МЕТАКОГНИТИВИЗМ

Найдено 1 определение
МЕТАКОГНИТИВИЗМ
МЕТАКАГНІТЫВІЗМ / METACOGNITIVE APPROACH– это теоретическое и прикладное научное направление, возникшее в русле когнитивной психологии и представляющее собой в настоящее время автономную область психологического знания в целом. Центральный конструкт метакогнитивной психологии– метакогнитивные процессы и качества личности. Понятие метапознания ввел в психологию Дж. Флейвелл, определивший его как систему знаний человека об особенностях собственной познавательной сферы и способах ее контроля. Наиболее развернутые исследования метакогнитивных процессов и свойств личности ведутся в рамках структурно-функционального подхода (школа О. А. Конопкина) и А. В. Карповым. Карпов выделил четыре класса метапроцессов: метакгнитивные автопроцессы– направленность процессов одного познавательного класса (память о памяти– «метапамять», мышление о мышлении– метамышление); метакогнитивные гетеропроцессы– направленность процессов одного класса на процессы другого познавательного класса, А. В. Карпов называет их также интегральными (имеющими межклассовую интеграцию процессов); метарегулятивные авто- и гетеропроцесы– направлены непосредственно на построение и регуляцию метакогнитивной деятельности, к ним относятся такие процессы, как принятие решения, целеобразование, планирование, контроль и самоконтроль. Кроме того, М. включает и психические явления более высокого порядка. Выделяют три вида метакогнитивных знаний: 1) декларативные знания– знания о себе как о субъекте познавательной деятельности, о собственных познавательных процессах, их функционировании в процессе решения познавательной задачи; 2) процедурные знания– знания о том, как применять когнитивные стратегии для решения познавательных задач; 3) условные знания– знания о том, почему и когда необходимо применять определенную когнитивную стратегию. Метакогнитивные стратегии рассматриваются как стратегии, способствующие осознанию себя как субъекта деятельности, регулирующие эту деятельность. Метакогнитивная осознанность– это способность к осмыслению и осознанию метакогнитивных знаний, стратегий, умений. Наконец, метакогнитивные качества личности– это результативная сторона метакогнитивных процессов, выступающая в виде определенной личностной характеристики, которая может быть выражена в той или иной степени. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
242.25 кб

Метакогнитивная модель социального тревожного расстройства

Сагалакова Ольга Анатольевна, Труевцев Дмитрий Владимирович
Статья посвящена исследованию метакогнитивных искажений при социальном тревожном расстройстве, анализу видов метакогниций и описанию терапевтических техник работы с произвольным вниманием.
Читать PDF
0.00 байт

Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования

Чернокова Татьяна Евгеньевна
Представлен анализ психологической литературы по проблеме метапознания. Проанализированы представления о метапознании, представленные в работах основоположника метакогнитивной психологии Дж.
Читать PDF
506.76 кб

Метакогнитивная структура интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте

Сиповская Яна Ивановна
Подростковый возраст характеризуется резкими качественными изменениями в физическом, интеллектуальном, личностном и духовном аспекте.
Читать PDF
0.00 байт

Метакогнитивная активность молодежи как критерий дифференциации уровня сформированности социальной о

Киселева Татьяна Геннадьевна
Автор формулирует теоретическое и операциональное определение социальной ответственности, которая понимается как качество личности, включающее устойчивую систему ценностей, эмоционально-оценочное отношение к окружающей действитель
Читать PDF
132.50 кб

Изучение особенностей метакогнитивной саморегуляции у учащихся основной школы

Сергеева С. А.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности организации понятийного и метакогнитивного опыта у детей с разными формами дизонтогенеза

Емелин Андрей Анатольевич
В статье рассмотрены результаты исследования понятийного и метакогнитивного опыта у младших подростков с различными формами дизонтогенеза.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие метакогнитивного опыта учащихся на уроках математики в 9-х классах

Сергеева С. А.
В данной статье рассматривается проблема изучения закономерностей формирования саморегуляции, управления учащимися собственным поведением, влияние саморегуляции на развитие потенциальных возможностей ребенка, в том числе и интелле
Читать PDF
0.00 байт

Особенности метакогнитивного опыта младших подростков с разной успеваемостью

Астахова Армини Аветиковна
Рассмотрена особенность ментальных структур метакогнитивного опыта младших подростков с разной эффективностью в учебной деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема метакогнитивного обучения детей в условиях современного дошкольного образования

Чернокова Татьяна Евгеньевна
В статье обоснована необходимость метакогнитивного обучения в дошкольном возрасте. Выделены целевые ориентиры ФГОС, соответствующие задачам метакогнитивного развития детей.
Читать PDF
0.00 байт

Метакогнитивное обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве критерия оценки решен

Кашапов Мергаляс Мергалимович, Серафимович Ирина Владимировна, Огородова Татьяна Вячеславовна
В статье представлены результаты эмпирических исследований, на основании которых выполнено теоретическое обобщение и метакогнитивное обоснование ситуативности/надситуативности мышления в качестве критерия оценки решения коммуникат
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуально

Осорина Мария Владимировна, Щербакова Ольга Владимировна, Аванесян Марина Олеговна
Статья посвящена актуальной и мало разработанной проблеме метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Информационно-энергетическая организация некоторых паттернов метакогнитивной регуляции

Щербакова Ольга Владимировна
На материале данных двух различных исследований описаны некоторые типы метакогнитивного регулирования, также произведен их анализ с точки зрения специфики информационно-энергетической организации когнитивного поведения личности.

Похожие термины:

  • МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ

    МЕТАКАГНІТЫЎНЫЯ СКАЖЭННІ / METACOGNITIVE BIAS– закономерности метакогнитивных процессов, снижающие точность и объективность метапознания индивида. Наиболее изученными из них являются: 1) феномен чувств