МЕТОД ПРОЕКТИВНЫЙ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Проективные методы
эмпирические способы познания психических фактов, базирующиеся на интерпретации изображений, проекций (по Л.Франку).

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД
от лат. projectio - выбрасывание вперед) - один из методов исследования личности. Характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми.

Источник: Балабанова Л. Судебная патопсихология. Изд-во "Сталкер". 1998

Проективные методы
Projective techniques). Класс психологических тестов, при выполнении которых испытуемые отвечают на неоднозначные и неструктурированные стимулы, что позволяет выявлять их потребности, чувства и конфликты; пример - тест Роршаха.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
методы психологического исследования, в основе которых лежит механизм проекции. Материалом для анализа и выводов о психологии людей при использовании П.м. служит продукция-речевая или изобразительная, которую они производят в ответ на предложенную инструкцию. См. методы исследования в психологии, проекция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Проективные методы
(от лат. projictio - бросать вперед). Экспериментально-психологические тесты для изучения особенностей личности на основе толкования им «чернильных пятен» (тест Роршаха) или содержания специально подобранных картин; самые распространенные проективные методы - тематический аперцептивный тест (т. а. т.) и метод Роршаха.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
система психодиагностических методов (см. Психодиагностика), в основе которых лежит механизм проекции. П.м. преимущественно связаны с изучением личности и межличностных отношений. Материалом для анализа и выводов о психологии людей и их отношениях в этих методах служат проекции испытуемого в ответ на задаваемые ему вопросы или какие-либо иные стимулы.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Проективный метод
(лат. Projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследований личности. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. П.м. характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемым. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают: ассоциативные (например, тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам — пятнам); интерпретационные (например, тематический апперцепционный тест, в котором требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрама, графические тесты рисунка человека, несуществующего животного и т. п.) и др. Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности. (Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

МЕТОДЫ ПРОЕКТИВНЫЕ
совокупность исследовательских процедур, позволяющих получить научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Искажение информации может иметь несколько причин: неосознанность респондентом своих истинных мотивов и установок; стремление респондентов к рациональному, логическому поведению; несоответствие между нормами и ценностями, существующими в обществе, и реальными установками и мотивами респондентов; влияние на стиль предоставления информации субкультуры респондентов. Выделяются четыре основных способа получения информации с помощью М. п.: ассоциация, фантазия, концептуализация и классификация. Основные процедуры М. п.: тест на завершение предложений; метод карикатур; метод интерпретации картин; метод дидактических историй; метод псевдофактуальных вопросов; игровые методы (М. С. Мацковский, 2003). В конфликтологии М. п. позволяют выявлять истинные мотивы действий участников конфликтов, и поэтому они являются необходимым и важным элементом многих исследований.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД
один из фундаментально-эмпирических модусов изучения субъекта, кот. основан на фиксации-дефиниции мульти-проекций в дифференциально-экспериментальных данных самого эксперимента с учетом моделирования-мультиинтерпретации; матрицы П.м.-м. модальноизируются созданиями экспериментально-эмпирических ситуаций, кот. допускают множественность различных модификаций, при восприятии-перцепции их субъектами-испытуемыми, а за каждой данной модификацией и стоит уникумная модель специфическо-личностных смыслов-индексов и специфико-индивидуально-трансформационных особенностей когнитивной стилистики-ритуальности субъекта; сами модусы-методики обеспечиваются суммацией мультипроективных методик, среди кот. дефиницируют-денотатируют ассоциативные тесты Роршаха, швед, психиатра, а сами тесты заключаются в интерпретации испытуемым набора чернильных пятен разных абрисов, кот. имеют определенный смысл для диагностической профилактики латентных эгоустановок-эгопобуждений-эгопредикатов характера; тесты Хольцмана, когда сами субъекты-испытуемые репродуцируют-тектонизируют образы, эйдетические модели уже по стимулам-пятнам, тесты завершения неоконченных предложений; существуют а экспрессивно-голографические тесты, к примеру, мультипроекции полипсиходрам, тест абриса-рисунка субъекта или же тест-эскиз-конфигурация рисунка-репродукции не существующего субъекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Проективный метод
одно из широких определений проекции было дано З. Фрейдом, который трактовал проекцию как тип психологической защиты, сущность которой заключается в «приписывании другим того, в чем человек не хочет сознаться самому себе, уподобление окружающего себе, своему внутреннему миру. Главную особенность проективных методик можно обозначить как решение «неструктурированной» задачи, допускающей почти неограниченное разнообразие возможных решений. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что тестовый материал (творческие задания) должен сработать как экран, на который человек «проецирует» себя. Проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый человек не подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его художественным решениям. Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности Это чрезвычайно важно, так как художественные способности, творческое развитие могут изучаться только в контексте целостной личности. Наконец, проективные методики рассматриваются как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых (или скрываемых, неосознаваемых) сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован текст (стимул), тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу, и тем менее вероятно, что они вызовут защитные реакции. К проективным методикам относятся, в частности, Тест Роршаха — «Методика чернильных пятен». (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Проективные методы
в психологии развития) [лат. projectus — выступающий, выдающийся вперед] — методы исследования личностных и эмоциональных осо- бенностей ребенка, основанные на прин- ципе проекции, сформулированном 3. Фрейдом. П. м. широко используются в практических и научных целях при изучении психологических особенностей людей разного возраста, но особенно большое значение приобретают при работе с детьми. Большинство других методов изучения личностных особенностей (анкеты, опросники, клиническая беседа и др.) основано на самоотчете испытуемого. Эти методы не могут применяться при исследовании детей, еще не способных к рефлексии собственных переживаний и состояний. П. м. не требуют такой рефлексии. При работе с детьми как в диагностических, так и в психотерапевтических целях часто используются проективные игры со специальными наборами игрушек (куклы, кукольная мебель, посуда и др.). Разработаны детские аналоги «взрослых» проективных тестов. Так, существует детский вариант теста Розенцвейга для изучения реакции на фрустрацию. Создан Детский апперцептивный тест CAT (Child Apperception Test; L. Bellak) — аналог Теста тематической апперцепции ТАТ; в нем испытуемому предлагается составить рассказы по стандартному набору картинок, изображающих животных в различных ситуациях, потенциально значимых для ребенка (кормление, наказание и т.п.). При исследовании детей широко применяются проективные рисуночные тесты: «Дом — дерево — человек» (J.N. Buck), «Рисунок семьи» (W. Wolff; W. Hulse), «Динамический рисунок семьи» (R. Burns, S. Kaufman), «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич) и др. А.Л.Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД
ПРАЕКТЫЎНЫ МЕТАД / PROJECTIVE METHOD (от лат. projectio– выбрасывание вперед)– один из психологических методов исследования. В основе П. м. лежит интерпретация смыслов, извлеченных благодаря действию проекции (понятие, первоначально введенное З. Фрейдом). Термин П. м. предложил Л. Франк (1939) в качестве описательного для методов оценки, основанных на неопределенности стимулов, содержание которых культурально не обусловлено и зависит от уникального индивидуального опыта личности. П. м. относится к качественным методам исследования, предполагающим неформализованный сбор данных и отсутствие стандартизованных критериев и форм анализа (однако существует немало попыток формализации и стандартизации проективных инструментов исследования, порой довольно успешных). П. м. учитывает многосторонность и целостность психических явлений, взаимосвязи и взаимное влияние разных аспектов психической жизни, их пластичность и подвижность. Эти особенности П. м. созвучны системно-структурным принципам анализа личности советской психологии (Л. Ф. Бурлачук). Первоначально П. м. был создан и использовался в клинических условиях, результаты оценивались с позиций психоанализа, что до сих пор может создавать определенные трудности в применении (например, в части интерпретационных схем). К недостаткам П. м. можно отнести трудновыполнимые валидизацию, определение надежности и стандартизацию, риск субъективизма исследователя и высокую зависимость результатов от его профессионализма, трудности нормирования данных. П. м. противостоит максимально формализованному методу тестирования, при совместном применении этих методов могут нивелироваться специфические ограничения каждого из них. Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД
от лат. proectio — бросание вперед...) — один из методов психодиагностики личности (изучение личностных качеств человека). Наиболее существенным признаком П. м. является использование в нем неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Поэтому ответы на задания, используемые в П. м. не могут быть альтернативными (напр., правильно—неправильно), здесь возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для испытуемого цель исследования замаскирована, что уменьшает возможность произвести желательное впечатление о себе. Для П. м. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. При этом личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны стимулы (ситуации), побуждающие ее к активности. Основной инструмент (стимульный материал) используемый при применении П. м.— это т. н. проективные тесты. Различают следующие группы таких тестов: 1) конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (напр., тест чернильных пятен Роршаха); 2) конструктивные — создание из оформленных деталей осмысленного целого (напр., тест Мира); 3) интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (напр., тематический апперцепционный тест); 4) катартические — осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (напр., психодрама); 5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (напр., тест «Дом —дерево —человек»); 6) импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (напр., цветовой тест Люшера); 7) аддитивные —завершение предложения, рассказа, истории (напр., методика завершения предложения). П. м. возник в результате стремления исследователей наложить ограничения на возможность испытуемого искажать результаты обследования в благоприятном для себя плане, повысить объективность его ответов. В то же время этот метод оставляет возможность искажения результатов со стороны экспериментатора (в виду отсутствия четкой интерпретации полученных результатов). Кроме того, традиционные требования по надежности и валидности к проекционным методикам неприменимы, поэтому строго говоря отнесение их к категории тестов является весьма условным.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

МЕТОД ПРОЕКТИВНЫЙ
один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с их последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Фрэнк. Характерен созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии испытуемыми. За каждой интерпретацией вырисовывается уникальная система смыслов личностных и особенностей стиля когнитивного субъекта.
Метод обеспечивается совокупностью методик проективных (называемых также тестами проективными), среди коих различают:
1) ассоциативные - например, тест пятен Роршаха и тест Хольцмана, где испытуемые создают образы по стимулам - пятнам; тест завершения предложений неоконченных);
2) интерпретационные - например, тест апперцепционный тематический, где требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине;
3) экспрессивные - психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка животного несуществующего, и пр.
Метод проективный направлен на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации и потому есть едва ли не единственный собственно психологический метод проникновения в особенно интимную область психики.
В свете концепции смысла личностного видно, что в основе действенности этих методов лежит факт пристрастности отражения психического, в частности - человеческого сознания. Поэтому, описывая неоднозначные изображения или выполняя нестрого определенные действия, человек невольно выражает себя, "проецируя" какие-то свои значимые переживания и тем самым свои личностные особенности.
Но следует уточнить, какие именно особенности личности и ее внутреннего мира выражаются в ситуации эксперимента проективного и почему именно эта ситуация способствует проявлению этих особенностей. Всякие препятствующие обстоятельства прерывают действие, пока не будут преодолены или пока субъект не откажется от завершения действия; при этом действие оказывается незавершенным либо в своем внешнем плане, либо во внутреннем - поскольку еще не принято решение, преодолеть ли препятствие или отказаться от действия. Согласно исследованиям, незавершенные действия и сопутствующие им обстоятельства непроизвольно запоминаются лучше завершенных; к тому же формируются тенденция к завершению этих действий, а если прямое завершение невозможно, совершаются какие-то замещающие действия.
Ситуация эксперимента проективного как раз предлагает условия замещающего действия: при добросовестном отношении к выполнению теста субъект непроизвольно обращается к своему опыту, а там "ближе всего" хранятся прерванные действия и соответственные им ситуации. И человек, даже иногда осознанно, пытается завершить прерванное действие, что, однако, возможно лишь в символическом плане. "Возврат" к прерванному действию происходит, даже когда оно состояло в сокрытии смысла, в искажении значения обстоятельств согласно своим интересам. При этом символическом завершении действия человек применяет особенно присущие ему решения, составляющие его индивидуальный стиль.
Отсюда понятны требования к проективным стимулам: степень их определенности или неопределенности задается их применимостью для тех или иных замещающих действий, сопряженных с преградными смыслами разной степени конкретности. Так, таблицы теста апперцептивного тематического соответствуют смыслам, связанным с препятствиями, кои могут быть как-то опредмеченными. Таблицы теста пятен Роршаха соответствуют смыслам препятствий обобщенного, недостаточно предметного характера, природа коих может лежать в самых общих особенностях индивидуального стиля человека - в особенностях функционирования его сознания и пр. Эти особенности менее всего доступны осознанию, ибо осознание того, о чем думаешь, куда проще и доступнее осознания того, как думаешь.
Возможны иные обоснования метода проективного, в рамках иных теорий и концепций. Подобные рассмотрения приводят и к пониманию некоих принципиальных трудностей. Так, принципиально затруднителен переход от особенностей, проявляемых при выполнении тестов, к таким образованиям личности, как мотивы, отношения, установки, конфликты, защиты и пр. Пока не поддаются выявлению содержательно смыслы личностные и место их в структуре личности.
С позиций психоанализа, объект методов проективных - глубоко конфликтная дезадаптированная личность. Поэтому методы, используемые в системе психоанализа, имеют такие отличительные особенности:
1) направленность на диагностику причин дезадаптации - бессознательных лечений, конфликтов и способов их разрешения - механизмов защитных;
2) трактовка всего поведения как проявления динамики бессознательных влечений;
3) предпосылка любого проективного исследования - неопределенность условий тестовых - интерпретируется как снятие давления реальности, в отсутствие коего, как предполагается, личность проявит внутренне присущие ей формы поведения.
Метод проективный в рамках концепций психологии холистической: ядро личности представляется состоящим из субъективного мира желаний, мнений, идей и прочего, а взаимоотношение личности и ее окружения социального являет собой структурирование "пространства жизненного" для создания и поддержания "мира личного". Эти отношения моделируются проективным экспериментом, и метод проективный выступает как средство познания содержания и структуры "мира яичного". На первом плане - диагностика индивидуальных особенностей личности и способов ее нормальной адаптации.
Многие психологи довольно низко оценивают метод проективный как психометрический инструмент, в частности из-за существования проблемы надежности и валидности тестов проективных вследствие имеющейся нестабильности результатов и противоречивости интерпретаций данных.
Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных - отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода - концепция искажения апперцептивного.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998