Методика Функционально-рефлексивный анализ текста Методика чернильных пятен Хольцмана

Методика Цветовое зеркало отношений

Найдено 1 определение:

Методика «Цветовое зеркало отношений»

Г. Фрилинг. Модификация В. Н. Кононовой. Цветовое зеркало отношений - проективная методика, предназначенная для индивидуальной и групповой психол. диагностики любого человека, начиная с возраста 4 лет. В индивидуальном режиме методика служит для определения личностных качеств человека, в т. ч. отличительных характеристик мышления и особенностей эмоционально-мотивационной сферы; для оценки текущего состояния ребенка и прогноза его психич. развития. В групповом режиме методика позволяет определить наиболее отвергаемых членов группы и то, какими их воспринимают остальные, неприязненные отношения, индивидуальную несовместимость или, напротив, симпатии, взаимопонимание. Методика позволяет давать прогноз эффективности руководства коллективом - насколько руководитель понятен и доступен для подчиненных; особенности его интеллекта и коммуникативных качеств. Теорет. основой теста послужили идеи И. Гете о психол. сущности цвета и его модель цветового круга в форме шестиконечной звезды; идеи В. М. Вундта о ранжировании цветовых стимулов в эксперим. психологии; идеи В. Кандинского о цветовой символике, о глубоком влиянии на личность воспринимаемых человеком цветов, их оттенков и сочетаний. Также Г. Фрилинг использовал идеи К. Г. Юнга, разработавшего неклиническую типологию личности. Г. Фрилинг создал модель «Большого цветового круга», расширил количество тестовых цветов до 23, уточнил их оттенки и установил соответствие опр. тестовых цветов психич. функциям и установкам. На основе проведенного корреляционного анализа В. Н. Кононова построила восьмилучевую цветовую модель структуры личности со стержневыми осями «любить» (чувство, ощущение) и «знать» (мышление, интуиция); разработала алгоритм для компьютерного способа интерпретации, включающий графический профиль структуры личности на восьмилучевой цветовой модели и 14 разделов словесных интерпретаций. Стимульный материал представлен в виде буклета, содержащего 2 идентичных набора из 23 цветных квадратов, размещенных в строго опр. порядке. Процедура включает выбор 2 цветов, к-рые респонденту нравятся больше всего, с выкладыванием карточек на фоновом поле, по центру сектора; отвержение цветов, от 1 до 3. Далее респондент совершает 6 выкладок карточек предпочтительных цветов и отвечает на вопрос, всегда ли ему нравятся выбранные в самом начале 2 «самых красивых» цвета. Продолжительность выполнения теста - 10-15 мин. Возможно и групповое обследование: экспериментатор поочередно называет фамилии членов группы, а респондент показывает цвет, к-рый ассоциируется с образом этого человека (не по внешности, а по характеру). Для детей младшего возраста применяются цветовые ассоциации ребенка с Добрым и Злым Зверем, со значимыми взрослыми и сверстниками. В режиме индивидуального тестирования взрослого «Цветовое зеркало» позволяет оценить след. показатели: 1) текущее психоэмоциональное состояние; 2) выраженность осн. психич. функций (мышление, чувство, ощущение, интуиция) и установок (экстраверсия, интроверсия); 3) эскизное описание характера; 4) сферу страхов, проблем, неосознаваемого отвергаемого материала; 5) обычный для данного человека подход к решению жизненных проблем; 6) стратегию и тактику О. в обычной жизни; 7) характерные особенности стремления к цели; 8) энергетическое обеспечение психич. процессов; 9) наличие признаков негативного и/или оптимального развития личности; 10) широту мировоззрения и жизненных установок; 11) ведущие жизненные установки и мотивы действий. Возможности применения методики достаточно разнообразны: она позволяет учитывать индивидуальные личностные особенности клиента, а также их динамику при проведении психокоррекционной работы. Лит.: Кононова В. Н. Цветовое Зеркало. Модификация теста Г. Фрилинга. (Психологический инструментарий). М., 2006. В. Н. Кононова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Методика повышения уровня запоминаемости учебного материала на основе психологии цветовосприятия

Кувшинов Виктор Андреевич, Журкин Игорь Валерьевич
В работе предложена методика цветового оформления учебного материала, основанная на психологических приемах цветооформления. Целью данной методики является повышение процента запоминаемой информации путем подбора индивидуальных цветовых схем пользователю и повышения комфорта просмотра, исходя из личностных характеристик пользователя.
Скачать PDF

Адаптация модифицированной методики «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р. К. Фрейли

Казанцева Т. В.
Представлены результаты адаптации самооценочной методики "Опыт близких отношений", позволяющей оценивать тип привязанности и измерять уровень тревожности и избегания в близких отношениях. Результаты проведенных процедур позволяют заключить, что русскоязычный вариант опросника валиден, надежен и может использоваться в дальнейших исследованиях межличностных отношений.
Скачать PDF

Методика «Тип отношения к беременности»: технология разработки, психометрические характеристики

Нечаева Марина Андреевна, Беребин Михаил Алексеевич
Описана технология создания и психометрические характеристики психодиагностической методики «Тип отношения к беременности», представлены результаты клинической и психометрической оценки ее диагностического потенциала.
Скачать PDF

Методика диагностики отношения социальных субъектов к творческой личности

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, Бакунчик Наталья Юрьевна, Глухова Вера Александровна, Мальцева Алиса Сергеевна
В статье описывается оригинальная методика, которая выявляет формы толерантности субъектов к различным типам творческих личностей. Методика основана на сравнении у субъектов семантик образов творческих людей и семантик образов Я, а так же на выявлении избирательности отношения субъектов к определенным типам творческих людей. Методика предназначена для диагностики, прогноза и коррекции взаимоотношений в гетерогенных креативных командах и при осуществлении организационных изменений. В методике соединены возможности проективного и психосемантического методов. В статье даются теоретическое обоснование методики, описание стимульного материала, алгоритм проведения, обработки данных и анализа результатов1.
Скачать PDF

Разработка методики «Определение социально-психологической дистанции в межличностных отношениях»

Духновский Сергей Витальевич.
Описываются основные этапы разработки и психометрической проверки нового психодиагностического инструмента, позволяющего изучать особенности дистанции в межличностных отношениях. Представлены данные о надежности, валидности и стандартизации методики. Указаны области ее возможного применения.
Скачать PDF

Цветовой тест отношений: возможности применения в социологии

Ткач Валерия Петровна
Статья посвящена анализу познавательных возможностей цветовых тестов в социологии. В настоящее время цветовые тесты, широко используемые в рамках психологии, из-за ряда своих особенностей фактически не применяются в социологических исследованиях. Однако необходимо признать, что, например, цветовой тест отношений демонстрирует самые широкие познавательные возможности для фиксации системы ценностных предпочтений и социальных установок на уровне бессознательного различных социальных групп. Проведенный автором статьи методический эксперимент убедительно доказывает, что использование цветового теста отношений в рамках эмпирических социологических исследований возможно и чрезвычайно продуктивно.
Скачать PDF

Методология и методика изучения состояния социальной установки студентов в отношении мотивации будущ

Зайцева Ольга Игоревна
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования балансного состояния социальной установки в отношении мотивации будущей профессиональной деятельности студентов. На основе когнитивной теории Фрица Хайдера разработан инструментарий исследования, позволяющий измерить состояние социальной установки. Представлены результаты исследования студентов, обучающихся по специальности связи с общественностью, с помощью которых организована экспериментальная работа по изучению состояния социальной установки.
Скачать PDF

Методика оценки монетарных отношений у школьников

Семёнов M. Ю.
В статье представлен разработанный автором на основе методики А. Фернама опросник для изучения монетарных отношений школьников, описана процедура стандартизации методики. Выделено 5 шкал, описывающих отношение школьников к деньгам.
Скачать PDF

Применение математического аппарата бинарных отношений на примере методики косвенного измерения сист

Даничев Алексей Александрович, Манушкина Маргарита Михайловна, Шестаков Вячеслав Николаевич
Показана возможность совершенствования методов обработки результатов психологических тестов и социологических опросов с исходными данными, измеренными в порядковой шкале (в виде баллов, градаций, рангов, упорядочиваний, парных сравнений). На примере известной методики рассмотрен новый способ расчета ключей и изучен закон распределения уровня самооценки.
Скачать PDF

Валидизация методик изучения глобальных отношений личности к себе и к миру

В статье описана процедура разработки и валидизации методик изучения глобальных отношений личности к себе и к миру, построенных по принципу семантического дифференциала. В отличие от оригинальной методики, разработанной Ч. Осгудом, данные инструменты направлены на изучение не только эмоционально-оценочного, но и когнитивного аспекта отношений.
Скачать PDF

К адаптации методики «Тест отношений беременной» для диагностики «Стиля проживания отцовства на этап

Гладких Е. С.
Скачать PDF

Этнические предрассудки в России: методика для измерения предрассудков в отношении к мигрантам (на а

Гулевич Ольга Александровна, Сариева Ирена Ремаевна, Прусова Ирина Сергеевна
Этнические предрассудки - важный фактор, оказывающий влияние на отношения между этническими группами. Для измерения хорошо осознаваемых этнических предрассудков используются опросники, которые включают вопросы и утверждения, отражающие разные аспекты негативного отношения к этническим группам. Поскольку большинство подобных методик создано в странах Северной Америки и Западной Европы, они отражают содержание этнических предрассудков, распространенных в этих регионах, и нуждаются в изменении с учетом культурного контекста. Целью данного исследования является модификация опросника для измерения отношения к мигрантам на основе шкалы явных и скрытых предрассудков Т. Петтигрю и Р. Миртенса для российской выборки (Pettigrew, Meertens, 1995). Исследование включало в себя пилотажный и основной этап исследования. Участники пилотажного этапа (N = 355) заполняли русскоязычную версию оригинального варианта опросника Петтигрю и Миртенса, оценивая мигрантов, приехавших в Россию из Средней Азии и с Кавказа. Полученные результаты продемонстрировали низкую структурную валидность оригинальной версии шкалы. Участники основного этапа исследования (N = 402) заполняли модифицированную версию опросника, который включал в себя 28 утверждений. Результаты показали, что наибольшей структурной валидностью обладает пятифакторная модель, включающая в себя следующие шкалы: «воспринимаемая экономическая угроза», «воспринимаемая физическая угроза», «избегание близкого контакта», «воспринимаемые проблемы в адаптации», «преувеличение культурных различий». Они продемонстрировали, что российские предрассудки к мигрантам из Средней Азии и с Кавказа связаны с относительной депривацией, этнической идентичностью и интенсивностью межгруппового контакта. При этом структура методики носит универсальный характер, а связи отдельных факторов с критериальными переменными зависят от группы - объекта предрассудков. В частности, относительная депривация и количество контактов сильнее связаны с предрассудками в отношении мигрантов из Средней Азии, чем мигрантов с Кавказа.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: