Методика «Функционально-рефлексивный анализ текста» это что такое Методика «Функционально-рефлексивный анализ текста»: определение — Психология.НЭС
МЕТОДИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ Методика Цветовое зеркало отношений

Методика Функционально-рефлексивный анализ текста

Найдено 1 определение:

Методика «Функционально-рефлексивный анализ текста»

В. Г. Аникина, И. Н. Семенов. Предназначена для качественной оценки функц. проявления рефлексии в решении личностью ситуаций экзистенциально-личностного характера и в процессе самообщения. Методологической основой является праксиологическая концепция рефлексики Семенова И. Н. и Степанова С. Ю. В рамках данного подхода рефлексия личности рассматривается как механизм осознания, переосмысления и коррекции образа Я, личностных оснований - экзистенциальных смыслов, противоречивости личностного развития. Результатом рефлексии является не только самомобилизация личности, но и самоорганизация в виде ее специфических содержаний, а именно «новых» образцов целостной картины концепции Я. Функционально-рефлексивный анализ текста позволяет: 1) выявить функц. проявление рефлексии в решении личностью проблемно-конфликтных ситуаций экзистенциального характера; 2) выделить разл. уровни решения личностью проблемно-конфликтных ситуаций (ПКС) экзистенциального характера (уровень эмоциональных реакций, уровень стереотипных решений, уровень стандартных решений, уровень новых решений, уровень творческих решений), по выявленным функц. проявлениям рефлексии в процессе решения; 3) зафиксировать проявление процесса самообщения, к-рый непосредственно представлен в рефлексивно-смысловых единицах текста решения (обращение к себе и смена рефлексивных позиций) и его функц. включенность в осознание личностью новых смысловых отношений и содержаний ее базовых смыслов; 4) дифференцировать те рефлексивные позиции, относительно к-рых осуществляется процесс самообщения. Процедура проведения методики, на первом этапе, предполагает получение решения эксперим. ситуации экзистенциального характера (проблемно-конфликтные ситуации экзистенциального характера). На последующих этапах работы с методикой осуществляется анализ текста решения с целью выявления в нем рефлексивно-смысловых единиц, а затем объединение смысловых единиц, для осуществления дифференциации функц. проявления рефлексии в процессе решения проблемно-конфликтной ситуации и самообщения. В методике к рефлексивно-смысловым единицам текста относят: 1) Остановка - краткое обозначение: ОСТ; 2) Эмоциональная реакция - ЭР; 3) Определение ситуации - ОПС; 4) Обращение к себе ОС; 5) Предполагаемое личностное состояние - ПЛС; 6) Черты и характеристика личности, оценка себя - ЧЛ; 7) Жизненный опыт - О; 8) Личные знания о людях - ЛЗЛ; 9) Ценности личности - ЦЛ; 10) Экзистенциальные смыслы - ЭС; 11) Интеллектуальные знания - ИЗ; 12) Личностные решения - ЛР; 13) Интеллектуальные решения - ИР; 14) Решения за «Других» - РД; 15) Рефлексивное расширение ситуации- РС; 16) Смена рефлексивных позиций: Не-Я; Я-Другой - СП; 17) Новые личностные смыслы НС. В соответствии с алгоритмом выполнения методики осуществляется группировка, объединение отдельных смысловых единиц как показателей проявления функций рефлексии. В методике выделяются 7 функций рефлексии. 1) Оценка сложности ситуации для личности. Происходит рефлексивное определение возможности использования смысловых ресурсов личности в поиске решений, фиксация проявления потенциального перехода на новые уровни разрешения ситуации. (Элементы текста: ЭР, ОСТ, ОС). 2) Оценка окончания решения ситуации. Рефлексивное определение готовности решения и выхода личности из состояния неопределенности; появления чувства удовлетворенности от осуществленной деятельности. (ОСТ, ОС). 3) Построение образа Я. Формирование представления личности о себе в проблемной ситуации, а так же выявление опорных личностных смыслов и смысловых связей, необходимых для решения ПКС, к-рые выполняют функцию обоснования принятого решения. (ОС, ПЛС, О, ЛЗЛ, ЧЛ, ЭС, ЦЛ). 4) Поиск и выявление «внеш.» смыслов. Обращение к «внеш.» смысловым ресурсам, к-рые чаще всего идентифицируются личностью как принадлежащие значимым другим (родителям, друзьям, книгам и др.). (ЛЗО, СП, РД). 5) Расширение смыслового поля ситуации. Построение личностью дополнительных, новых условий в разрешаемой ситуации и новых рефлексивных позиций, тем самым происходит расширение смысловых горизонтов ситуации. (СП, РС, ИР, РД). 6) Построение и разрешение рефлексивного конфликта. Актуализация смысловой позиция Я и новых, выстроенных рефлексивных позиций личности. Осуществление столкновения во внутр. диалоге, споре разл. конфликтных, неоднозначных смыслов с целью их творческого преобразования и осознания новых содержаний смыслов и смысловых связей. (ОС, СП, ЦЛ, ЭС, НС). 7) Расширение смысловой структуры личности - принятие, внедрение в иерархию личностных смыслов новых смысловых содержаний и смысловых связей как личностно значимых. (НС, ЛР). Лит.: Аникина В. Г., Коваль Н. А, Семенов И. Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов, 2002. И. Н. Семенов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Методика Функционально-рефлексивный анализ текста — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Разработка рефлексивно-развивающей методики «Сказка-загадка». Все как у тебя»: проверка валидности

Кибальченко Ирина Александровна
В статье рассматривается процесс разработки и проверки валидности авторской рефлексивно-развивающей методики: «Сказка-загадка «Все как у тебя». Она предназначена для диагностики и развития рефлексии у дошкольников и младших школьников. В процедуре участвуют дети и взрослые члены семьи. Методика выявляет косвенные признаки отношений между детьми и другими членами семьи. В статье предлагается краткое описание методики и обзор основных результатов ее валидизации.
Скачать PDF

Понимание и переживание стихотворного текста как предмет психологического анализа

Проект Ю. Л.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования механизмов понимания и переживания стихотворных текстов читателями. Анализируется содержание понятий «понимание» и «переживание», подчеркивается, что разграничение данных понятий является методологическим подходом, позволяющим выделить рациональные и эмотивные аспекты в целостном процессе отражения любой реальности.
Скачать PDF

Формализованные методы исследования текстов: опыт применения к анализу технической документации

Митина Ольга Валентиновна, Евдокименко Александр Сергеевич
Рассматриваются возможности и опыт применения метода анализа текста (контент-анализ) в качестве способа содержательной оценки и объективного сравнения различного рода научно-технической документации. Рассуждения проиллюстрированы примером сопоставительного анализа англоязычной и русскоязычной технической документации применительно к проблеме человеческого фактора на атомных электростанциях (АЭС). Результаты контент-анализа анализируются с точки зрения определения сходств и различий западного и российского подходов к управлению человеческим фактором в работе АЭС.
Скачать PDF

Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции состояния психического выгорания

Молчанова Людмила Николаевна
Структурно-процессуальный анализ рефлексивных механизмов регуляции (возникновения, трансформации) состояния психического выгорания позволяет выявить общие и специфические закономерности его проявлений, что определяет перспективное направление исследований психологических механизмов возникновения и трансформации сходных с состоянием психического выгорания функциональных состояний (стресса, утомления и т.д.) в другую группу психических явлений в свойства.
Скачать PDF

Опыт анализа текста художественной прозы с позиции выявления алгоритма поведения личности

Птичкина Евгения Леонидовна
В статье предпринята попытка рассмотрения литературного текста как аналога консультативной психологической ситуации. На основе художественного текста выявляются психологические характеристики поведения личности, реконструируются ценностные ориентации, цели, задачи, стратегии поведения.
Скачать PDF

Возможности применения программы «Такт» для анализа методологических историко-психологических тексто

Иванова Татьяна Александровна
Статья посвящена методологическим возможностям применения компьютерной программы "ТАКТ" для исследования историко-психологических текстов. Показаны примеры анализа текстов Б. Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.А. Ганзена, В.Д. Шадрикова, посвященных методологии системного подхода в психологии 80-х гг. XX в. Установлено, что контент-аналитическое исследование на основе использования программы "ТАКТ" имеет значительные преимущества, такие как скорость обработки данных, визуальное отображение результатов исследования и прозрачность процедуры операционализации всех переменных. Данная программа позволяет получать высокоинформативные результаты, которые могут интерпретироваться в широком историческом контексте, и в сочетании с другими методами сбора эмпирических данных.(
Скачать PDF

Психометрический анализ двух вариантов Российской адаптации методики «Опросник личностных ориентаций

Калугин Алексей Юрьевич
Представлена психометрическая проверка двух российских адаптаций «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома. Проверка надежности и валидности данных адаптаций дала неудовлетворительные результаты. Выявленная эмпирическая структура не согласуется с теоретическим конструктом. Все это ставит вопрос о необходимости создания надежной и валидной методики, изучающей феномен самоактуализации.
Скачать PDF

Психосемиотический анализ текста: диагностическое значение категории «Время»

Кыштымова Ирина Михайловна
Аннотация. Рассматривается метод психосемиотического анализа авторского текста. Обосновывается диагностическая значимость категории «время». Приведены результаты анализа школьных сочинений с позиции выраженности временных категорий.
Скачать PDF

Адаптация и психометрический анализклинико-психологических методиксамоотчета (опросников) на примере

Лебедев С.В.
Скачать PDF

Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация

Митина Ольга Валентиновна., Евдокименко Александр Сергеевич
Изложена систематизация представлений о методологических принципах анализа текста и программной реализации уже разработанных методик. Методики анализа текста были систематизированы в 10 групп: интент-анализ, контент-анализ, фоносемантический анализ, дискурс-анализ, нарративный анализ, экспертная оценка текста, графематический анализ, морфологический анализ, синтаксический анализ, семантический анализ. Для каждой из групп приведены примеры программной реализации.
Скачать PDF

Опыт рефлексивного анализа субъектного подхода

Стахнева Людмила Александровна
Рассмотрены проблемы российского общего и профессионального образования. Дана оценка места российского образования в мировом образовательном пространстве.
Скачать PDF

Компендиум психодиагностических методик России и СССР: дополнительный анализ

Пичугова Анна Витальевна
В статье дается краткое описание Компендиума психодиагностических методик России и СССР. Проведен анализ содержания Компендиума по 6 дополнительным направлениям. Приводится сравнение классификаций методик по предмету исследования в Компендиуме и последнем выпуске американского Компендиума Tests in Print VII. Обобщены результаты анализа содержания Компендиума, полученные в 2008-2009 гг.
Скачать PDF

Похожие термины: