Методика Функционально-рефлексивный анализ текста

Найдено 1 определение:

Методика «Функционально-рефлексивный анализ текста»

В. Г. Аникина, И. Н. Семенов. Предназначена для качественной оценки функц. проявления рефлексии в решении личностью ситуаций экзистенциально-личностного характера и в процессе самообщения. Методологической основой является праксиологическая концепция рефлексики Семенова И. Н. и Степанова С. Ю. В рамках данного подхода рефлексия личности рассматривается как механизм осознания, переосмысления и коррекции образа Я, личностных оснований - экзистенциальных смыслов, противоречивости личностного развития. Результатом рефлексии является не только самомобилизация личности, но и самоорганизация в виде ее специфических содержаний, а именно «новых» образцов целостной картины концепции Я. Функционально-рефлексивный анализ текста позволяет: 1) выявить функц. проявление рефлексии в решении личностью проблемно-конфликтных ситуаций экзистенциального характера; 2) выделить разл. уровни решения личностью проблемно-конфликтных ситуаций (ПКС) экзистенциального характера (уровень эмоциональных реакций, уровень стереотипных решений, уровень стандартных решений, уровень новых решений, уровень творческих решений), по выявленным функц. проявлениям рефлексии в процессе решения; 3) зафиксировать проявление процесса самообщения, к-рый непосредственно представлен в рефлексивно-смысловых единицах текста решения (обращение к себе и смена рефлексивных позиций) и его функц. включенность в осознание личностью новых смысловых отношений и содержаний ее базовых смыслов; 4) дифференцировать те рефлексивные позиции, относительно к-рых осуществляется процесс самообщения. Процедура проведения методики, на первом этапе, предполагает получение решения эксперим. ситуации экзистенциального характера (проблемно-конфликтные ситуации экзистенциального характера). На последующих этапах работы с методикой осуществляется анализ текста решения с целью выявления в нем рефлексивно-смысловых единиц, а затем объединение смысловых единиц, для осуществления дифференциации функц. проявления рефлексии в процессе решения проблемно-конфликтной ситуации и самообщения. В методике к рефлексивно-смысловым единицам текста относят: 1) Остановка - краткое обозначение: ОСТ; 2) Эмоциональная реакция - ЭР; 3) Определение ситуации - ОПС; 4) Обращение к себе ОС; 5) Предполагаемое личностное состояние - ПЛС; 6) Черты и характеристика личности, оценка себя - ЧЛ; 7) Жизненный опыт - О; 8) Личные знания о людях - ЛЗЛ; 9) Ценности личности - ЦЛ; 10) Экзистенциальные смыслы - ЭС; 11) Интеллектуальные знания - ИЗ; 12) Личностные решения - ЛР; 13) Интеллектуальные решения - ИР; 14) Решения за «Других» - РД; 15) Рефлексивное расширение ситуации- РС; 16) Смена рефлексивных позиций: Не-Я; Я-Другой - СП; 17) Новые личностные смыслы НС. В соответствии с алгоритмом выполнения методики осуществляется группировка, объединение отдельных смысловых единиц как показателей проявления функций рефлексии. В методике выделяются 7 функций рефлексии. 1) Оценка сложности ситуации для личности. Происходит рефлексивное определение возможности использования смысловых ресурсов личности в поиске решений, фиксация проявления потенциального перехода на новые уровни разрешения ситуации. (Элементы текста: ЭР, ОСТ, ОС). 2) Оценка окончания решения ситуации. Рефлексивное определение готовности решения и выхода личности из состояния неопределенности; появления чувства удовлетворенности от осуществленной деятельности. (ОСТ, ОС). 3) Построение образа Я. Формирование представления личности о себе в проблемной ситуации, а так же выявление опорных личностных смыслов и смысловых связей, необходимых для решения ПКС, к-рые выполняют функцию обоснования принятого решения. (ОС, ПЛС, О, ЛЗЛ, ЧЛ, ЭС, ЦЛ). 4) Поиск и выявление «внеш.» смыслов. Обращение к «внеш.» смысловым ресурсам, к-рые чаще всего идентифицируются личностью как принадлежащие значимым другим (родителям, друзьям, книгам и др.). (ЛЗО, СП, РД). 5) Расширение смыслового поля ситуации. Построение личностью дополнительных, новых условий в разрешаемой ситуации и новых рефлексивных позиций, тем самым происходит расширение смысловых горизонтов ситуации. (СП, РС, ИР, РД). 6) Построение и разрешение рефлексивного конфликта. Актуализация смысловой позиция Я и новых, выстроенных рефлексивных позиций личности. Осуществление столкновения во внутр. диалоге, споре разл. конфликтных, неоднозначных смыслов с целью их творческого преобразования и осознания новых содержаний смыслов и смысловых связей. (ОС, СП, ЦЛ, ЭС, НС). 7) Расширение смысловой структуры личности - принятие, внедрение в иерархию личностных смыслов новых смысловых содержаний и смысловых связей как личностно значимых. (НС, ЛР). Лит.: Аникина В. Г., Коваль Н. А, Семенов И. Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов, 2002. И. Н. Семенов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Функциональный анализ педагогической деятельности будущего учителя на основе рефлексивного подхода

Валеев Азат Салимьянович
В статье рассматривается необходимая предпосылка профессионального становления и саморазвития учителя как профессионала рефлексия профессионально-педагогической деятельности.
Читать PDF

Разработка рефлексивно-развивающей методики «Сказка-загадка». Все как у тебя»: проверка валидности

Кибальченко Ирина Александровна
В статье рассматривается процесс разработки и проверки валидности авторской рефлексивно-развивающей методики: «Сказка-загадка «Все как у тебя».
Читать PDF

Понимание и переживание стихотворного текста как предмет психологического анализа

Проект Ю. Л.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования механизмов понимания и переживания стихотворных текстов читателями.
Читать PDF

Формализованные методы исследования текстов: опыт применения к анализу технической документации

Митина Ольга Валентиновна, Евдокименко Александр Сергеевич
Рассматриваются возможности и опыт применения метода анализа текста (контент-анализ) в качестве способа содержательной оценки и объективного сравнения различного рода научно-технической документации.
Читать PDF

Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции состояния психического выгорания

Молчанова Людмила Николаевна
Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции (возникновения, трансформации) состояния психического выгорания позволяет выявить общие и специфические закономерности его проявлений
Читать PDF

Опыт анализа текста художественной прозы с позиции выявления алгоритма поведения личности

Птичкина Евгения Леонидовна
В статье предпринята попытка рассмотрения литературного текста как аналога консультативной психологической ситуации.
Читать PDF

Возможности применения программы «Такт» для анализа методологических историко-психологических тексто

Иванова Татьяна Александровна
Статья посвящена методологическим возможностям применения компьютерной программы "ТАКТ" для исследования историко-психологических текстов. Показаны примеры анализа текстов Б. Ф. Ломова, В.С.
Читать PDF

Психометрический анализ двух вариантов Российской адаптации методики «Опросник личностных ориентаций

Калугин Алексей Юрьевич
Представлена психометрическая проверка двух российских адаптаций «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома. Проверка надежности и валидности данных адаптаций дала неудовлетворительные результаты.
Читать PDF

Психосемиотический анализ текста: диагностическое значение категории «Время»

Кыштымова Ирина Михайловна
Аннотация. Рассматривается метод психосемиотического анализа авторского текста. Обосновывается диагностическая значимость категории «время».
Читать PDF

Адаптация и психометрический анализклинико-психологических методиксамоотчета (опросников) на примере

Лебедев С.В.
Читать PDF

Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация

Митина Ольга Валентиновна., Евдокименко Александр Сергеевич
Изложена систематизация представлений о методологических принципах анализа текста и программной реализации уже разработанных методик.
Читать PDF

Опыт рефлексивного анализа субъектного подхода

Стахнева Людмила Александровна
Рассмотрены проблемы российского общего и профессионального образования. Дана оценка места российского образования в мировом образовательном пространстве.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: