МЕЙЛИ ИНТЕЛЛЕКТА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Найдено 1 определение
МЕЙЛИ ИНТЕЛЛЕКТА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТЕСТ
тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Опубликован Р. Мейли в 1928 г.
Тест может быть применен для обследования лиц старше 11 лет. Материал М. и. а. т. включает шесть групп заданий-субтестов, каждый из которых базируется на достаточно известных в экспериментальной психологии методиках:
I субтест — установление последовательности событий по серии картинок. Испытуемому объясняют, что в представленных ему картинках отражено какое-либо событие. Однако лишь первая картинка соответствует своему месту. Необходимо с помощью нумерации
указать правильный порядок расположения картинок. За каждое правильное решение дается 1 балл. Время выполнения серии заданий — 5 мин.
II субтест — продолжение числовых рядов по установленной закономерности. Время выполнения — 5 мин, за верное решение каждого ряда — 1 балл. Возможна оценка 1/2 балла в случае, если испытуемый обнаруживает верное понимание сути задания, но в ответах
допускает ошибки, расцениваемые как проявление недостаточности активного внимания.
III субтест—составление предложения по трем предлагаемым словам. На каждый набор
слов дается 2 мин. Испытуемый должен успеть составить как можно больше предложений. В качестве критерия оценки выступает не стилистическое оформление фразы,
а мысль, объединяющая слова. Соответственно этому предлагаются три вида оценок: связывающая слова мысль неудачна или фраза лишена смысла — 1 балл; простое, банальное содержание фразы — 2 балла; оригинальная мысль — 3 балла.
IV субтест — дополнение картинок. Предлагается серия изображений, в каждом из которых отсутствует фрагмент. Задача испытуемого — указать, что пропущено в этом месте. Время выполнения — 5 мин, оценка за верное решение — 1 балл.
V субтест — составление фигур из частей. Демонстрируется образец, на котором изображено
несколько элементов фигур, а затем показываются и фигуры, составленные из этих элементов.
После объяснения заданий испытуемому предлагается из нового набора элементов (рис. 27) сложить как можно больше оригинальных фигур. На каждое задание дается 1,5 мин. При оценке учитываются только первые три фигуры, составленные из каждого
набора элементов. Оценка варьирует в зависимости от количества фигур и их оригинальности от 1 до 3 баллов.

VI субтест — геометрические аналогии. Испытуемому предлагается пара геометрических
фигур, определенным образом связанных друг с другом, а также первая из двух геометрических фигур второй пары. Задача испытуемого — нарисовать четвертую фигуру
с учетом установленных отношений между ними (рис. 28).
 

В процессе обработки результатов обследования подсчитывается количество первичных баллов. Среднее арифметическое первичных оценок переводится по таблицам в процентили. По мнению автора оценки от 35 до 65 соответствуют нормальному, среднему уровню
общих способностей, выше 80 — высокому уровню.
По графическому изображению результатов в отдельных субтестах (см. рис. к статье оценки профильные) строится профиль интеллекта. Различаются пять типичных профилей, указывающих на характер интеллекта: формально-логический, образно-конкретный,
аналитический, творческий, равномерно развитый интеллект (рис. 29). Отмечается, что такая простая интерпретация может быть использована лишь в случае отчетливой асимметрии профилей. Если же речь идет о тенденции, обнаруживаемой по одному субтесту,
приведенные выше интерпретации не применимы.

Теоретически Р. Мейли, не претендуя на выделение всех возможных факторов интеллекта, предполагает существование следующих факторов: 1) сложности задания; 2) пластичности; 3) целостности; 4) беглости. Он указывает, что эти факторы представляют
собой аспекты процессов мышления (понятых с позиций гештальт-психологии) и всегда выступают совместно. Каждый из этих факторов обнаруживается у любого человека, но с определенной степенью «насыщенности». Набор факторов характеризует форму
интеллекта. По данным Р. Мейли, результаты факторного анализа подтверждают существование предположенных им четырех общих факторов.
В трех из шести субтестов определяется способность установления конкретных связей и зависимостей (I, III, IV). Субтесты II и VI имеют более абстрактный характер, существующие зависимости не всегда можно определить непосредственно. Можно полагать,
что здесь в большой степени проявляется абстрактное мышление. Субтест V занимает особое место, так как требует визуальной комбинаторики. Р. Мейли указывает, что в субтестах I и II главную роль играют факторы сложности задания и пластичности
интеллекта. В двух комбинационных субтестах выступают факторы целостности и беглости. Субтесты IV и VI носят наиболее сложный, комплексный характер.
Автором приводятся некоторые данные по корреляции М. и. а. т. с другими методиками диагностики интеллекта. Так, коэффициент корреляции со Станфорд — Бине умственного развития шкалой в различных возрастных группах варьирует от 0,60 до 0,69. Коэффициент
корреляции с Амтхауэра интеллекта структуры тестом составляет 0,81 (по данным обследования испытуемых 15—18 летнего возраста). Имеются данные о связи AIT с Батареей тестов механических способностей Вальтера (Walter Batterie der «Begabung fur
Mechanik»). Коэффициенты корреляции по отдельным субтестам — 0,56—0,61. Общие показатели надежности ретестовой устанавливаются в пределах 0,61—0,67, по отдельным субтестам — 0,48—0,52; надежности параллельных форм — 0,74.
Р. Мейли разработал несколько модификаций теста, направленных на обследование различных контингентов испытуемых, в том числе допускающих групповое обследование.
Сведений об использовании в СССР не имеется.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.