МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Найдено 2 определения термина МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Одна из первых попыток изучения и анализа М. л. д. г. п. принадлежит Корзини и Розенберг (Corsini R. J., Rosenberg B., 1955).

Выделяют три основных пути исследования М. л. д. г. п.: опрос пациентов, прошедших курс групповой психотерапии; изучение теоретических представлений и опыта групповых психотерапевтов; проведение экспериментальных исследований, позволяющих выявить взаимосвязи между различными переменными психотерапевтического процесса в группе и эффективностью лечения.

Подробный анализ М. л. д. г. п. представлен в работах Ялома (Yalom I. D., 1970), Кратохвила (Kratochvil S., 1978), Рудестама (Rudestam K., 1993) и др. Ялом выделяет в качестве основных механизмов следующие.

1. Сообщение информации: получение пациентом в ходе групповой психотерапии разнообразных сведений об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, конфликтах, нервно-психическом здоровье и пр.; выяснение причин возникновения и развития нарушений; информация о сущности психотерапии и ходе психотерапевтического процесса; информационный обмен между участниками группы. Подобная информация поступает не столько дидактически, сколько в процессе общения с другими и знакомства с их проблемами.

2. Внушение надежды: появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений. Успешные, продвинутые в психотерапии пациенты служат остальным в качестве позитивной модели, открывают им оптимистические перспективы. Наиболее сильно этот фактор действует в открытых психотерапевтических группах.

3. Универсальность страданий: переживание и понимание пациентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, конфликты, переживания, симптомы. Такое понимание способствует преодолению эгоцентрической позиции и появлению чувства общности и солидарности с другими, а также повышает самооценку.

4. Альтруизм: возможность в процессе групповой психотерапии помогать друг другу, делать что-то для другого. Помогая другим, пациент становится более уверенным в себе, он ощущает себя способным быть полезным и нужным, начинает больше уважать себя и верить в собственные возможности.

5. Корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: пациенты обнаруживают в группе проблемы и переживания, идущие из родительской семьи, чувства и способы поведения, характерные для родительских и семейных отношений в прошлом. Выявление и реконструкция прошлых эмоциональных и поведенческих стереотипов в группе дает возможность их терапевтической переработки исходя из актуальной ситуации, когда психотерапевт выступает в роли отца или матери для пациентов, а другие участники - в ролях братьев, сестер и других членов семьи.

6. Развитие техники межличностного общения: пациенты имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать и закрепить новые, более конструктивные способы поведения и общения.

7. Имитационное поведение: пациент может обучиться более конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным членам группы: подчеркивается, что многие психотерапевты явно недооценивают роль этого фактора, "на самом же деле у курящих трубку психотерапевтов получаются курящие трубку пациенты".

8. Интерперсональное влияние: получение новой информации о себе за счет обратной связи, что приводит к изменению и расширению образа "Я"; возможность возникновения в группе эмоциональных ситуаций, с которыми пациент ранее не мог справиться, их вычленение, анализ и переработка.

9. Групповая сплоченность: привлекательность группы для ее членов, желание остаться в группе, чувство принадлежности к группе, доверие, принятие группой и взаимное принятие друг друга, чувство "Мы" группы. Групповая сплоченность рассматривается как фактор, аналогичный отношениям "психотерапевт- пациент" в индивидуальной психотерапии.

10. Катарсис: отреагирование, эмоциональная разгрузка, выражение сильных чувств в группе.

Кратохвил в качестве основных М. л. д. г. п. указывает следующие: участие в группе, эмоциональную поддержку, самоисследование и самоуправление, обратную связь, или конфронтацию, контроль, коррективный эмоциональный опыт, проверку и обучение новым способам поведения, получение информации и развитие социальных навыков.

Пациентами в качестве основных М. л. д. г. п. чаще всего указываются: осознание нового (самого себя, восприятия другими, понимание других людей), переживание в группе положительных эмоций (в отношении самого себя, других членов группы и группы в целом, положительных эмоций от участников группы), приобретение новых способов поведения (прежде всего межличностного взаимодействия и поведения в эмоционально напряженных ситуациях).

Указанные М. л. д. г. п. охватывают все три плоскости изменений - когнитивную, эмоциональную и поведенческую - и могут быть представлены в виде трех основных, более обобщенных механизмов: корригирующее эмоциональное переживание (коррективный эмоциональный опыт), конфронтация и научение. Корригирующее эмоциональное переживание включает несколько аспектов, и прежде всего - эмоциональную поддержку. Эмоциональная поддержка означает для пациента принятие его группой, признание его человеческой ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира, готовность понимать его исходя из его собственных отношений, установок и ценностей. Конструктивная переработка содержания обратной связи, становление адекватного самопонимания предполагают принятие пациентом новой информации о себе, которая часто не соответствует собственным представлениям. Низкая самооценка, эмоционально негативное отношение к себе затрудняют восприятие новой информации, обостряя действие защитных механизмов; более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает сопротивление, делает пациента более открытым новой информации и новому опыту. Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в становлении адекватного самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу. Эмоциональная поддержка оказывает положительное, стабилизирующее воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и, таким образом, корригирует такой важнейший элемент системы отношений, как отношение к себе. Перестройка отношения к себе происходит, с одной стороны, под влиянием нового знания о себе, а с другой - в связи с изменением эмоционального компонента этого отношения, которое обеспечивается в основном за счет эмоциональной поддержки. Принятие пациента группой способствует развитию сотрудничества, облегчает усвоение пациентом групповых психотерапевтических норм, повышает его активность, ответственность, создает условия для самораскрытия. Корригирующее эмоциональное переживание также связано с переживанием пациентом своего прошлого и текущего группового опыта. Возникновение в группе различных эмоциональных ситуаций, с которыми пациент в реальной жизни не мог справиться, позволяет в особых психотерапевтических условиях вычленить эти переживания, проанализировать, переработать, а также выработать более адекватные формы эмоционального реагирования. При этом вовсе не обязательно, чтобы эти ситуации были абсолютно идентичными по содержанию, в данном случае речь идет о совпадении эмоций, их сопровождающих. Еще один аспект корригирующего эмоционального переживания связан с проекцией на групповую ситуацию эмоционального опыта родительской семьи. Анализ этих переживаний на основе эмоционального взаимодействия в психотерапевтической группе позволяет пациенту в значительной степени переработать и разрешить эмоциональные проблемы, уходящие корнями в детство.

Конфронтация, по мнению большинства авторов, является ведущим механизмом групповой психотерапии. Конфронтация понимается как "столкновение" пациента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, отношениями, эмоциональными и поведенческими стереотипами и осуществляется за счет обратной связи между членом группы и группой как целым. Благодаря наличию обратной связи каждый из участников группы получает информацию о том, какие реакции у окружающих вызывает его поведение, как он воспринимается другими, в каких случаях его интерпретация эмоционального содержания межличностной ситуации оказывается неадекватной и влечет за собой столь же неадекватную реакцию окружающих, каковы цели и мотивы его поведения, насколько его актуальное поведение способствует достижению этих целей, какие эмоциональные и поведенческие стереотипы для него характерны, какую связь видят другие между его прошлым и актуальным опытом и поведением. Обратная связь дает возможность участнику группы понять и оценить собственную роль в типичных для него межличностных конфликтах и тем самым осознать собственные проблемы, соотнося прошлое и настоящее. Пациент видит себя как бы в различных зеркалах, которыми являются другие члены группы. Информация, которую пациент получает прямо или косвенно от других участников группы, часто противоречит или не согласуется с существующим образом "Я", и задача психотерапии заключается в расширении его путем интеграции полученной информации, создавая для этого соответствующие условия.

Расширение (или формирование) образа "Я" за счет интеграции содержания обратной связи является процессом, присущим не только психотерапии, но и формированию человеческой личности. Известно, что развитие отношения к себе, становление самооценки, образа "Я" в целом происходит у ребенка под воздействием отраженных оценок окружающих. Групповая психотерапия использует этот же механизм для коррекции неадекватного представления о себе и самопонимания в целом. Научение в процессе групповой психотерапии осуществляется прямо и косвенно. Группа выступает как модель реального поведения пациента, в которой он проявляет типичные для него поведенческие стереотипы, и таким образом создает условия для исследования пациентом собственного межличностного взаимодействия, поведения, позволяет вычленить в нем конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания. Групповая ситуация является ситуацией иного, реального, эмоционального межличностного взаимодействия, что в значительной степени облегчает отказ от неадекватных стереотипов поведения и выработку навыков полноценного общения. Эти перемены подкрепляются в группе, пациент начинает ощущать свою способность к изменениям, которые приносят удовлетворение ему самому и позитивно воспринимаются окружающими.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Механизмы лечебного действия групповой психотерапии

система и внутр. закономерности организации эффективного лечения путем использования возможностей взаимодействия психотерапевта и группы, а также членов группы в О. друг с другом. М.л.д.г.п. одними из первых изучались Р. Корзини и Б. Розенберг (1955). Осн. пути исследования М.л.д.г.п.: а) опрос пациентов, прошедших курс групповой психотерапии; б) изучение теорет. представлений и опыта групповых психотерапевтов; в) проведение эксперим. исследований (выявление взаимосвязи между разл. переменными психотерапевтического процесса в группе и эффективностью лечения). И. Ялом в кач. осн. механизмов выделил: 1) сообщение информации: в процессе О. с другими и знакомства с их проблемами клиент получает разнообразные сведения об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия и пр.; 2) внушение надежды: появление надежды на успех терапии под влиянием улучшения дел у др. пациентов и собственных достижений; успешные, продвинутые в психотерапии клиенты служат остальным в кач. позитивной модели; 3) универсальность страданий: понимание клиентом того, что он не одинок, что др. члены группы также имеют проблемы в О., переживания по его поводу; такое понимание повышает самооценку; 4) альтруизм: помогая другим в процессе групповой психотерапии, клиент ощущает себя способным быть полезным и нужным, учится проявлять себя в О., демонстрирует помогающее О.; 5) корригирующая рекапитуляция первичной семейной группы: клиент осознает свои модели поведения, проблемы и переживания, идущие от родительской семьи; это дает возможность терапевтической переработки проблемы клиента; психотерапевт, моделируя семейную ситуацию клиента, выступает в роли его отца или матери, а др. участники в роли братьев, сестер и др. членов семьи; 6) развитие техники межличностного О.: клиенты имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и в ситуации взаимного принятия изменить его, выработать более конструктивные способы поведения и О.; 7) имитационное поведение: клиент может обучиться более конструктивным способам О. за счет подражания психотерапевту и др. успешным членам группы; 8) интерперсональное влияние: получение новой информации о себе за счет обратной связи (расширению образа Я); возникновение в группе эмоциональных ситуаций, с к-рыми клиент ранее не мог справиться, их осознание, анализ; 9) групповая сплоченность: привлекательность группы, чувство принадлежности к ней, доверие, принятие группой и взаимное принятие друг друга; рассматривается как фактор, аналогичный отношениям “психотерапевт клиент” в индивидуальной психотерапии; 10) катарсис: отреагирование сильных чувств в группе. М.л.д.г.п. охватывают 3 сферы изменений - когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы О. личности. Лит.: Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Г. Л. Исурина

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности механизмов психологической защиты «я» несовершеннолетних, совершивших гомицидные действи

Коваленко Светлана Васильевна
В статье рассматриваются особенности механизмов психологической защиты «Я» несовершеннолетних, совершивших гомицидные действия, и ее эффективность в плане решения подростками экзистенциальных проблем. Изучены основные характеристики психологической защиты «Я»: общий уровень напряженности всей системы психологической защиты, выявлены ведущие, основные механизмы и оценена степень напряженности каждого, широта и гибкость защитного репертуара.
Скачать PDF

Защитные механизмы групповой динамики в организационном контексте

Штроо Владимир Артурович
This is a study of the phenomenon of so called group psychological defen ce in the organisational framework and, in particular, in connection with the culture of organisation. The author examines various aspects of the rela tionship between the defence activity of a group within the organisation and the organisations culture. He also dis cusses some prospects for further studi es of group psychological defence in re lation to organisations.
Скачать PDF

Механизмы развития группового субъекта самовосприятия

Мизонова О.В.
В статье анализируется проблема самовосприятия группового субъекта. Раскрываются особенности группового самовосприятия. На материале эмпирического исследования студенческих групп показана динамика самовосприятия группы в период обучения в вузе и его характерные особенности, а также раскрывается структура самовосприятия.
Скачать PDF

Эмпирический вклад в проверку эффективности психодраматической групповой психотерапии для пациентов,

Гессманн Ханс-Вернер
В статье излагается эмпирическое доказательство эффекта от лечения в результате участия в группе психодрама-терапии.
Скачать PDF

Использование метода групповой работы в психотерапии женщин с ролевым конфликтом

Римская Татьяна Григорьевна, Мироненко Татьяна Ивановна
В данной статье рассматриваются психологические особенности протекания ролевого конфликта современных работающих женщин-педагогов разного возраста, и представлена авторская психотерапевтическая программа «Шаги к счастливой жизни», как метод коррекции поведения женщин, переживающих конфликт ролей.
Скачать PDF

Психотерапия невротических расстройств: психологические факторы и механизмы

Колотильщикова Екатерина Андреевна
Работа представляет собой обзор научных представлений в области теории и практики психотерапии. Рассмотрены основные подходы ведущих направлений психотерапии психодинамического, поведенческого, когнитивного и гуманистического (экзистенциального). В условиях роста урбанизации и индивидуализации общества возросло значение тактически и стратегически структурированных эмпирических подходов, среди которых выделена интерперсональная психотерапия. Отмечено, что современные системы психотерапии в большей степени сфокусированы не на теориях личности и психопатологии, а на процессах позитивных изменений. Указано, что с учетом стадий изменений пациента в ходе психотерапии психодинамические подходы наиболее оптимальны на стадиях предварительного обдумывания и обдумывания. Экзистенциальная, когнитивная и интерперсональная психотерапия более подходят для стадий подготовки и действия. Поведенческая и экспозиционная терапия наиболее показаны во время стадий действия и сохранения. Исследователи выделяют различное число общих психологических факторов и механизмов психотерапии. Как правило, они затрагивают всю психобиологическую систему личности. К их числу отнесена проблема мотивации. Выделена мотивация самого пациента (клиента) к изменениям и переменные мотивации со стороны психотерапевта. К факторам мотивации, связанным с пациентом, отнесены: степень испытываемого им психического напряжения (уровень дистресса); степень его информированности о психотерапии; его терапевтические экспектации (ожидания); глубина и форма нарушения или проблемы, степень дефензивности пациента. Представлены характеристики психотерапевта, способствующие развитию и укреплению позитивной мотивации у пациента: способность устанавливать доверительные отношения с пациентом; ожидания и установки психотерапевта по отношению к пациенту, влияющие на поведение и психотерапевта, и пациента; личностные характеристики психотерапевта, выступающие для пациентов в качестве модели. В итоге основной акцент поставлен не на недостаточной мотивации пациента, а на ответственности психотерапевта в создании условий, в которых мотивация пациента может появиться и укрепиться.
Скачать PDF

Влияние групповой клинической трансперсональной психотерапии на повышение коэффициента межличностног

Гордеева Е.Г.
Приводится анализ изменения показателей опросников Н.Холла, Д.В.Люсина и М.А.Манойловой, характеризующих состояние межличностного эмоционального интеллекта, в процессе групповой клинической психотерапии у 33 участников психотерапевтической группы. Установлено, что в процессе групповой работы отмечалось достоверное число участников с возросшими показателями межличностного эмоционального интеллекта. Более того, при продолжении индивидуальной психологической коррекции после завершения групповой работы отмечалось восстановление и развитие межличностного эмоционального интеллекта, что свидетельствует об эффективности и целесообразности применения клинической трансперсональной психотерапии для этих целей.
Скачать PDF

Механизмы психологической защиты наркозависимых и их взаимосвязь с особенностями личности

Поляк О.Б.
В статье рассматриваются особенности психологической защиты наркозависимых с различной терапевтической мотивацией и взаимосвязь защитных механизмов с их структурой личности. Выявленные показатели в практическом плане предполагают сделать психотерапевтический процесс более целенаправленным, способствуют дальнейшему развитию и уточнению психотерапевтических подходов и реабилитационных программ.
Скачать PDF

Регуляторно-личностные механизмы принятия решений в чрезвычайных ситуациях

Индина Татьяна Анатольевна
Описаны результаты исследования регуляторно-личностных механизмов принятия решений в чрезвычайных ситуациях на примере деятельности специалистов экстремальных профессий. Выявлены основные факторы принятия решения (подготовка, выбор альтернативы, реализация решения, общая эффективность) и описаны обеспечивающие их регуляторно-личностные механизмы. Составлены регуляторно-личностные профили эффективных и неэффективных в принятии решений специалистов экстремальных профессий. Доказана роль осознанной саморегуляции и личностных предпосылок открытости новому опыту, сотрудничества и рациональности в обеспечении эффективности принятия решений в чрезвычайных ситуациях.
Скачать PDF

Психологические механизмы и средства развития художественного сознания личности

Пархоменко М.В.
Скачать PDF

Исследование механизмов акустического поведения насекомых методами эволюционной физиологии. Эволюцио

Князев А.Н.
Комплексное применение основных методов, предложенных Л.А. Орбели для решения задач эволюционной физиологии онтогенетического, сравнительно-физиологического и метода экспериментальных (искусственных) воздействий, в нейробиологических исследованиях акустического поведения насекомых позволило сформулировать рабочую гипотезу «динамичной нейроэндокринной интеграции». Гипотеза описывает вероятные механизмы функционирования комплекса дистантных механорецепторных систем, устанавливает характер и изменение взаимоотношений эволюционно «молодых» и «старых» дистантных механорецепторных систем с интегративными системами, динамику регуляции этих взаимоотношений при акустической коммуникации в разные периоды онтогенеза самцов и самок, определяет роль нервной и эндокринной систем в процессах регуляции работы сенсорного комплекса. Есть основания предполагать, что гипотеза верна и в отношении хордовых животных. Сделано предположение о том, что представленная гипотеза будет полезна, с одной стороны, для развития нового направления общей физиологии психонейроэндокринологии насекомых, а с другой, одного из направлений эволюционной физиологии, развивающих учение Л.А. Орбели об эволюции функций и функциональной эволюции в новой сфере в сфере эволюционной психонейроэндокринологии. Работа поддержана грантом РФФИ 06-04-49029.
Скачать PDF

Действие женских половых стероидов на дофаминовые рецепторы головного мозга овариэктомированных само

Харчилава О.М., Валеева Л.А.
Дофаминовые рецепторы головного мозга играют важную роль в регуляции эндокринной системы, полового, пищевого, оборонительного поведения, мышления, в возникновении аффективных и психических расстройств (П.В. Сергеев и соавт., 1999). Нейроэндокринные и психоэмоциональные нарушения у женщин часто возникают в период менопаузы. Пик психических заболеваний также приходится на постменопаузальный период (R. Boose et al., 1998). Однако роль дофаминовых рецепторов мозга в патогенезе нейроэндокринных нарушений в климактерическом периоде изучена недостаточно. Нет также четких представлений о характере действия препаратов женских половых на дофаминовые рецепторы мозга в период менопаузы. Методы исследований. Опыты были поставлены на 500 белых беспородных крысах-самках весом 140-160 г. Менопаузу моделировали путем хирургической овариэктомии (Я.Д. Киршенблат, 1989). В эксперименте участвовали 6 групп: ложноопе-рированные крысы, крысы, подвергшиеся хирургической овариэктомии, овариэктомированные крысы, в течение двух недель, получавшие 17β-эстрадиол (20 мкг/сут), дидрогестерон (100 мкг/сут) и фемостон (17β-эстрадиол + дидрогестерон в тех же дозировках) или плацебо. Крыс забивали путем декапитации, выделяли мозг и получали мембранную фракцию гомогената мозга путем дифференциального ультрацентрифугирования. Дофа-миновые рецепторы определяли радиолигандным методом (Lim, 1989) с использованием блокатора D2-рецепторов [3Н]-спиперона в концентрации 0,5 нМ и 2 нМ. Белок определяли по Лоури (Lowry, 1951). Результаты. После хирургической овариэктомии уровень специфического связывания [3Н]-спиперона в концентрации 0,5 нМ повысился в 4 раза, а в концентрации 2 нМ в 30 раз по сравнению с ложнооперированными животными. Таким образом, после хирургической овариэктомии количество сайтов связывания [3Н]-спиперона в низкой и высокой концентрациях в головном мозге увеличивается. Концентрация 0,5 нМ близка к Kd [3Н]-спиперона, а величина Kd лиганда характеризует его сродство к рецепторам, характеризуя аффинность рецепторов, при концентрации 2 нМ происходит насыщение мест связывания [3Н]-спиперона, характеризуя количество дофаминовых рецепторов в мозге (П.В. Сергеев и соавт., 1999). Можно предположить, что билатеральная овариэктомия приводит к повышению аффинности и плотности дофаминовых рецепторов в мозге. При этом более чувствительным к дефициту половых стероидов является количество дофаминовых рецепторов. Двухнедельное введение 17β-эстрадиола с первого дня овариэктомии повысило уровень связывания [3Н]-спиперона в концентрации 0,5 и 2 нМ в 2,5 и 2 раза относительно овариэктомированных крыс, получавших плацебо. Дидрогестерон оказывал аналогичное действие. У овариэктомированных крыс, получавших фемостон, количество сайтов связывания меченого лиганда в концентрации 0,5 нМ повысилось в 2 раза, а в концентрации 2 нМ снизилось в 8 раз по сравнению с овариэктомированными крысами, не получавшими препарат. Таким образом, фемостон снижает плотность дофаминовых рецепторов, приближая ее к уровню интактных животных, оказывая модулирующее действие на D2-рецепторы мозга.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: