Методика Эмотивные ассоциации
Методика «Эмотивные ассоциации»
Л. Н. Рожина. Предназначена для выявления у людей степени развитости понимания разл. эмоциональных состояний. Умение понимать разл. эмоциональные состояния является необходимым условием для налаживания процесса взаимодействия с др. людьми. Методика существует в 3 вариантах. 1) Вариант - «Вербально-эмотивные состояния. В данном случае респондент должен описать те эмотивные ассоциации, к-рые возникают у него на слова, задаваемые экспериментатором. Также могут быть использованы предложенные экспериментатором списки слов. В этом случае появляется возможность структурировать индивидуальные переживания респондентов. Индивидуальные описания можно также структурировать по полу, возрасту, профессии и т. д. 2) Вариант «Образно-эмотивные ассоциации». Респондентам предъявляется набор специально подобранных репродукций картин, и они должны описать тот эмоциональный смысл, к-рый у них возникает от каждой репродукции. При описании эмоций также можно предложить респондентам тот же список, что и в варианте 1. 3) Вариант «Синонимические ряды». Респонденты должны самостоятельно назвать синонимы для конкретных эмоциональных состояний. Здесь также возможно структурирование по полу, возрасту, профессии и т. д. Лит.: Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: Учебно-методическое пособие. Минск, 1999. К. В. Кулешова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011