МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович

Найдено 2 определения термина МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович

(1923—1974) — российский психолог, де-фектолог, д-р психологических наук (1971), профессор, специалист в области обучения слепоглухих детей. Закончил психологическое отделение философского фак-та МГУ (1950) и аспирантуру Института психологии АПН СССР (1953). Ученик А.Р. Лурия. С 1952 г. работал в НИИ дефектологии АПН СССР, сначала в секторе клинического и патофизиологического изучения учащихся специальных школ, возглавляемом Лурия, а с 1957 г. являлся сотрудником И.А. Соко-лянского. Организовал (1960) и возглавил (1961)лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей. Сотрудниками его лаборатории были выявлены и отобраны слепоглухие дети, разработаны первые учебные материалы для их обучения, организованы курсы по подготовке педагогов для работы с этой категорией детей. В 1963 г. благодаря усилиям М. был открыт Детский дом для слепоглухих детей в Загорске (г. Сергиев Посад). В 1970-е гг. в лаборатории изучения и воспитания слепоглухих детей под руководством М. и при содействии факультета психологии МГУ был начат эксперимент по обучению четырех слепоглухих студентов по программе высшей школы. После шести лет обучения они успешно защитили дипломные работы, сдали госэкзамены и получили дипломы о высшем психологическом образовании. За научные работы М. с И.А. Соколянским были удостоены Государственной премии (1980). В научных работах М. разрабатывал теорию формирования потребностей человека и, продолжая традицию Соколянского, подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухонемого ребенка — жестов — из собственно предметного действия. Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка при инициативной роли взрослого. Постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передаче инициативы действия самому ребенку. Самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей, становится главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка. Совместная со взрослым деятельность — условие Для формирования общения. Первым неспециальным средством общения между взрослым и слепоглухонемым ребенком становится начало практического действия, совершаемого взрослым. Являясь сигналом продолжения действия самим Ребенком, оно уже обслуживает функцию общения. В дальнейшем реальные действия с предметами преобразуются в жесты его изображающие — так появляются специальные средства общения. По мере накопления жестов, обозначающих хорошо знакомые бытовые предметы, они заменяются дактильными словами. М. автор трудов: О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых / Дефектология, 1969; Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи / Вопросы философии, 1968; Слепоглухонемые дети, 1974; Слепоглухонемые дети (психическое развитие в процессе обучения), 1974. Т.А. Басилова

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович

(1923–1974) – дефектолог, доктор психологических наук (1971) окончил философский факультет МГУ (1952). Научный сотрудник (с 1952), зав. лабораторией (с 1961) в НИИ дефектологии АПН СССР. Организатор специального учебновоспитательного учреждения для слепоглухонемых детей в г. Загорске (ныне – Сергиев Посад). Изучал особенности психического развития слепоглухонемых детей, разрабатывал теоретические основы системы их обучения и воспитания. Практически продемонстрировал возможность компенсации сложного дефекта путем развития высших психических функций на основе единственного сохранного анализатора (осязательного). Лауреат Государственной премии СССР (совместно с И.А. Соколянским, 1980).

Соч.: Первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка. – М., 1964 (соавт.); Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2004 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО Донцову Александру Ивановичу - 6

Читать PDF

Александр Иванович Коротяев (к 85-летию со дня рождения)

Читать PDF

Александр Иванович Коротяев (к 85-летию со дня рождения)

Читать PDF

Валерию Ивановичу Кабрину - 60

Читать PDF

К 60-летию Александра Григорьевича асмолова

Читать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности.
Читать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Читать PDF

Памяти Виктора Ивановича Шостака

Читать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Читать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Читать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Читать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс.

Найдено книг по теме — 15

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!