МЕТОД ФОКУС-ГРУПП

Найдено 1 определение
МЕТОД "ФОКУС-ГРУПП"
англ focus group interviews) - глубинное фокусированное интервью в форме серий групповых дискуссий, в ходе которых участников "фокусируют" на вопросах, интересующих исследователя с целью получения от них субъективной информации. Основной особенностью метода является то, что в групповом обсуждении участники включены в общение с себе подобными, вследствие чего психологические барьеры (обычно разделяющие интервьюера и интервьюируемого в опросных методах) снимаются намного эффективнее, а эмоциональные реакции (влияющие на поведение любого человека в повседневной жизни) проявляются намного ярче. Син. фокусированное интервью, групповое глубинное интервью.
М. "Ф.-г." разработан амер. социологами Р. Мертоном и Р. Кендаллом ("Фокусированное интервью", 1944). Вскоре он стал активно использоваться не только в социологических, но и в психологических и экономических исследованиях. Сегодня м. "Ф.-г." - неотъемлемая часть маркетинговых, рекламных и политических исследований.
М. "Ф.-г." относится к качественным, или "гибким", методам исследования: он ориентирован не на количественные результаты, а на то, чтобы определить глубинные мотивы и причины тех или иных действий, определить отношение к поставленной проблеме. Преимуществом данного метода является и то, что помимо анализа фактического материала, фиксируемого в различного рода высказываниях участников, в нем используется анализ невербального поведения {выразительные движения, жесты, пантомимика). Основным способом анализа результатов групповых дискуссий является контент-анализ, которому м. б. подвергнуты аудио- и видеоматериалы, стенограммы групповых дискуссий, отчеты модераторов и наблюдателей. Качество получаемых результатов зависит от множества факторов: от разработанного плана исследования, сценария, от профессиональной подготовленности исследователей, модератора (ведущего фокус-групп), от выбранных критериев отбора участников групповых дискуссий, от количества участников, от организации места проведения дискуссии, от подготовленности аналитика и др.
Оптимальное число участников фокус-группы составляет 6-10 человек при минимуме 2-3 человека. Критерии подбора участников групповой дискуссии зависят от целей конкретного исследования и могут учитывать социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, уровень дохода), а также такие специфические особенности, как, напр., частота, объем потребления определенной товарной категории или определенного вида услуг и др. (А. Б. Мещеряков.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF

Метод фокус-групп в академических исследованиях

Мальцева Т. В.
В статье излагается суть метода фокус групп в академических исследований.This paper describes the essence of focus groups in academic research.
Читать PDF

Метод фокус-групп: этапы реализации исследования

Чеховский Иван Викторович
В статье рассматривается полный поэтапный алгоритм реализации исследования с использованием метода фокус-групп, включающий весь цикл — от получения запроса на исследование до презентации итогового отчета.
Читать PDF

Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования

Варганова Галина Владимировна
Рассмотрены виртуальные фокус-группы как метод научных исследований. Показаны преимущества и ограничения метода виртуальных фокус-групп в сравнении с фокус-группами, проводимыми в традиционном формате.
Читать PDF

Использование метода фокус-групп в процессах интерактивного обучения

Жигарь Оксана Владимировна
Описан метод фокус-групп, сделано обобщение опыта его проведения с помощью Интернета, показано использование его в качестве интерактивного метода обучения в вузе.
Читать PDF

Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR)

Левинсон Алексей , Стучевская Ольга
The article is a review of the ESOMAR Qualitative Research Conference ('Qualitative ascending, harnessing its true value') that was held in Boston, USA, in November 2002.
Читать PDF

Школа как организация: применение метода фокус-группы для выявления проблем образовательной среды

Якиманская Ирина Сергеевна
The article analyzes the experience in application of the method of a focus-group for researching and describing of the problem zones of educational sphere in terms of an general education school.
Читать PDF

Метод фокус-групп и студенты: вопросы формирования исследовательских навыков и человеческого потенци

Лапшин Василий Андреевич
В статье рассматривается применение метода фокусированного интервью в рамках учебного процесса для непрофильных социологических направлений.
Читать PDF

Возможности использования метода фокус - групп в изучении особенностей профессионального самовосприя

Кусакина Елена Аркадьевна
Проблема закрепления выпускников в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы остаётся достаточно острой.
Читать PDF

Использование метода фокус-группы в социологических исследованиях детей старшего дошкольного возраст

Бесчасная Альбина Ахметовна
Социология детства, являясь междисциплинарной научной дисциплиной, обладает широким арсеналом методов исследования.
Читать PDF

Использование метода фокус-групп в социологическом исследовании организационной / корпоративной куль

Едигарева Юлия Геннадьевна
Рассматривается проведение социологического исследования методом фокус-групп. Описаны преимущества этого метода для анализа организационной / корпоративной культуры организации, а также для выяснения причин конфликтов.
Читать PDF

О значимости ошибок, возникающих при использовании метода фокус-групп (по результатам поискового исс

Чеховский Иван Викторович
Описывается поисковое эмпирическое исследование ошибок и трудностей, встречающихся при использовании метода фокус-групп в конкретных социологических и маркетинговых исследованиях.
Читать PDF

Метод фокус-группы и ролевая игра: потенциал и ограничения в исследовании социально чувствительных п

Холявин Артур
Данная статья посвящена обсуждению существующих ограничений в применении метода фокус-группы, в частности при изучении социально-чувствительных проблем.
Читать PDF

Метод онлайн фокус-группы: опыт изучения мнения населения о проблемах реформирования системы пенсион

Волкова О.А., Оставная А.Н.
В статье описывается опыт применения метода онлайн фокус-группы в целях изучения мнения населения на предмет оценки проблем реформирования пенсионной системы.