МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович это что такое МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович: определение — Психология.НЭС
МЕЩЕРСКИЙ Ростислав Михайлович МЕЯ-ХЕГГЛИНА АНОМАЛИЯ

МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович

Найдено 2 определения термина МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович

(1923—1974) — российский психолог, де-фектолог, д-р психологических наук (1971), профессор, специалист в области обучения слепоглухих детей. Закончил психологическое отделение философского фак-та МГУ (1950) и аспирантуру Института психологии АПН СССР (1953). Ученик А.Р. Лурия. С 1952 г. работал в НИИ дефектологии АПН СССР, сначала в секторе клинического и патофизиологического изучения учащихся специальных школ, возглавляемом Лурия, а с 1957 г. являлся сотрудником И.А. Соко-лянского. Организовал (1960) и возглавил (1961)лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей. Сотрудниками его лаборатории были выявлены и отобраны слепоглухие дети, разработаны первые учебные материалы для их обучения, организованы курсы по подготовке педагогов для работы с этой категорией детей. В 1963 г. благодаря усилиям М. был открыт Детский дом для слепоглухих детей в Загорске (г. Сергиев Посад). В 1970-е гг. в лаборатории изучения и воспитания слепоглухих детей под руководством М. и при содействии факультета психологии МГУ был начат эксперимент по обучению четырех слепоглухих студентов по программе высшей школы. После шести лет обучения они успешно защитили дипломные работы, сдали госэкзамены и получили дипломы о высшем психологическом образовании. За научные работы М. с И.А. Соколянским были удостоены Государственной премии (1980). В научных работах М. разрабатывал теорию формирования потребностей человека и, продолжая традицию Соколянского, подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухонемого ребенка — жестов — из собственно предметного действия. Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка при инициативной роли взрослого. Постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную, благодаря уменьшению активности взрослого и передаче инициативы действия самому ребенку. Самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей, становится главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка. Совместная со взрослым деятельность — условие Для формирования общения. Первым неспециальным средством общения между взрослым и слепоглухонемым ребенком становится начало практического действия, совершаемого взрослым. Являясь сигналом продолжения действия самим Ребенком, оно уже обслуживает функцию общения. В дальнейшем реальные действия с предметами преобразуются в жесты его изображающие — так появляются специальные средства общения. По мере накопления жестов, обозначающих хорошо знакомые бытовые предметы, они заменяются дактильными словами. М. автор трудов: О вероятностном характере сигнального восприятия у слепоглухонемых / Дефектология, 1969; Как формируется человеческая психика при отсутствии зрения, слуха и речи / Вопросы философии, 1968; Слепоглухонемые дети, 1974; Слепоглухонемые дети (психическое развитие в процессе обучения), 1974. Т.А. Басилова

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович

(1923–1974) – дефектолог, доктор психологических наук (1971) окончил философский факультет МГУ (1952). Научный сотрудник (с 1952), зав. лабораторией (с 1961) в НИИ дефектологии АПН СССР. Организатор специального учебновоспитательного учреждения для слепоглухонемых детей в г. Загорске (ныне – Сергиев Посад). Изучал особенности психического развития слепоглухонемых детей, разрабатывал теоретические основы системы их обучения и воспитания. Практически продемонстрировал возможность компенсации сложного дефекта путем развития высших психических функций на основе единственного сохранного анализатора (осязательного). Лауреат Государственной премии СССР (совместно с И.А. Соколянским, 1980).

Соч.: Первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка. – М., 1964 (соавт.); Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

Источник: Дефектология. Словарь-справочник

Найдено рефератов по теме МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович — 0

Найдено книг по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 12

Доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО Донцову Александру Ивановичу - 6

Скачать PDF

Валерию Ивановичу Кабрину - 60

Скачать PDF

К 60-летию Александра Григорьевича асмолова

Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Памяти Виктора Ивановича Шостака

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

К 60-летию Александра Георгиевича шмелева

Скачать PDF

Памяти Александра Константиновича ерофеева

Скачать PDF