МЕЙМАН ЭРНСТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мейман Эрнст
1862 – 1915) — немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 – 1894 гг. работал ассистентом В. Вундта в Лейпциге. С 1897 г. — профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала „Архив общей психологии“ (1903) и „Журнала экспериментальной педагогики“ (1905). Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества. Был сторонником теории развития как функции наследственности и среды.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Мейман (Meumann) Эрнст
(29.08.1862 - 26.04.1915) - немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики.
Биография. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 - 1894 гг. работал ассистентом В.Вундта в Лейпциге. С 1897 г. - профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюнстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала "Архив общей психологии" (1903) и "Журнала экспериментальной педагогики" (1905). В 1911 г. основал в Гамбурге Институт экспериментальной педагогики.
Исследования. Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. Был сторонником теории развития как функции наследственности и среды. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества.
Сочинения. Введение в современную эстетику. М., 1909;
Экономия и техника памяти. М., 1913;
Интеллигентность и воля. 1917;
Лекции по экспериментальной педагогике. Ч. 1-3, М., 1914-17;
Эстетика. Т. 1-2, 1919;
Очерк экспериментальной педагогики. М., 1922

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МЕЙМАН ЭРНСТ
Meumann, 1862 - 1915) -нем. педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики и педагогической психологии. Учился в ун-тах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893-1894 гг. ассистент В. Вундта в Лейпциге. С 1897 г. - проф. философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала "Архив общей психологии" (1903) и "Журнала экспериментальной педагогики" (1905).
Основная цель экспериментальной педагогики, по М., - дать общей педагогике эмпирическое основание. Эмпирическому изучению подлежат объект воспитания (ребенок, подросток, юноша); общие закономерности и индивидуальные особенности его физического и духовного развития; этапы развития; психологические и физиологические особенности школьной работы ребенка (техника заучивания, приемы "умственной гигиены" и пр.); дидактические приемы с т. зр. их эффективности; школьная организация. Методами экспериментальной педагогики являются не только широко понимаемый эксперимент, но и прямое систематическое наблюдение за детьми, а также собирание и анализ продуктов детского творчества (рисунков, дневников и пр.). Педагогика должна использовать знания и др. наук (психологии, этики, логики, антропологии и т. д.).
До сих пор не потеряли значения исследования М. приемов заучивания, "умственной гигиены", типологии представлений, обучения детей рисованию и др. Вместе с тем дать целостное представление о развитии ребенка М. не удалось. Придерживаясь механистической теории развития как функции наследственности и среды, М. противопоставлял естественное созревание обучению (воспитанию). Исследования физической и духовной сторон развития, а также отдельно взятых психических процессов оказались оторванными друг от друга. Такое механическое объединение знаний о различных сторонах развития было характерно для педологии, в становлении которой М. сыграл свою роль. Однако идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализации обучения, более широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков сохраняют свою актуальность. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

МЕЙМАН (Meumann) Эрнст

(1862-1915) — немецкий психолог и педагог, один из основателей экспериментальной педагогики и педагогической психологии. Учился в ун-тах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893—1894 работал ассистентом Вундта в Лейпциге. С 1897 г. — профессор философии и психологии в ун-тах Цюриха, Лейпцига, Гамбурга и др. Один из основателей журнала Архив обшей психологии(1903) и Журнала экспериментальной педагогики (1905). Уделял большое внимание прикладному аспекту детской психологии и педологии, доказывая, что их главной задачей является разработка методологических основ обучения детей. Трехтомник М.: Лекции по экспериментальной педагогике (1907) представлял своего рода энциклопедию педагогической психологии, в которой было не только собрано все, что было накоплено в то время этой наукой, но и предложены новые подходы к пониманию познавательного развития. В своих теоретических подходах М. стремился соединить ассоцианистический подход Селли с теорией рекапитуляции, предложенной Ст. Холлом. Исходя из этого, он разрабатывает свою периодизацию, критерием в которой являются уже не абстрактные способы добывания пищи, но этапы интеллектуального развития. М. считал, что детская психология должна не только изучать стадии и возрастные особенности психического развития, но и исследовать индивидуальные варианты развития, например проблемы детской одаренности и умственной отсталости, врожденные склонности детей. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и понимании особенностей психики данного конкретного ребенка. При психологической лаборатории М. в Гамбургском ун-те была организована экспериментальная школа, которая просуществовала более двадцати лет. В школе опробовались различные программы, разработанные с учетом периодизации М., а также исследовались различные способы отбора детей в классы на основе их предварительной диагностики. При этом были экспериментально изучены разные критерии отбора — по уровню интеллекта, по интересам и склонностям детей, а также по адекватному для них стилю общения с учителем. Необходимо отметить, что если одаренность, также как и познавательные интересы детей в той или иной степени учитывались и прежде, то проблема взаимодействия учителя и учеников и реакции учеников на разные стили общения впервые с такой полнотой были поставлена именно М. Автор трудов в рус. пер.: Экономика и техника памяти, М., 1913; Лекции по экспериментальной педагогике, т.1-3, М.,1914—1917; Очерки экспериментальной педагогики, М., 1922. Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005