МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
МЕТАСІСТЭМНЫ ПАДЫХОД / METASYSTEM APPROACH– логическое, эволюционное развитие системного подхода, активно развивается в нашей стране с конца XX в. Базируется на методологии системного подхода и, не отрицая его основных положений, надстраивается над ним, тем самым представляя собой одну из эволюционных ветвей в развитии системного подхода. Однако М. п. привносит и свои положения и принципы, которые находятся иногда в диалектическом противоречии с положениями системного подхода. В отечественной психологии методология и прикладное применение М. п. разрабатывались в трудах А. В. Карпова, Е. В. Карповой, С. Л. Ленькова, В. Е. Орла, А. С. Петровской, Е. Ф. Ященко, Т. А. Климонтовой и др. Наиболее развернутое и эвристичное воплощение М. п. получил в трудах А. В. Карпова в исследовании сознания. Любая система, согласно М. п., находится во взаимодействии с определенной, «внешней» по отношению к ней, системой (системами), и только благодаря раскрытию этих связей она может быть адекватно и полно понята и раскрыта. В этих отношениях система проявляет себя не только как целостность, но и как компонент более общих систем. Соответственно, выделяют два класса процессов взаимодействия: внутрисистемные (те, которые интегрируют систему в целостность) и внешнесистемные (те, которые обеспечивают взаимодействие системы с метасистемами). Качественная определенность– совокупность качеств, характеризующих систему саму по себе, а качественная специфичность– совокупность свойств, которые возникают в результате взаимодействия с другими системами более высокого порядка. В классическом системном подходе существует такое явление, как «парадокс высшего уровня системы», когда высший уровень в иерархической организации любой системы, находясь внутри нее, но не исчерпывая ее содержание, является частью этой системы. Этот уровень осуществляет организующие, управляющие, координирующие функции по отношению к другим частям системы. Однако контролю, управлению и координации подчиняется не вся система, а лишь ее часть. В случае особо сложных систем для эффективного управления ими необходимо, чтобы контролю подчинялась вся система целиком, включая высший уровень. Но в этом случае управляющий центр должен находиться вне системы. М. п., стремясь решить данный парадокс, постулирует, что «…в содержании системы может существовать такой уровень, который одновременно является ее собственным уровнем и уровнем, выходящим за ее пределы (метауровнем), т. е. в определенном смысле локализованным вне ее». Метасистемный уровень является не только высшим, находящимся как внутри, так и вне системы, но и «открытым». «Открытость» означает, что система посредством метасистемного уровня взаимодействует с другими системами и таким образом развивается. Метасистемный уровень имеет двойственную локализацию внутри и вне системы, что обеспечивает принципиальную гетерогенность его механизмов и способов существования. Чем в большей степени система включена в метасистемы, тем выше ее сложность, адаптационный потенциал и потенциал развития, но это возможно лишь при наличии в структуре системы метауровня. Психика может быть представлена как система, у которой метасистемный уровень локализован во внешнем плане. Специфика психики и отдельных ее компонентов показывает, что системы в психологии будут обладать важной особенностью их структурной организации– в их состав должен быть включен метасистемный уровень. Данный уровень существует наряду с системным уровнем (целостности системы), уровнем отдельных субсистем (функциональных органов системы), уровнем структурных компонентов (базовых единиц целого), элементным уровнем. Метасистемный уровень включен, встроен в структурно-уровневую организацию системы, в ее состав и содержание. Соответственно, изучение такого рода психологических систем предполагает дифференциацию метасистемного уровня как самостоятельного, специфического, не сводимого к иным уровням или к эффектам взаимодействия системы и метасистемы, в которые она включена. Эти пять уровней исчерпывают собой весь диапазон качественных проявлений системы, охватывают все многообразие ее качественных характеристик. Важной возможностью систем со встроенным метасистемным уровнем является способность выхода за свои границы без нарушения своей целостности с тем, чтобы осуществлять самоконтроль, самоорганизацию, сделать себя предметом собственной активности. Подобная способность иллюстрирует, в частности, широкий круг рефлексивных явлений, феноменов самосознания, самоорганизации и мотивации. Возможность такого выхода системы за пределы самой себя можно обозначить как «метасистемный принцип функциональной организации психики». Т. В. Разина