МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД СРЕЗОВ

МЕТОД СРЕДНЕЙ ОШИБКИ

Найдено 5 определений термина МЕТОД СРЕДНЕЙ ОШИБКИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МЕТОД СРЕДНЕЙ ОШИБКИ

англ method of average error) - метод классической психофизики, в котором испытуемый сам устанавливает требуемую инструкцией величину стимула (напр., "стимул должен быть едва ощущаемым", "стимул должен едва заметно отличаться от др. стимула" или "стимул должен казаться равным др. стимулу" и т. д.). Син. метод установки (adjustingmethod), метод воспроизведения (method of reproduction), метод подравнивания (equation method). M. с. о. разработан Г. Фехнером для измерения порогов и стал одним из основных в психофизике.

При использовании М. с. о. для измерения дифференциального порога испытуемый изменяет переменный раздражитель, уменьшая или увеличивая его интенсивность, добиваясь, чтобы он перестал казаться отличающимся от др., заданного в качестве эталона (постоянного раздражителя). Т. о., при работе по М. с. о. задача испытуемого сводится к тому, чтобы воспроизвести (или установить) величину эталона. Т. к. в каждой отдельной пробе он, как правило, не может воспроизвести эталон совершенно точно и останавливает свой выбор на каком-то ином раздражителе, можно считать, что, выполняя инструкцию сделать оба раздражителя одинаковыми, испытуемый допускает ошибку, которая им не замечается. Средняя арифметическая этих ошибок, вычисленная для всей серии проб, рассматривается как величина, субъективно соответствующая эталону.

Фехнер справедливо указывал, что, наряду с этой величиной, сенсорная способность испытуемого должна характеризоваться величиной разброса результатов, показанных в отдельных пробах вокруг своего среднего значения. Величина этого разброса, вычисленная как среднее отклонение от субъективного значения эталона (именно ее Фехнер и назвал средней ошибкой), принималась им за величину, прямо пропорциональную дифференциальному порогу, и использовалась как мера чувствительности в М. с. о.

В ряде работ отмечалась существенная зависимость результатов, показываемых испытуемыми при пользовании М. с. о., от характера их поисковой деятельности, в ходе которой они решают поставленную перед ними сенсорную задачу. Поэтому при использовании М. с. о. выбор того или др. показателя определяется конкретной задачей, стоящей перед исследователем, с учетом того, что средняя арифметическая, вычисленная для серии проб, является показателем, который отражает представление испытуемых о величине эталона, а среднее отклонение (в настоящее время принято использовать среднее квадратическое отклонение) является мерой вариабельности этого показателя. М. с. о. употребляется не только для определения дифференциальных порогов, но и при изучении абсолютных порогов. В этом случае задача испытуемого сводится к фиксации либо нулевого значения раздражителя, либо едва заметного ощущения. Ср. Метод едва заметной разницы, Метод центральной точки. (К. В. Бардин.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Метод средней ошибки

Автор. Г.Фехнер.

Категория. Психофизический метод определения порогов ощущений.

Специфика. При этом методе изменение переменного раздражителя производится самим испытуемым, который имеет цель добиться такой его интенсивности, чтобы он воспринимался неотличимым от постоянного раздражителя, выступающего как эталон.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Метод средней ошибки

method of adjustment). Психофизический метод, при котором испытуемый приспосабливается к интенсивности стимулов от слабой до нормальной их дифференциации.

Источник: Дж. Гудвин. Исследование в психологии методы и планирование. 2004 г

метод средней ошибки

один из основных методов классической психофизики, суть которого заключается в исследовании чувствительности человека (ощущений, восприятий) путем предоставления возможности испытуемому самостоятельно изменять силу стимульного влияния раздражителя до момента исчезновения субъективного различия данного стимула с эталонным. Среднее значение полученных в процессе эксперимента результатов обычно интерпретируется как точка субъективного равенства, а показатели разброса служат мерой оценки чувствительности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Личностный рост как метод повышения эффективности работы человека-оператора

Кругликова А.Ю.
Скачать PDF

Метод экспериментальной оценки психологической устойчивости в открытой информационной среде

Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Тулынина А.Ю., Дорофеева Г.А., Евтушенко А.Ю.
Скачать PDF

Психобиометрический метод

Стадников Е.Н.
Разработан метод, позволяющий посредством психобиометрических шкал осуществлять одним тестом физиологическую психодиагностику множества индивидуальнотипологических свойств личности. Достоинством метода является возможность осуществлять психологические мониторинг и идентификацию личности в условиях сколь угодно часто повторяющихся обследований.
Скачать PDF

Адаптивное постпроизвольное дыхание как метод коррекции состояний и оздоровительного воздействия на

Чиковани М.В.
Скачать PDF

Игровое биоуправление как метод профилактики стрессзависимых состояний

Джафарова О.А., Донская О.Г., Изарова И.О., Лазарева О.Ю., Шубина О.С.
Скачать PDF

Метод биологической обратной связи в подготовке велосипедистов высокой квалификации

Станиславская И.Г., Кузнецова В.А.
Скачать PDF

Метод биоуправления в психотренинге саморегуляции

Тытарь А.Д.
Скачать PDF

Метод латентного интервью как источник экспертной информации при исследовании закрытых социальных гр

Ермошин М.Ю.
Вероятность столкновения интересов деструктивных тоталитарных культов с интересами государства является острой проблемой на сегодняшний день. Статья нацелена на рассмотрение тех практических приемов, применение которых позволит получить информацию и свести до минимума искажения в получаемых от респондента ответах, что даст возможность заранее определить стадию выхода из законсервированного состояния в агрессивную фазу деятельности членов подобных организаций.
Скачать PDF

Стабилометрический метод психофизиологического исследования

Стадников Е.Н.
Скачать PDF

Гуманитарно-смысловая экспертиза как метод оценки уровня гуманизации образования в вузе

Ермаков П.Н., Абакумова И.В.
Скачать PDF

Метод картирования состояния саморегуляции

Тытарь Е.Т.
Скачать PDF

Исследование профессионально важных качеств учителя общеобразовательной школы, применяющего метод во

Голованеский К.А.
В данной статье приводятся результаты исследования с использованием методов анкетирования не только на основе количественных результатов, но и на основе процентных отношений, ранговости, смысловых различий предлагаемых ответов, благодаря которым выявляются их содержательная и эмоциональная стороны.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16