МЕТОД РАДИКАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Метод семантического радикала
Словообразование. Происходит от греч. semanticos - обозначающий и лат. radicalis - коренной.
Авторы. А.Р.Лурия и О.С.Виноградова (1959 г.).
Категория. Объективный метод определения семантических полей.
Специфика. В основе методики лежит процесс образования и переноса условных рефлексов, по которому определяют семантическую близость объектов. Например, если предъявление какого-то ряда понятий сопровождается отрицательным подкреплением (удар электротока), то и другие понятия, семантически тесно связанные с исходными, будут вести к оборонительной реакции, а более далекие - к ориентировочной реакции. После фиксации реакций на предъявление понятий происходит построение семантического поля объектов, ассоциированных с исходными, и определение его центра и периферии. Данный метод может быть использован в качестве диагностического критерия для диагностики умственной отсталости, так как в этом случае связи между понятиями строятся не по содержательным, а по фонетическим признакам.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА
от греч. semanticos - обозначающий и лат. radicalis - коренной) - объективный метод экспериментальной семантики, разработанный А. Р. Лурия и О. С. Виноградовой (1959); состоит в анализе индивидуальных значений слов путем выделения их ассоциативных полей. М. с. р. относится к числу условно-рефлекторных методик, использующих в качестве критерия семантической близости объектов перенос условно-рефлекторной реакции с одного объекта на др., семантически с ним связанный. Так, при предъявлении ряда слов (напр., скрипка, мандолина) определенного семантического класса (музыкальные инструменты), сопровождаемого отрицат. подкреплением - ударом электротоком, дальнейшее предъявление слов, семантически связанных с подкрепляемыми, вызывает оборонительную реакцию, а более косвенно связанных с подкрепляемыми (соната, концерт) - ориентировочную реакцию. На основе записи реакций строится семантическое поле слов, связанных с подкрепляемыми, причем по силе и характеру реакции (оборонительная или ориентировочная) можно выделить центр и периферию семантического поля. Генерализация условно-рефлекторной реакции в норме осуществляется по семантическим связям (скрипка-виолончель), а для умственно отсталых - по фонетическим (скрипка-скрепка). М. с. р. применим для исследования неосознаваемых процессов при категоризации, для исследования развития индивидуальных значений в онтогенезе, при изучении динамики формирования понятий, в общей, нейро- и патопсихологии. См. Оборонительный рефлекс. (В. Ф. Петренко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

МЕТОД РАДИКАЛА СЕМАНТИЧЕСКОГО
один из методов объективных семантики экспериментальной для определения полей семантических, разработанный А.Р. Лурией и О.С. Виноградовой в 1959 г. Состоит в анализе значений путем выделения их полей ассоциативных. В его основе лежит процесс образования и переноса рефлексов условных для определения семантической близости объектов. В качестве критерия семантической близости объектов используется перенос реакции условно-рефлекторной с одного объекта на другой, с ним семантически связанный. Например, если предъявление некоего ряда понятий определенного класса семантического сопровождается отрицательным подкреплением (электроударом), то и другие понятия, семантически тесно связанные с исходными, будут вызывать реакцию оборонительную, а более далекие - реакцию ориентировочную.
После фиксации реакций на предъявление понятий строится поле семантическое объектов, ассоциированных с исходными, и по силе и характеру реакции (оборонительной или ориентировочной) определяются его центр и периферия. Генерализация реакции условно рефлекторной в норме производится по семантическим связям, а для умственно отсталых - по фонетическим.
Метод радикала семантического применим для исследования неосознаваемых процессов при категоризации, для исследования развития значений в онтогенезе, при изучении динамики формирования понятий, - в психологии общей, нейропсихологии и патопсихологии. Его можно использовать в качестве диагностического для выявления отсталости умственной, ибо в случае таковой связи между понятиями строятся не по содержательным, а по фонетическим признакам.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998