоконтроля курсантов вузов МВД России на занятиях по физической подготовке.
Скачать PDF

Исследования внутреннего восприятия значимое направление современной психологической науки

Елшанский С.П.
Отмечено, что долгие годы внутреннее (в частности, интрацептивное) восприятие было неразработанной областью психологии, и лишь относительно недавно стали появляться пока еще достаточно немногочисленные исследования в этой области. Сделан вывод, что исследования феноменологии внутреннего восприятия и его знаково-символического опосредствования в норме и патологии, вопросов формирования внутреннего телесного опыта, детерминации психических процессов и поведения сигналами внутреннего восприятия, построение психологических моделей процессов внутреннего восприятия могут стать важным направлением современной психологии.
Скачать PDF

Применение методики «Проба с точкой» в исследованиях переработки эмоциональной информации

Овсянникова Виктория Владимировна, Шабалина Татьяна Александровна
Цель статьи представить обзор исследований переработки эмоционально окрашенной информации с применением методической процедуры «Проба с точкой». Новизна исследования заключается в том, что в отечественной психологической литературе представлено крайне мало исследований процессов переработки эмоциональной информации. В связи с этим представляет интерес знакомство с теоретическими идеями и методическими решениями в этой области. Одним из подходов в данном направлении является анализ связи когнитивных и эмоциональных процессов, которая изучается с помощью методики «Проба с точкой». В статье приведено описание исследования, в котором впервые была использована методика «Проба с точкой» (MacLeod, Mathews, Tata, 1986), приведены данные современных исследований. Показано, что наиболее устойчиво воспроизводимый результат это эффект «бдительности внимания» по отношению к эмоциональным стимулам. Приведены данные о том, что наличие релевантных эмоциональных черт способствует усилению данного эффекта. В статье обоснована возможность исследования процессов переработки эмоциональной информации в связи с эмоциональным интеллектом.
Скачать PDF

Похожие термины: