МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ РОЛИ

Найдено 1 определение:

МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ РОЛИ

механизм принятия и освоения социальных ролей) - во многом сходен с механизмом идентификации, но отличается значительно большей обобщенностью, часто - отсутствием персонализации осваиваемого эталона. Описывается с помощью понятий позиции социальной и роли социальной. Эти понятия полезны тем, что позволяют структурно расчленить среду социальную и, не прибегая к реально действующему субъекту, описать некую заданную нормативную систему действий, кои он должен выполнить; отношений, в кои он должен вступить; и стиль поведения, который он должен освоить.

После этого первого шага анализа можно перейти к рассмотрению того, как эта нормативная система усваивается человеком, интериоризуется в нем, какие психологические явления здесь возникают.

Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - "горячие точки" в жизни личности. Нередко о позициях или ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть при этом. Подобные переживания отражают весьма важный психологический момент - стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе человек нередко срастается с ролью, она становится частью его личности. Потеря привычной роли переживается как утрата части своей личности. Близки к этому ситуации временного "обезроливания" - например, при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено научных статей по теме — 12

Тренинговая форма освоения социальной роли ремесленника-предпринимателя

Тельманова Елена Дмитриевна, Романцев Геннадий Михайлович
В российском обществе остается актуальной проблема маргинального состояния ремесленников-предпринимателей, занятых в «теневом бизнесе». Ремесленник-предприниматель, желающий получить статус в социальной системе в ответ на требования, предъявляемые ему обществом, должен совершать действия, совокупность которых определяется как социальная роль. Социальная роль и содержание деятельности ремесленника-предпринимателя взаимосвязаны, но ролевой тип неоднороден, поэтому по результатам дефиниций содержания деятельности (отдельно ремесленника и отдельно предпринимателя) в статье выполнено осмысление характеристик деятельности ремесленника-предпринимателя и его социальной роли. Максимальная динамика изменения социально-ролевого поведения может быть достигнута в ходе групповых психотерапевтических тренингов или в ходе тренинговой формы обучения. Тренинговая форма обучения позволит сформировать у выпускников образовательных учреждений ремесленного профиля наряду с профессиональными знаниями, навыками и умениями социально-ролевое поведение, присущее только ремесленникам-предпринимателям. В статье обосновываются наиболее эффективные тренинги с использованием такого метода коррекции поведения, как имидж-терапия, или социодраматического подхода к интерпретации человеческих поступков. Авторами предложена модель социализации ремесленников-предпринимателей, на пути к которой необходимо пройти три этапа: экстернализацию, комбинацию и интернализацию.
Скачать PDF

О роли наблюдения: психолого-педагогические и методико-биологические аспекты

Крыштоп В.А.
Статья посвящена теоретическому анализу психолого-педагогических и методико-биологических аспектов проблемы влияния средств обучения на развитие интеллектуальных умений школьников, особенное внимание уделено развитию такого умения, как наблюдательность. Автор предлагает внедрение специально разработанной системы изобразительных средств обучения в целях интеллектуального развития учащихся на уроках биологии.
Скачать PDF

О роли семьи в воспитании общительности осетинских детей

Габуева Е.М.
Скачать PDF

Самонаблюдение в освоении профессионального опыта будущими педагогами-психологами

Шумакова Ольга Алексеевна
В статье анализируются понятия «опыт», «профессиональный опыт», «активность», «практическая подготовка», «самонаблюдение». Самонаблюдение представлено как эффективный метод профессионализации студентов в период производственной практики. Представлена специфика аналитического и систематического самонаблюдения студентов. Выводы исследования ориентированы на оптимизацию практической подготовки в вузе. The author of the article analyses such notions as "experience", "activity", "practical training" and "introspection". Introspection is presented as an effective method of a student's professionalisation in the period of practical training. The specific character of students' analytic and systematic introspection is presented as well. The conclusions of the research are directed toward optimising practical training in a higher education institution.
Скачать PDF

Технология продуктивного освоения профессионального опыта будущих педагогов-психологов

Шумакова Ольга Алексеевна
Автор анализирует категории профессиональный опыт, освоение профессионального опыта, моделирование учебно-профессиональных ситуаций применительно к подготовке будущих педагогов-психологов. Моделирование учебно-профессиональных ситуаций представлено как продуктивная технология освоения профессионального опыта, применяемая в организации учебной практики. Выводы исследования ориентированы на оптимизацию практической подготовки в вузе. The author of the paper analyses the category professional experience, mastering of professional experience, modeling of professional training situations relating to future teachers-psychologists education. Modeling of professional training situations is considered as an effi cient technology of professional experience mastering, used in organisation of training practice. The research results are directed at optimisation of practical education at higher educational establishment.
Скачать PDF

О роли моделирования поведения личности в процессе обучения студентов

Перепелицына М. Ю.
Скачать PDF

Некоторые философские аспекты понимания роли ощущений на уровне чувственного познания

Мочалов С.М.
В статье на основе философского анализа традиционных и новых представлений российских ученых о роли ощущений в чувственном познании с учетом взглядов известного немецкого исследователя Г.Гельмгольца предложен новый подход, согласно которому ощущениями в процессе восприятия осуществляются две функции: описание изображения материальных объектов и доведение до человека факта реальности их существования в чувственной форме. Выполнение этих двух функций ощущениями в свою очередь указывает на наличие структуры их взаимодействия, которая с необходимостью должна рассматриваться в качестве рабоче-организационной формы процесса чувственного познания.
Скачать PDF

О регулирующей роли Я-концепции в социальном поведении

Касьянова А.Н.
Скачать PDF

Освоение научных методов познания в контексте личностной ориентации образования

Игропуло И.Ф., Забелин Д.Г.
Скачать PDF

О роли образовательного пространства в достижении акме студентами вуза

Козловская Татьяна Николаевна
Рассматривается роль образовательного пространства в достижении акме в современных социокультурных условиях, анализируются результаты исследования основных сфер жизнедеятельности студентов, их ценностных ориентаций, а также особенности жизненной перспективы развития личности студента.
Скачать PDF

К вопросу об освоении мира творческой молодежью

Жданова С.Н.
Скачать PDF

Психологические стратегии и успешность освоения иноязычной культуры будущим специалистом

Гальцова Наталья Петровна
Новые условия жизни порождают новые проблемы в теории и практике преподавания иностранных языков. В таком контексте речь идет о введении в учебный процесс психологической компоненты, направленной на оптимизацию иноязычной подготовки на любой ступени системы непрерывного образования, на повышение уровня обучения коммуникации. Использование современных психотехнологий в иноязычной подготовке вполне доступно для педагога, так как не требует от преподавателя иностранного языка особых психотерапевтических знаний. Представленная статья является попыткой отследить эволюцию усвоения предмета при помощи элементов гештальт-подхода в рамках жестко структурированной системы, состоящей из семи этапов и именуемой «циклом опыта». В такой интерпретации гештальт-подход следует рассматривать как одну из инновационных форм учебной и внеаудиторной деятельности преподавателя в пределах возможных для него затрат времени, как стимул к развитию творческих потенций обучающихся и, прежде всего, не как основной метод работы по иностранному языку, а как вспомогательную технологию.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!