МЕТАКОГНИТИВИЗМ
МЕТАКОГНИТИВИЗМ
МЕТАКАГНІТЫВІЗМ / METACOGNITIVE APPROACH– это теоретическое и прикладное научное направление, возникшее в русле когнитивной психологии и представляющее собой в настоящее время автономную область психологического знания в целом. Центральный конструкт метакогнитивной психологии– метакогнитивные процессы и качества личности. Понятие метапознания ввел в психологию Дж. Флейвелл, определивший его как систему знаний человека об особенностях собственной познавательной сферы и способах ее контроля. Наиболее развернутые исследования метакогнитивных процессов и свойств личности ведутся в рамках структурно-функционального подхода (школа О. А. Конопкина) и А. В. Карповым. Карпов выделил четыре класса метапроцессов: метакгнитивные автопроцессы– направленность процессов одного познавательного класса (память о памяти– «метапамять», мышление о мышлении– метамышление); метакогнитивные гетеропроцессы– направленность процессов одного класса на процессы другого познавательного класса, А. В. Карпов называет их также интегральными (имеющими межклассовую интеграцию процессов); метарегулятивные авто- и гетеропроцесы– направлены непосредственно на построение и регуляцию метакогнитивной деятельности, к ним относятся такие процессы, как принятие решения, целеобразование, планирование, контроль и самоконтроль. Кроме того, М. включает и психические явления более высокого порядка. Выделяют три вида метакогнитивных знаний: 1) декларативные знания– знания о себе как о субъекте познавательной деятельности, о собственных познавательных процессах, их функционировании в процессе решения познавательной задачи; 2) процедурные знания– знания о том, как применять когнитивные стратегии для решения познавательных задач; 3) условные знания– знания о том, почему и когда необходимо применять определенную когнитивную стратегию. Метакогнитивные стратегии рассматриваются как стратегии, способствующие осознанию себя как субъекта деятельности, регулирующие эту деятельность. Метакогнитивная осознанность– это способность к осмыслению и осознанию метакогнитивных знаний, стратегий, умений. Наконец, метакогнитивные качества личности– это результативная сторона метакогнитивных процессов, выступающая в виде определенной личностной характеристики, которая может быть выражена в той или иной степени. Е. Г. Баранов