МЕСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МЕСТЬ
вид отношений, основанный на потребности ответа на учиненное в адрес человека или группы зло. Объективизируется в поступках.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

МЕСТЬ
действие в ответ на причиненное зло, возмездие за что-нибудь. М. – типичная причина многих конфликтов. Поэтому важным условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Месть
акт возмездия, форма реактивной и нередко отставленной и хронической агрессии, имеющей целью от«отплатить» другому человеку (группе людей) за причинённые им утраты, страдания, оскорбления, обиды. Основана, как полагают, на архаических представлениях о норме воздаяния (см.), о том, что человек, совершивший насилие или поступивший несправедливо, должен понести соответствующее и соразмерное наказание (библейское «око за око, зуб за зуб», причём часто далеко не эвивалентное). Месть не преследует сколько-нибудь продуктивных целей, её следствием обычно является ущерб, в конечном счёте причиняемый и самому себе, но не собственно справедливость как таковая. Если бы месть была принята за единственный способ возмездия, то давно не осталось бы ни тех, кто мстит, ни других, кому эта месть адресована. Отмщение представляет собой единый эмоциональный и когнитивный процесс, связанный а) с восприятием чьих-либо действий, как ущемляющих собственные интересы; б) выбором ответных средств реагирования и в) реализацией возмещающего поведения. При этом поводы, средства и способы мести оцениваются и интерпретируются весьма субъективно или в соответствии с актуальными обычаями, традициями; нормы права и объективная ситуация при этом игнорируются. По мере развития правосознания месть расценивается как всё более архаичный и осуждаемый институт наказания. Не последнюю роль в осуществлении мести играют такие качества личности, как эмоциональная устойчивость, обидчивость, конформизм или ориентированность на оценку большинством и проч. Мстительное поведение формируется на почве межличностного конфликта, когда отвергается любая возможность его разрешения «мирным» путем (Белокуров, 2004).
Причиной мести является стремление к восстановлению субъективно оцениваемой несправедливости, исходящей со стороны других. Данная потребность реализуется в форме ответной агрессии по отношению к обидчику (Боер, 2002)45.
Одним из важных условий мести является культуральный и социальный контекст ее осуществления, находит ли одобрение подобная практика в обществе. Это одобрение может существовать на уровне правовых актов («Канун» Дукагьини в Албании, «Стостатейные установления Токугавы 1616 г.» и проч.), а также традиций и ритуалов (кровная месть у кавказских народов, «Уту» - месть аборигенов Новой Зеландии и проч.).
Средства и способы мести, т.е. приемы ее осуществления во многом зависят от личности агрессора. Импульсивные и менее сдерживающие себя агрессоры, предпочитают, вероятно, немедленное физическое насилие. Чрезвычайно контролирующие себя агрессоры (см.), физически слабые лица, а также индивиды с конформистским и маргинальным правомерным поведением с большей вероятностью прибегают к «моральной» форме мести, как более скрытой и причиняющей не меньший ущерб.
Масштабы мести могут иметь глобальный характер, при этом причиняются страдания множеству ни в чём неповинных людей. Например, борьба с советским «тоталитаризмом», повлекшая чудовищные и роковые для страны и большей части её населения последствия, в значительной или даже определяющей степени является местью за массовые репрессии, в которых пострадали собственные интересы или чьи-то близкие люди, и жестокость которых сильно преувеличивается с тем, чтобы оправдать свою личную жестокость, а также мотивацию мести в своих глазах и в общественном мнении. Например, Солженицин, этот, по словам М.И.Шолохова, «литературный власовец», преувеличивает число жертв сталинских репрессий по меньшей мере в 10 раз, ничуть не смущаясь при этом своей беспримерной лживостью, хотя, в своё время, он был одним из немогих, кто имел доступ к архивным материалам коммунистической эпохи страны и возможность быть объективным исследователем. Подтверждением того, что идеологи и лидеры посткоммунистической России руководствуются исключительно личными мотивами, в том числе и местью, является тот факт, что они оказались совершенно не способными к созидательной деятельности, к тому, чтобы «обустроить Россию».
Различают несколько основных форм мести (по различным основаниям):
Месть физическая – осуществляемая посредством нанесения обидчику физических повреждений в открытом и прямом контакте.
Месть моральная – возмездие с целью причинения психологического вреда без физического взаимодействия с обидчиком. Может быть направлена на его близких, собственность и т.д.
Месть кровная - обычай или закон, возлагающий на семью, клан или племя убитого обязанность отмщения убийце, его семье или его племени. Др. название «вендетта».
Месть функциональная – возмездие с целью достижения какой-либо неагрессивной цели (обогащение, самоутверждение и проч.).
Месть гедонистическая – наказание обидчика, при котором главным мотивов является предвкушение или получение удовольствия от его страданий.
В своем развитии месть проходит, как предполагают, ряд таких стадий: а) инициирующие обстоятельства, т.е. оскорбительная жизненная ситуация; б) формирование мотивации, когда происходит осознание потребности в отмщении, восстановлении «справедливости»; в) планирование актов мести, процесс разработки алгоритма их осуществления, выбора наиболее оптимальной формы ее реализации; г) латентный этап реализации – предполагает существование определённого плана мести, подготовку основных и вспомогательных моментов, разработку технической стороны мести и волевого решения исполнить разработанный план действий; д) агрессивный этап реализации мести – состоит в реализации плана действий, направленных на причинение желаемого вреда обидчику, и его кроорекции в зависимости от крнкретных условий его осуществления. В случае ритуализованных форм агрессии некоторые из упомянутых стадий могут отсутствовать.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
469.41 кб

Триада «Справедливость зависть месть» как результат естественной и социальной эволюции

Субботина Надежда Дмитриевна
В статье рассматриваются общественные феномены: справедливость, зависть и месть как совместный результат естественной и социальной эволюции.
Читать PDF
29.37 мб

Месть Мударры: возможности и проблемы реконструкции правового содержания ритуала из фольклорного тек

Калинина Елена Юрьевна
Тема соотношения фольклорного и правового текстов представляется очень важной для современной истории государства и права.
Читать PDF
503.70 кб

«МЕСТЬ ГЕОПОЛИТИКИ»: ПРОСТРАНСТВО БЕЗ ОРГАНИЗАЦИИ

Шульга М. А.
Читать PDF
165.87 кб

2011.02.027. ГРЭЙНАРА У. ПЕРЕСЕКАЯ НИЛ: ГОСТЕПРИИМСТВО И МЕСТЬ В ЕГИПЕТСКИХ ДЕРЕВЕНСКИХ ИСТОРИЯХ. GR

Демидов К.Б.
Читать PDF
180.33 кб

2003. 03. 017. Николаев В. Г. Месть как предмет социологического интереса: предисловие к публикации

Читать PDF
1.43 мб

Кровная месть

На обычных репеллентах можно заработать сотни тысяч долларов, если правильно позиционировать товар.
Читать PDF
173.55 кб

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕОГРАФИИ (обзор монографии Роберта Д. Каплана «Месть географии: что может нам сказать к

Рачья Арзуманян

Похожие термины:

  • КРОВНАЯ МЕСТЬ

    родовая месть, обычаи мщения за убийство, увечье, обиду, иногда также материальный ущерб, универсально распространенные в ранних обществах. К.м. выступала и как коллективная самозащита и как наказ