Механизмы взаимодействия, препятствующие личностному росту

Найдено 1 определение:

Механизмы взаимодействия, препятствующие личностному росту

интроекция (англ. introjection), конфлуэнция (англ. confluence), ретрофлексия (англ. retroflexion), проекция (англ. projection); рассматриваются в рамках движения за развитие человеческого потенциала Фрицем Перлзом как препятствия процессу роста, т. е. в терминологии гештальта - как препятствия процессу расширения самосознания личности. Интроекция (включение, «проглатывание целиком») - механизм, посредством к-рого люди усваивают нормы, установки, способы действия и мышления, к-рые не являются их собственными и к-рые они усваивают недотаточно полно для того, чтобы сделать их своими. Интроекция проявляет себя в использовании местоимения «я», когда реально подразумевается «они». Интроецирующий делает то, что другие хотели бы заставить сделать его; ему трудно провести грань между тем, что он в действительности чувствует и тем, что чувствуют другие. Концепции и установки, к-рые он «заглатывает», несовместимы друг с другом, порождая внутр. конфликты. Конфлуэнция (слияние) - отсутствие ощущения границы между собой и своим окружением. Этот механизм делает невозможным здоровый ритм контакта с партнером по О. и его прерывания, к-рый предполагает способность адекватно воспринимать др. человека как другого. Человек с патологической конфлуэнцией не знает, кто совершает какие действия и по отношению к кому. Конфлуэнция проявляет себя в использовании местоимения «мы», хотя реальный смысл остается под вопросом. Ретрофлексия - «поворачиваться резко назад навстречу чему-то». Ретрофлексирующие люди поворачиваются лицом к себе, вместо того, чтобы направлять свою энергию на свое окружение. Они расщепляют себя и становятся одновр. и субъектом, и объектом своих поступков. Ретрофлексирующий является «мишенью» всех своих действий, делает с собой то, что хотел бы делать с другими. Ретрофлексия проявляет себя в использовании рефлексирующего sic - «меня». Проекция - приписывание др. лицу, животному или предмету качеств, чувств или намерений, к-рые коренятся в самом человеке. Стремление сделать других ответственными за то, что исходит из Я. Тем самым человек может иметь дело с реальными чувствами, не признавая или не осознавая, что пугающая его идея или действие принадлежит ему самому. Проекция может начать восприниматься как некая внеш. сила, от к-рой исходит угроза. Проекция проявляет себя в использовании местоимения «оно» и «они», хотя реально подразумевается «я». Проецирующий может совершать по отношению к другим то, что ему кажется, они делают с ним, возлагая на других ответственность за то, исходит из самого человека. Проекция подразумевает и отказ от собственных импульсов, желаний и поступков, т. к. человек помещает то, что принадлежит Я, за пределы последнего. Лит.: Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Психоаналитические теории личности. Зигмунд Фрейд и постфрейдисты. СПб., 2007; Perls F. S. The Gestalt approach: Eyewitness to therapy. Ben lomond, CA: Science and Behavior books; N. Y., 1976. Н. Д. Творогова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Признаки личностного развития подростков, препятствующие их самоопределению в выборе профессии юриди

Пономарев Николай Леонидович
В системе профессиональной подготовки школьников с ориентацией на юридические специальности необходим учет возрастных противоречий, иногда проявляющихся в отклоняющемся от норм поведении. В статье рассмотрены свойства личности, выступающие как негативные признаки, препятствующие самоопределению подростков в выборе профессии служителя закона.
Скачать PDF

Психологический механизм компенсаторного воздействия личностно зрелого педагога на депривационные на

Маркова Светлана Витальевна
В статье рассматривается иерархия индивидуальных качеств личностно зрелого педагога детского дома, этапы психологического механизма компенсаторного воздействия личностно сформировавшегося педагога на депривационные нарушения детей детского дома.
Скачать PDF

Копинг стратегии и защитные механизмы в развитии личностного самопознания медицинских работников

Фельдман И.Л.
Посвящена выявлению особенностей копинг стратегий и защитных механизмов у медицинских работников. Описаны результаты эмпирического исследования и выявлены особенности самоотношения, саморегуляции и копинг стратегий у медицинских работников мужского и женского пола со стажем работы до 10 и свыше 10 лет.
Скачать PDF

Механизмы социально-личностного развития дошкольника

Вавилова Ирина Николаевна
Период дошкольного детства, по мнению отечественных психологов, является периодом активного влияния психологических механизмов на личность, одним из которых является механизм подражания.
Скачать PDF

Личностно-профессиональная диагностика как комплексный механизм оценки компетентностей и компетенций

Синягин Юрий Викторович, Переверзина Ольга Юрьевна, Косороткина Мария Сергеевна, Мударисов Айнур Аликович
Личностно-профессиональная диагностика рассматривается в качестве комплексного механизма диагностики и оценки компетентностей и компетенций государственных гражданских служащих. Представлена модель компетентностей и компетенций; описаны основные правовые, организационные и содержательные механизмы диагностики и оценки, а также методы, позволяющие оценить потенциал руководителей системы гражданской службы.
Скачать PDF

Смысл жизни и ресурсы его реализации: к пониманию механизмов личностного кризиса

Карпинский К.В.
В статье рассматриваются психологические виды, механизмы и закономерности смысложизненного кризиса в развитии личности. Обосновывается положение о том, что внутренними детерминантами кризиса могут выступать функционально значимые свойства индивидуального смысла жизни. Одно из таких свойств — реалистичность, понимаемая как мера обеспеченности смысла жизни ресурсами практической реализации. Особое внимание уделяется категории операциональных ресурсов — индивидуальному набору частных видов деятельности, интегрированных в структуру целостной жизнедеятельности и используемых личностью в качестве операциональных средств реализации смысла жизни. На основании результатов эмпирического исследования доказывается гипотеза о том, что нереалистический смысл жизни, содержание которого должным образом не согласовано с деятельностным репертуаром личности, провоцирует смысложизненный кризис.
Скачать PDF

Механизм субъектно-личностного развития «Выдвижение-выравнивание»

Фисин Ю.М.
В статье описано теоретико-эмпирическое исследование по выявлению нового механизма субъектно-личностного развития «выдвижение-выравнива-ние», внутренней составляющей которого является модальный инстинкт, а внешней дефицит, т.е. нехватка в обществе каких-то ценных качеств.
Скачать PDF

Методика определения преобладающего механизма личностного развития студентов в условиях учебной микр

Капцов Александр Васильевич
В статье приведено описание авторской методики, в основу которой положена микрогрупповая концепция А.В. Сидоренкова и авторская модель идентификации обособления как механизма личностного развития студентов в условиях учебной микрогруппы. Приведен пример использования методики в лонгитюдных исследованиях личностного развития студентов.
Скачать PDF

Механизмы личностного реагирования на болезнь у пациентов с депрессивными расстройствами

Голубчикова О.В., Кушаковская Е.М.
С помощью клинических и экспериментально-психологических методов (с привлечением методики для психологической диагностики типов отношения к болезни) провели обследование 67 больных с эндоморфными депрессиями в отдаленном периоде ЧМТ, эндогенными депрессивными расстройствами и с сочетанием эндогенной депрессии с последствиями ЧМТ. При существенной схожести по критериям МКБ-10 депрессий, различающихся по своему этиопатогенезу, обнаружились отличия по результатам экспериментально-психологического исследования. Полученные данные указывают на лучшую сохранность адаптационных механизмов у лиц с депрессивными расстройствами в отдаленном периоде ЧМТ, что предполагает возможность успешной психокоррекционной и реабилитационной работы в этой группе пациентов.
Скачать PDF

Дефицитарность отношений взаимодействия «Ребенок-взрослый» как условие личностного развития подростк

Терещенко Владимир Валерьевич
Рассматриваются особенности взросления подростков с нарушенными отношениями взаимодействия. Комплексное исследование подростков от 12 до 16 лет показало, что в 14 лет дефицитарность отношений сопровождается перестройкой структуры индидвидально-личностных свойств.
Скачать PDF

Особенности личностно-средового взаимодействия у лиц с различным кардиометаболическим риском

Долганова Наталья Павловна
В проведенном исследовании раскрываются особенности личностно-средового взаимодействия у лиц с разным уровнем кардиометаболического риска. По результатам обследования 98 респондентов (42 мужчины и 56 женщин в возрасте 20-62 лет) с применением клинических и клинико-психологических методов (беседа, наблюдение), опросника «Уровень социальной фрустрированности» и клинической шкалы «Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)» было выявлено, что пациенты с кардиометаболическими нарушениями имеют особенности личностно-средового взаимодействия, которые необходимо учитывать при разработке скрининговых программ и программ профилактики в системе здравоохранения.
Скачать PDF

Особенности стратегии реализации личностного выбора в условиях социального взаимодействия

Мальцева Алиса Сергеевна
Исследованы особенности стратегии реализации личностного выбора в условиях социального взаимодействия. Приводится краткое описание авторских методик. Представлены результаты исследования особенностей стратегии реализации личностного выбора в условиях социального взаимодействия у субъектов с установками на различные типы выбора.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!