Метод психотерапевтического опосредования и потенцирования биологической терапии

Найдено 1 определение:

Метод психотерапевтического опосредования и потенцирования биологической терапии

Под данной методикой понимают повышение эффективности биологической терапии. К биологической терапии относятся: фармакологические средства, физиотерапия, другие физикохимические факторы, имеющие целью непосредственного воздействия на мозговую ткань (электросудорожная терапия) с помощью разнообразных суггестивных приемов. Трудность психотерапевтического опосредования и потенцирования биологической терапии обусловлена степенью разрешения зачастую самой трудной проблемы современной психотерапии и психологии (соотношения психологического и биологического в человеке). Современное положение философских, психологических и медицинских наук однозначного ответа на данный вопрос не дает. В основе методик психотерапевтического опосредования и потенцирования биологической терапии заложены психологические явления различного уровня. Первоочередно к ним относятся макропсихологические процессы, а также процессы массовых коммуникаций, представленные тенденциями общественного сознания, культурными особенностями, коллективными и групповыми верованиями, а также такими явлениями, как мода и психологическое воздействие средств массовой информации. В последнее время в процессы лечения вмешивается реклама, несущая немалую психологическую нагрузку и ее воздействия нельзя не учитывать.

Кроме макропсихологических, на потенцирование биологической терапии влияют также микросоциальные процессы, относящиеся к реальным малым группам, в которые включен больной. На данном уровне главное значение имеет характер взаимодействия в терапевтической диалектике «врачбольной». При этом постановка пациента в курс планируемого лечения в большой степени повышает его эффективность и снижает частоту и выраженность негативных эффектов биологической терапии. Психотерапевтическое опосредование, а также потенцирование биологической терапии рассматривается как самостоятельный психотерапевтический подход.

Плацеботерапия (в переводе с латинского placebo – «нравлюсь») является одним из вариантов психотерапии, осуществляемым с помощью косвенного внушения либо процесса научения. Современное развитие психофармакологии с внедрением новых психотропных средств приводят к увеличению случаев, когда применение тех или иных лекарственных препаратов сопровождается положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим ожидаемому действию. В последнее время при экспериментальном испытании новых медикаментозных препаратов широко используются лекарственные формы, получившие название «плацебо», при приеме «пустышки» (плацебопрепарат совпадает с оригиналом по цвету, вкусу, запаху, однако содержит вместо действующих компонентов индифферентные вещества). В результате данных экспериментов одна третья часть как больных, так и здоровых испытуемых отмечают «результативность» медикамента.

Вышеописанные плацеботесты выявляют людей с отрицательным либо положительным плацебоэффектом, а также пациентов, при исследовании которых какойнибудь существенный плацебоэффект отсутствовал, так называемые плацебононреакторы. Также плацебо назначают на длительное время, при косвенной психотерапии или так называемой плацеботерапии (совместно с медикаментозной психотерапией). Частью плацебоэффектов служат процессы обучения, состоящие из условнорефлекторных механизмов, в комплексе с моделированием. Максимальный эффект плацебореакций отмечается у легко внушаемых, конформных, либо боязливых пациентов, готовых к полнейшему сотрудничеству со специалистом. Личность врача, прописывающего лекарственное средство, практически всегда отражается в плацебоэффектах, отражаясь непосредственно на действии любого медикамента. Успех метода плацеботерапии у разных врачей различен, однако повторяется у одного и того же. Эффект лечения напрямую зависит от возможности специалиста к терапевтической коммуникации, его убежденности в действенности препарата даже в тех случаях, когда речь идет о плацебо.

Множество самых различных факторов влияют на выраженность плацебоэффекта. Ниже перечислены некоторые: степень новизны препарата, доступность его, наличие рекламы, красочность упаковки, характер информации, содержащейся в аннотации к препарату, установка больного на психотерапию, физиотерапию или лекарственные средства, отношение больного к врачу, выписавшему препарат, установка врача на психотерапию, биологическую терапию, репутация лекарства среди других больных. В истории плацеботерапии описаны случаи семейного, в частности родительского, плацебоэффекта, под которым отмечалась высокая положительная оценка родственниками изменений состояния больного, получающего плацебо, однако ни сам пациент, ни их семья, оценивающие эти изменения, не знали, какой препарат назначен. В результате таких наблюдений учитывают, кто из близких наиболее авторитетен для больного в вопросах его лечения. Положительный родительский плацебоэффект благоприятно сказывается на состоянии больного. Оценка эффективности медикаментозного лечения производится только с учетом плацебо.

Ожидание пациентом эффекта в результате лечения само по себе имеет существенное, устойчивое влияние на его соматическое и психическое самочувствие. Результативность психотерапии зависит от способности врача утвердить у пациента надежду на улучшение, в таких случаях плацебоэффект проявляется в каждом контакте «психотерапевтбольной». Плацебоэффект может вести за собой неожиданные элементы взаимоотношений между врачом и пациентом, такие как агрессия, сопротивление, защита.

Следует отметить, что ни один медикамент либо какоенибудь психотерапевтическое воздействие не лишено плацебосуггестивного эффекта. Такой эффект плацеботерапии следует использовать при лечении любых, даже соматических заболеваний в комплексе с другими методами.

Самовнушение (аутосуггестия) – процесс, при котором осуществляется внушение, адресованное самому себе. При помощи метода аутосуггестии, можно вызывать у себя какиелибо восприятия, ощущения, управлять эмоциональными и соматическими реакциями, процессами внимания, памяти.

Смысл методики самовнушения (по Павлову) сводится к концентрированному раздражению определенной области коры головного мозга, что сопровождается сильнейшим затормаживанием остальных отделов коры, представляющих базисные интересы всего организма, его целостности, функциональности и существования. Действие самовнушения, согласно теории Ухтомского, характеризуется возникновением доминанты на фоне пониженного коркового тонуса.

Среди приемов самовнушения широкое распространение получила методика французского аптекаря Куэ. Нередко лекарственное действие разных препаратов, трав, тех, что продавались в его аптеке, он не мог обосновать физиологически и объяснял «силой воображения» больных. После чего решил учиться технике внушения и гипноза у Льебо и Бернгейма. А уже в 1910 году открыл в Нанси собственную клинику, где лечил по собственной методике, о которой читал лекции на родине, в Англии, позднее издав их небольшой книгой. В результате своих наблюдений Куэ отметил, что даже легко внушаемый человек невосприимчив к внушению, если противится ему и не переводит его в самовнушение. В дальнейшем Куэ лечил больных с самыми различными заболеваниями.

Лечение самовнушением практически не находит противопоказаний. Даже в самых крайних случаях истерии, когда логическое разъяснение не помогает, а метод гипноза не приносит достаточного эффекта, а иногда может сопровождаться осложнениями, больной в предчувствии надвигающегося припадка с помощью самовнушения может не допустить его (согласно Куэ).

Аутогенная тренировка – методика психотерапии, а также активной психопрофилактики, направленная на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических механизмов организма человека, расстроенного в результате стрессового воздействия. Главными компонентами ее служат самовнушение и самовоспитание, так называемая аутодидактика, а также тренировка мышечной релаксации. Активный подход в аутогенной тренировке исправляет некоторые отрицательные моменты гипнотерапии в ее классическом виде: зависимости от врача, пассивному отношению больного к процессу лечения.

Лечебное действие аутогенной тренировки, характеризующейся развитием релаксации, нейтрализации стрессового состояния, снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей.

По методике Шульца выделяют две ступени аутогенной тренировки:

1) низшая ступень, на данном уровне происходит обучение релаксации при помощи упражнений, нацеленных на появление чувства тяжести, тепла, овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;

2) высшая ступень, так называемая аутогенная медитация, сводится к созданию трансовых состояний различного уровня. В состав низшей ступени данной методики входят шесть

обязательных стандартных упражнений, которые могут выполняться пациентами в одной из трех поз:

1) «поза кучера» – пациент садится на стул, его голова немного опущена, руки (кисти и предплечья) свободно лежат на передней поверхности бедер, ноги расслаблены, свободно расставлены;

2) пациент лежит на спине, голова свободно располагается на невысокой подушке, руки, слегка согнутые в локтевом суставе, расслаблено лежат вдоль туловища вниз ладонями;

3) пациент свободно сидит в кресле, в положении полулежа, облокотившись на спинку, руки располагаются на передней поверхности бедер (можно на подлокотниках), ноги располагаются так же, как и в первой позе.

Для лучшей сосредоточенности, во всех трех положениях достигается полная расслабленность, глаза закрыты. Упражнения выполняют методом мысленного повторения по 5–6 раз необходимых формул самовнушения, первоначально они произносятся руководителем тренировки, следует отметить, что цель каждого упражнения сводится, как правило, к основной формуле: «Я совершенно спокоен».

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психотерапевтическая среда при реабилитации больных с последствиями инсульта - одна из форм терапии

Ермакова Наталья Георгиевна
Представлен анализ исследований по формированию психотерапевтической среды при реабилитации больных после инсульта. Психологическая помощь должна быть направлена на обучение персонала, на работу с сообществом больных и с родственниками больных для создания психотерапевтической среды отделения (терапия средой). Психологическая помощь больным после инсульта направлена на коррекцию отношения к себе, к лечению и к болезни, к социуму; на формирование позитивной лечебной и жизненной перспективы. Проанализированы результаты использования индивидуальной коррекции у 84 больных с последствиями ишемического (I69.3 по МКБ-10) и геморрагического инсульта (I69.1 по МКБ-10) в условиях стационарной реабилитации. По завершении программы психологической коррекции отмечается улучшение настроения больных, повышение самооценки, приверженности к лечению. Проводилось информирование родственников больных и семейное консультирование, направленное на оптимизацию их отношений с больными.
Скачать PDF

Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов

Путятова Н.Г.
Скачать PDF

Значение медико-биологических знаний для изучения проблем клинической психологии

Галяутдинова С. И., Куксо П. А.
В статье приводится обзор основных биологических и медико-биологических знаний, необходимых для преподавания клинической психологии, исходя из традиций отечественных направлений и с учетом их использования в имеющемся опыте работы. Дается характеристика методологии и содержания их использования при изучении студентами таких дисциплин, как психофизиология, нейропсихология и патопсихология, а также раскрывается их связь с некоторыми другими дисциплинами психологической направленности.
Скачать PDF

Метод биологической обратной связи в подготовке велосипедистов высокой квалификации

Станиславская И.Г., Кузнецова В.А.
Скачать PDF

О роли наблюдения: психолого-педагогические и методико-биологические аспекты

Крыштоп В.А.
Статья посвящена теоретическому анализу психолого-педагогических и методико-биологических аспектов проблемы влияния средств обучения на развитие интеллектуальных умений школьников, особенное внимание уделено развитию такого умения, как наблюдательность. Автор предлагает внедрение специально разработанной системы изобразительных средств обучения в целях интеллектуального развития учащихся на уроках биологии.
Скачать PDF

Биологические основания кратического менталитета

Дедюлина M.A.
Скачать PDF

Социальная и биологическая составляющая ролевых представлений о долговременных партнерских отношения

Рудин Илья Владимирович, Кормилицин Александр Владимирович, Кочурина Нина Анатольевна
Была изучена биологическая и социальная составляющая в ролевых представлениях студенток младших курсов университета о долговременных партнерских отношениях. Найдено выраженное противоречие между биологической и социальной составляющей. Испытуемые откладывают вступление в долговременные партнерские отношения и рождение детей на неопределенный срок при одновременной высокой ценности семьи. Студентки младших курсов университета считают более привлекательным для долговременных партнерских отношений маскулинного по чертам лица мужчину. Несмотря на это, от него ожидается поведение не характерное для маскулинных мужчин в таких отношениях.
Скачать PDF

Биологические и социальные факторы эволюции психологических систем

Толочек Владимир Алексеевич
Обсуждается проблема историзма гуманитарного знания на примере концепции «современного человекознания» Б.Г.Ананьева. Ставится вопрос о социальных и биологических факторах эволюции психологических систем. Предлагается вариант моделирования лонгитюдных исследований посредством квазидиагностики больших гомогенных групп. Приводятся данные изучения роли социальных факторов в эволюции сложных психологических систем (креативности, индивидуального стиля деятельности, стиля руководства, профессионализма) субъектов квалифицированного труда (государственных служащих и частных охранников) в подгруппах: мужчин и женщин; специалистов и руководителей; лиц социально реализованных, не состоящих в браке, не имеющих детей, различающихся по специализации деятельности и ее социальному статусу. Выделяются такие критерии анализа, как средние, средние квадратические отклонения, диапазон оценок, дельта генезиса, синхронизация систем. Вводятся хронологические параметры эволюции систем точки min, max, XX, NN. Рассматриваются эффекты эволюции психологических систем как следствие влияния социальных и биологических факторов
Скачать PDF

Перспективность применения серотонинотропных веществ для терапии поведенческих расстройств при дефиц

Федотова Ю.О.
В статье обсуждается вопрос о разработке нового подхода к фармакотерапии поведенческих расстройств при дефиците эстрогенов в эксперименте. Выявлена перспективность применения серотонинотропных веществ в комбинации с низкой дозой 17β-эстрадиола для коррекции поведенческих нарушений при гипоэстрогенном синдроме у самок крыс.
Скачать PDF

Методы арт-терапии на уроках изобразительного искусства

Панфилова А. С.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением особенностей применения методов арт-терапии в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства в качестве профилактического, развивающего, диагностического и реабилитационного методов. Автор выявляет и анализирует целесообразность инновационных введений в учебный процесс, останавливая свое внимание на таком виде изобразительной деятельности, как иллюстративно-тематическое рисование.The article dwells upon issues related to the study of peculiarities of art-therapy methods application at Art lessons in secondary school as a preventive, developing, diagnostic and rehabilitation techniques. Expediency of innovations in educational process are analyzed with specific attention paid to such kind of fine arts as thematic drawing.
Скачать PDF

Оценка эффективности плацебо-терапии по эмоционально-мотивационному состоянию у больных с алкогольно

Востриков Виктор Васильевич, Майорова О.В., Востриков М.В., Шабанов Петр Дмитриевич
У 40 больных с зависимостью от алкоголя в постабстинентном периоде в период проведения курса плацебо-терапии изучали психологические особенности эмоционально-мотивационной сферы. Отмечены значимые различия в группах пациентов. Сделан вывод о необходимости дифференцированного подхода к терапии синдрома отмены алкоголя и постдетоксикационного состояний.
Скачать PDF

Противоболевая терапия в онкологии

Вершинина С.Ф., Стуков А.Н.
В обзоре рассматриваются проявления болевого синдрома у онкологических больных, дается их характеристика, и описываются возможные варианты устранения боли. Библиогр. 24 назв. Вершинина С.Ф., Стуков А.Н. Противоболевая терапия в онкологии // Психофармакол. биол. наркол. 2007. Т. 7, № 1. С. 1471-1477.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!