Метод антиципации
МЕТОД АНТИЦИПАЦИИ
1. Методика для исследования серийного науче-ия, в котором от субъекта требуется при предъявлении конкретного предме-а из списка предугадать, какой предмет будет следующим. 2. Методика про-едения экспериментов по вербальному научению, по которой субъекту, если он не выдает быстро соответствующую реакцию, предлагается подсказка. Последний также называется "метод подсказки".
Метод антиципации
лат. anticipacio - предвидение, предвосхищение) - 1. методика для исследования серийного научения, в котором от индивида требуется при предъявлении конкретного предмета из списка предугадать, название какого предмета будет представлена следующим; 2. использование подсказок, если индивид в эксперименте по вербальному научению не может быстро обнаружить соответствующую реакцию.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
АНТИЦИПАЦИИ МЕТОД
1. Техника исследования процесса научения, в которой от испытуемого требуется предвосхищать («антиципировать») следующую единицу заучиваемого материала в то время, когда он воспринимает и запоминает (заучивает) его предыдущую единицу. 2. Методика, применяемая в экспериментах на вербальное научение, в которых научение испытуемого чему-либо специальным образом стимулируют (дают ему опережающую подсказку), если его реакция задерживается, не возникает достаточно быстро. См. антиципации сериальной метод, антиципация.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Метод антиципации
anticipation method) М. а. в вербальном научении - это распространенный способ предъявления стимульного материала в задачах на парные ассоц. и заучивание рядов. При использовании М. а. в задачах на парные ассоц. испытуемым говорится, что они должны реагировать определенным образом всякий раз, когда предъявляется стимул. Несколько секунд спустя этот стимул и соответствующая ему реакция предъявляются совместно. Т. о. испытуемые чередуют антиципирующие реакции и получаемую обратную связь. Эти пары "стимул-реакция" предъявляются каждый раз в случайном порядке. Обучение продолжается до тех пор, пока не будет достигнут определенный критерий (например, правильное предвосхищение всех реакций). М. а. для задач на парные ассоц. отличается от метода проверки заучивания (также называемого методом задержки или вспоминания) для тех же задач, при к ром испытуемым показывают весь список пар прежде чем они будут давать ответы на каждый отдельный стимул. При использовании М. а. в задачах на заучивание рядов испытуемым сначала предъявляется список элементов, к-рые предстоит заучить в соответствующем порядке. При последующих пробах испытуемые пытаются предвосхитить очередной пункт из списка за несколько секунд до его появления. В каждой пробе элементы списка предъявляются в неизменной последовательности. Обучение продолжается до тех пор пока не будет достигнут определенный критерий (как правило, безошибочное воспроизведение). М. а. для задач на заучивание рядов отличается от метода проверки заучивания для тех же задач, при к-ром предъявления испытуемым полного списка чередуются с попытками воспроизвести этот полный список. Достоинство М. а. заключается в том, что он обеспечивает испытуемых немедленной обратной связью в отношении правильности их реакций. Однако его недостатком яв-ся то, что он объединяет научение и выполнение. Выполнение, как правило, оказывается несколько лучшим при использовании метода проверки заучивания, чем М. а., хотя это превосходство может зависеть от характеристик заучиваемого списка. См. также Методология (научных) исследований М. Мэтлин
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006