МЕНЧИНСКАЯ Наталья Александровна это что такое МЕНЧИНСКАЯ Наталья Александровна: определение — Психология.НЭС
МЕНЦЕЛЯ СИНДРОМ МЕНЬЕРА БОЛЕЗНЬ

МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Найдено 4 определения термина МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

1905-1984) - доктор педагогических наук (по психологии). У истоков длинной и плодотворной жизни в науке, с 1932 г. связанной с Ин-том общей и педагогической психологии (в Москве), стояли замечательные люди: руководителями кандидатской диссертации, посвященной развитию арифметических операций у школьников, были Выготский Л. С. и Лурия А. Р. М. внесла заметный вклад в психологию обучения, в понимание связи между обучением и развитием; она принимала непосредственное участие в разработке программ для начальной школы, которые можно расценивать как пробу развивающего обучения.

М. - автор более 100 научных работ; 3 монографии в разные годы удостоены премий Академии педагогических наук. Основные публикации: "Психология обучения арифметике" (1955); "Психология усвоения знаний в школе" (в соавторстве с Д. Н. Богоявленским, 1959); "Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах" (в соавторстве с М. И. Моро, 1965); "Вопросы умственного развития ребенка" (1970); "Психологические проблемы активности личности в обучении" (1971) и др. Изданный при участии

М. (как автора и ред.) в 1971 сб. "Психологические проблемы неуспеваемости школьников" до сих пор не имеет аналогов и остается настольной книгой для всех, кто сталкивается с этой трудной проблемой. Отдельного упоминания заслуживает небольшая по объему, но чрезвычайно емкая книга "Развитие психики ребенка. Дневник матери" (1957 и др. изд.), которая представляет образец лонгитюдного идиографического исследования. (И. А. Мещерякова.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Менчинская Наталья Александровна

(15.01.1905, Ялта - 6.07.1984) - отечественный психолог.

Биография. Родилась в семье земского врача. Окончила Крымский педагогический институт, с 1927 г. училась в аспирантуре Института народной педагогики при Втором МГУ, под руководством Л.С.Выготского подготовила и защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. В 1930 г. была направлена на преподавательскую работу в Свердловск. С 1932 г. работала в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952 г. за труд "Психология обучения арифметике" ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Профессор, член-корреспондент АПН СССР.

Исследования. Специалист по проблемам психологии обучения и формирования мировоззрения.

Сочинения. (Ред.) Психологические проблемы неуспеваемости школьников; Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах (совм. с М.И.Моро);

Психология усвоения знаний в школе (совм. с Д.Н.Богоявленским);

Развитие психики ребенка (дневник матери);

(Ред.) Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. 1968

Источник: Психологический словарь

МЕНЧИНСКАЯ Наталья Александровна

(1905—1984) — российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, одна из основательниц психологии обучения в СССР. Д-р психологических наук (1952), профессор, чл.-корр. АПН СССР (1968). Закончила Крымский педагогический ин-т (1927) и аспирантуру Института научной педагогики при 2-м МГУ (1930), где под руководством Л.С. Выготского защитила канд. дис. по проблеме развития арифметических операций у школьников. С 1930 г. преподавала в Уральском индустриально-педагогическом институте (г. Свердловск, ныне Екатеринбург). С 1932 г. в Москве в Институте психологии заведовала лабораторией психологии учения и умственного развития школьника (1937-1981). В 1952 защитила докт. дис. Психология обучения арифметике. С 1955 по 1965 г. была ученым секретарем и зам. директора ин-та по научной работе. Занимаясь вопросами психологии обучения и дидактики, особое внимание уделяла исследованиям проблем неуспеваемости учащихся, в ходе которых были вскрыты причины трудностей в обучении, обоснованы пути и способы повышения усвоения знаний (Психологические проблемы неуспеваемости школьни-ков/подред. М., М., 1971). Центральной исследовательской задачей М. и возглавляемого ею научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усвоения знаний и приемов работы над учебным материалом (Развитие арифметических операций у детей школьного возраста, 1934; Психология обучения арифметике , 1955; Психология усвоения знаний в школе, в соавт., 1959). Научные разработки М. были тесно связаны с практикой школьного обучения, большинство исследований выполнялось совместно с дидактами и методистами, внедрялось в программы, учебники и учебные пособия. В работах М. утверждался принцип единства обучения и воспитания; процесс усвоения знаний рассматривался как важнейшее условие психического развития учащихся; исследовалось становление личности в обучении, прослеживалось преобразование знаний в убеждения, являющиеся основой формирования активной жизненной позиции учащихся (Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников/под ред. М. 1968; Психологические проблемы активности личности в обучении. М., 1971). В другой группе работ М. вскрывает закономерности психического развития ребенка (Развитие психики ребенка. Дневник матери, 1957; Вопросы умственного развития ребенка, 1970). И. Е. Сироткина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Менчинская Наталья Александровна

15.01.1905, Ялта – 6.07.1984) — отечественный психолог. Родилась в семье земского врача. Окончила Крымский педагогический институт, с 1927 г. училась в аспирантуре Института народной педагогики при Втором МГУ, под руководством Л.С. Выготского подготовила и защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. В 1930 г. была направлена на преподавательскую работу в Свердловск. С 1932 г. работала в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952 г. за труд „Психология обучения арифметике“ ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Профессор, член–корреспондент АПН СССР. Специалист по проблемам психологии обучения и формирования мировоззрения.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Найдено рефератов по теме МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА — 0

Найдено научных статей по теме — 10

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF

М. Д. Александрова - выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена основателю ленинградской и российской психогеронтологической школы Марии Даниловне Александровой. В начале своей научной деятельности М. Д. Александрова увлеченно работала над проблемами зрительного восприятия. На примере развития зрительных функций ею было продемонстрировано действие основных законов онтогенеза гетерохронности и неравномерности. Результатом этих исследований стала серия публикаций, посвященных развитию зрительных функций: восприятию формы, определению границ цветового зрения, а также возрастным особенностям отражения времени. Затем, выступив против рассмотрения старения как обратного развития, как возраста потерь, М. Д. Александрова перешла к исследованию и определению возрастных лимитов трудоспособности. Развивая идеи психогеронтологии, М. Д. Александрова в 1970-е годы обращается к социально-психологическим проблемам и исследованиям личности. Она указывает на значение теории отношений В. Н. Мясищева для социальной геронтологии, проводит исчерпывающий анализ состояния исследований в области социальной геронтологии за рубежом. В своей следующей работе она подробно анализирует социальные, демографические аспекты постарения населения планеты, рассматривает задачи, которые этот процесс ставит перед социальными институтами и перед наукой. Сама Мария Даниловна, обладая активным характером и стремлением помочь людям, постоянно взаимодействовала с различными организациями, решающими научные и жизненные проблемы пожилых людей. Являясь первопроходцем в области психогеронтологии, М. Д. Александрова разработала и ввела в образовательный процесс учебный курс «Психогеронтология». Среди множества ее талантов и личных качеств нельзя не отметить незаурядное чувство юмора и нестандартный взгляд на мир. Мария Даниловна Александрова была не только выдающимся ученым, но и выдающимся человеком, вдохновлявшим коллег и учеников. Библиогр. 7.
Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.
Скачать PDF