МЕТОД ТЕМЫ ЯДЕРНЫХ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮБОРСКИ

Предыдущий термин:
Метод суммарных оценок

Следующий термин:
МЕТОД ТРУДА

Содержание:

Найдено 1 определение:

МЕТОД ТЕМЫ ЯДЕРНЫХ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮБОРСКИ

Оригинальный вариант краткосрочной фокальной психодинамически ориентированной психотерапии(ССRТ - The core conflictual relationship theme method), разработан американским психологом Люборски (Luborsky L.) в начале 1990-х гг. Фокусом психотерапевтического вмешательства являются эмоционально значимые отношения больного в его референтном окружении. В течение первых нескольких сеансов пациенту предлагается воспроизвести эмоционально окрашенные эпизоды общения с окружающими, наиболее типичные для его социального поведения. В каждом эпизоде психотерапевтом выделяется основной мотив (стремление, желание, потребность), движущий больным в общении, реакция окружающих на этот мотив и ответная реакция пациента. В руководстве по проведению психотерапии приводятся дифференцированные наборы наиболее типичных вариантов мотивов в общении, возможных реакций окружающих и ответного поведения больного. В качестве реакций учитываются как сопутствующие эмоциональные переживания, так и манифестное поведение. Наличие такой дифференцировки позволяет психотерапевту быстро сориентироваться в диагностике типа наиболее существенных для социальной дезадаптации больного конфликтных отношений, который автор называет темой ядерных конфликтных отношений. Идентификация ядерного конфликта предполагает предварительное обучение психотерапевта, чему способствует подробная инструкция, приводимая в руководстве по проведению метода. Воспроизводимость идентификации ядерного конфликта достаточно высока, процент расхождений оценок, выносимых разными экспертами, по данным автора не превышает 16%. В ходе дальнейшей психотерапии больной приучается воспринимать ядерные конфликтные отношения в своей повседневной жизни в соответствии со схемой, использованной при диагностике: мотив - реакция окружающих - реакция пациента, что облегчает ему распознавание основного конфликта. В последующей работе с больным углубляется диагностика механизмов возникновения конфликта. При отсутствии сопротивления больного, вызванного действием неосознаваемых защитных механизмов, в психотерапии в большей степени используются когнитивно-поведенческие техники, при наличии сопротивления акцент ставится на психоаналитических приемах. Оба подхода имеют главной целью оптимизацию приспособительного поведения больных. Интересным развитием метода является прием прослеживания причинно-следственной взаимосвязи между эпизодами конфликтных отношений и возникновением индивидуально-типических симптомов у пациента, открывающий дополнительные возможности их декондиционирования. Достоинства метода в существенной мере определяются высоким уровнем объективации фокуса психотерапевтического вмешательства, а также учетом важной роли интерперсональных отношений в формировании конфликта. Сочетанное использование когнитивно-поведенческих и психоаналитических методов отражает новейший этап интеграции различных лечебных стратегий в современной психотерапии.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений

Николаева Ирина Александровна
Основа метода анализ ценностных отношений респондента к «другим» и себе. Используемые процедуры: ассоциирование, атрибутирование признаков, шкалирование. Графическая шкала личностных ценностей и субъективная единица измерения «минимальное ценностное различие» позволяют оценивать в шкале интервалов систематически не изученные феномены ценностных отношений личности. Предлагаются к обсуждению новые структурные параметры ценностных отношений.
Скачать PDF

Программа ICDP как эффективный метод оптимизации детско-родительских отношений

Исаева Оксана Михайловна, Волкова Елена Николаевна
Тема оптимизации детско-родительских отношений все чаще становится предметом обсуждения и исследователей, и практиков по всему миру, поскольку от качества взаимодействия взрослого с ребенком зависит его (ребенка) психосоциальное и нейрофизиологическое развитие; оптимизация детско-родительских отношений приводит к раскрытию интеллектуального, творческого потенциала ребенка, способствует взаимопониманию взрослым ребенка (1, 3, 4). Программы по оптимизации детско-родительских отношений опираются на инструктивный или фасилитативный подходы (1, 2, 4). В рамках инструктивного подхода родителям предлагаются готовые образцы поведения, предлагаются конкретные способы взаимодействия, которые они могут использовать в ежедневной практике общения с собственными детьми. Фасилитативный подход предполагает создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым родителем собственных поведенческих решений в воспитании, максимально отвечающих задачам развития конкретного ребенка. В парадигме личностно-ориентированной психологии и педагогики фасилитативный подход помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (1). Международная программа развития ребенка (ICDP) направлена на оптимизацию детскородительских отношений. Подход программы ICDP основан на идее о том, что наилучшим образом оказать помощь детям можно через помощь взрослым, воспитывающим этих детей, посредством повышения их компетентности в вопросах развития и воспитания детей. В программе сделан акцент на основных моментах взаимодействия взрослого и ребенка, таких как внимание и способность взрослого распознавать эмоциональные сигналы ребенка; похвала ребенка; рефлексия и расширение опыта ребенка на базе опыта, уже имеющегося у него; поддержка способности ребенка регулировать, планировать и контролировать свое поведение (соответственно, эмоциональный, посреднический и регулятивный «диалоги» программы). В основе программы ICDP лежит фасилитативный подход, который позволяет увидеть родителям позитивные стороны и возможности ребенка и предоставляет более глубокое понимание тех навыков воспитания, которыми они обладают как родители. Программа ICDP использует фасилитацию как основной метод мотивации родителей на конструктивые изменения во взаимодействии с детьми. В 1992 г. программа ICDP получила положительную оценку и впоследствии была адаптирована Всемирной организацией здравоохранения с названием «Программа ранней психо-социальной интервенции WHO/ICDP». Оценка эффективности программы была проведена в ряде стран: Норвегия, Швеция, Дания, Колумбия, Бразилия, Парагвай, Македония, Мозамбик, Ангола, и показала ее высокую эффективность, способность оптимизировать детско-родительские отношения (6,7). В Российских условиях оценка эффективности программы не проводилась. Цель исследования. Оценить эффективность программы ICDP по оптимизации детско-родительских отношений, реализованной в условиях российской действительности. Организация исследования: Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе (до участия родителей в программе ICDP) проводилась вводная оценка ситуации, в которой находится родитель и ребенок, оценка представлений родителей о себе как воспитателях, о своих детях, оценка доминирующего стиля родительского взаимодействия с детьми. На втором этапе (после завершения программы) оценивались реакции взрослых на проведенное обучение, оценивались изменения в восприятии родителями собственных детей и себя в роли воспитателя, стиле взаимоотношений взрослых с детьми. В исследовании приняли участие 78 родителей (76 женщин и 2 мужчин в возрасте от 21 до 38 лет), имеющих нормально развивающихся детей в возрасте от 0 до 7 лет (78 детей, из них в возрасте 0-1 год 18 детей, 1-3 года 24 ребенка, 3-7 лет 36 детей), проживающих в Нижегородской области (Россия). Методы исследования. Оценка эффективности программы ICDP по оптимизации детско-родительских отношений проводилась с помощью разработанного диагностического комплекса, включающего в себя следующие методики: Опросник “Восприятие родителем себя как воспитателя”, Опросник “Восприятие родителем своего ребёнка”, Лист наблюдений за взаимодействием «родительребенок», “Опросник Успехов и трудностей” (SDQ, R.Goodman), Интерактивный профиль взаимодействия. Анализ данных проводился с использованием программы SPSS 21.0 и включал в себя методы описательной статистики, корреляционный и факторный анализ. Результаты. Анализ результатов обратной связи родителей участников программы показал, что программа ICDP воспринимается позитивно (ср.зн. 9,19 из 10, ст.откл 0.70) и активирует мотивацию самоизменений в направлении оптимизации детско-родительских отношений у подавляющего большинства участников программы ( 89% родителей). Программа корректирует установки родителей: способствует укреплению в сознании родителей позитивной роли себя как воспитателя, формирует позитивный образ собственного ребенка, и развивает навыки позитивного родительства (понимание и принятие желаний, интересов, способностей собственного ребенка; навыки эмоционального самоконтроля; позитивная регуляция поведения ребенка). Родители, имеющие детей разных возрастов, показывают схожие тенденции в изменении родительских установок и развитии навыков конструктивного взаимодействия с ребенком. Программа позволяет родителям находить собственные ресурсы дальнейшей оптимизации взаимоотношений с ребенком. Заключение. Поскольку формирование любых навыков требует значительных усилий и времени, дальнейшие шаги авторов связаны с исследованием эффективности программы в долгосрочной перспективе (6-12 месяцев). Кроме того, авторам представляется важным исследование эффективности программы в отношении работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, приемных детей, а также с изучением взаимосвязи результатов обучения по программе ICDP с индивидуально-личностными характеристиками родителей.
Скачать PDF

Метод выявления неформальных отношений в группе с помощью средств интеллектуального анализа данных

Байков С.В.
В контексте предлагаемого материала под интеллектуальным анализом данных понимается извлечение интерпретируемых зависимостей, содержащихся в массивах данных между различными факторами. Сформулированная задача интеллектуального анализа данных совпадает с представлением качественного (не количественного) анализа данных как стратегии построения теории на основе минимального количества информации с использованием логического вывода. В рамках представляемого подхода предполагается единовременный сбор информации с последующим достижением непротиворечивости данных. Будучи дополненным элементами аппарата теории графов, предлагаемы подход отражает воплощение идей интеллектуального анализа данных. [5] Проблема аккумулирования информации заключается в том, что распространенные традиции сбора и анализа предполагают повсеместное использование статистических средств как универсальных инструментов для выявления фундаментальных закономерностей, но зачастую подобные традиции не способны предоставить адекватную картину скоротечных или малых по численности явлений. Стремление избежать указанной неадекватности привело к формированию структуры непротиворечивых субъективных данных без опоры на количественные характеристики. Развитие нестатистических средств качественного анализа данных обусловлено рядом обстоятельств: порождение гипотез предполагает выявление причинных зависимостей, что недостижимо статистическими средствами из-за ограниченной исходной базой фактов социальной действительности. Отсюда закономерно возникает интерес к использованию элементов различных логик для работы с данными в сочетании с элементами аппарата других направлений математики. [5] В статье представлено применение нестатистических средств качественного анализа данных для выявления структуры неформальных отношений в группе ограниченной по составу числом Ингве-Миллера. [1]
Скачать PDF

Особенности общения и межличностных отношений внутренне-конфликтной личности

Синельникова С.С.
Скачать PDF

Особенности общения и межличностных отношений внутренне-конфликтной личности

Синельникова Светлана Сергеевна
Скачать PDF

Конфликтность отношения к допингу спортсменов высокой квалификации (на примере тяжёлой атлетики)

Петров Сергей Иванович
В статье анализируются данные анкетного опроса высококвалифицированных спортсменов, посвященного определению отношения к использованию допинговых препаратов, в ходе спортивной подготовки. На основе полученных данных выявлены противоречия в системе ценностей высококвалифицированных спортсменов занимающихся тяжёлой атлетикой в отношении использования допинга в спорте.
Скачать PDF

Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях

Санникова Анна Илларионовна, Редькина Наталья Владимировна
Согласно исследованиям современных ученых, проблема организации сопровождения семьи рассматривается с точки зрения комплексного подхода. В статье девиантное поведение подростка представлено как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях. Авторами был проведен анализ современных психологических, педагогических и социологических исследований, посвященных детско-родительским отношениям, выявлены основные факторы отклонений в психосоциальном развитии ребенка. Обозначена актуальность комплексного сопровождения семьи как механизма предупреждения конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях и девиантного поведения подростков.
Скачать PDF

Отношение к любви внутренне-конфликтной личности

Синельникова Светлана Сергеевна
Скачать PDF

Диагностика значимых отношений женщины в период беременности

Перекатиева М.О.
Скачать PDF

Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.
Скачать PDF

Отношение к телу в структуре самоотношений

Леви Татьяна Самуиловна
В статье рассматривается специфика объектного и субъектного отношений к своему телу и их связь с психологическим здоровьем человека. Обосновывается необходимость развития субъектного отношения к своему телу. The specificity is considered of object and subject attitudes to the proper body and their relation to the psychological health. It has been proved the necessity of development of the subject attitude to the proper body.
Скачать PDF

Личностный рост как метод повышения эффективности работы человека-оператора

Кругликова А.Ю.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: