Механическое запечатление Механическое заучивание

МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Найдено 1 определение:

МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

англ. mechanistic memorizing) - процесс запоминания, основанный на установлении внешних ассоциаций, связывающих стимулы только по смежности, т. е. тем, что один следует за др. М. з. характеризуется субъективной трудностью, т. к. оно не опирается на понимание материала. Низкая продуктивность М. з. была установлена еще в опытах Г. Эббингауза (1885), который показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для заучивания стихотворного текста из 36-40 слов - 6-7 повторений. Преимущества осмысленного запоминания перед механическим уменьшаются с возрастом. Это объясняется тем, что взрослые обнаруживают большую тенденцию и умение осмысливать бессмысленный материал, чем дети. Кроме того, заучивание бессмысленного материала требует больших волевых усилий, чем осмысленного. Известны факты легкости М. з., которые объясняются тем, что бессмысленный материал выделяется необычностью, вызывает к себе особое эмоциональное отношение, привлекает своей звуковой стороной. При М. з. понимание отсутствует, поэтому оно характеризуется буквальностью воспроизведения. Индивидуальные различия в использовании М. з. в обучении весьма велики. М. з. чаще выбирают уч-ся, интеллектуально менее активные, подменяющие понимание заучиванием. М. з. без понимания смысла приносит вред развитию памяти (см. Память смысловая). (Т. П. Зинченко.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Восстановление сплошности поликристаллических металлов под действием механической деформации и элект

Стрелюхин А.А., Карыев Л.Г., Плужникова Т.Н., Федоров В.А.
Скачать PDF

Квантово-механический расчет дробных зарядов на атомах в молекуле гуанидина и его производных

Балыбин Дмитрий Викторович, Кузина Ольга Юрьевна, Вигдорович Владимир Ильич, Цыганкова Людмила Евгеньевна
Посредством квантово-механического расчета дробных электрических зарядов (в единицах заряда электрона) на атомах в молекуле гуанидина и некоторых его производных получены численные значения частичных зарядов и оценена, в первом приближении, кислотность протонированных форм молекул рассматриваемых соединений.
Скачать PDF

Тактика эндобилиарных вмешательств у больных с механической желтухой опухолевой этиологии

Хачатуров А.А., Капранов С.А., Кузнецова В.Ф., Златовратский А.Г.
Скачать PDF

Роль логических связей в запоминании текста

Пантелеев Александр Фёдорович
Работа посвящена обсуждению роли логических связей в запоминании учебного текста, проводится анализ понятия логической связи. Выявлена взаимосвязь между уровнем интеллектуальной активности и характером запоминания учебного текста.
Скачать PDF

Микроструктурный анализ запоминания незнакомых слов на иностранном языке:роль параметров предъявлени

Майорникова А. И., Блинникова И. В.
Два эксперимента были посвящены анализу характеристик движений глаз при запоминании слов иностранного языка. Предполагалось, что способ и порядок предъявления визуальных стимулов могут изменить характеристики перцептивной деятельности и в дальнейшем повлиять на эффективность запоминания. В результате было показано, что характер движения глаз меняется не только в зависимости от физических характеристик материала, но и от стратегий установления связей между внешней формой слова иностранного языка и его значением. При этом были выявлены более эффективные стратегии перцептивной обработки, позволяющие лучше запоминать незнакомые слова иностранного языка.
Скачать PDF

Философские и психологические аспекты изучения восприятия и запоминания музыки

Рыбак Анна Александровна
Дан анализ известных теоретических и экспериментальных исследований истории происхождения музыки, музыкального восприятия, а также музыкальной памяти. Произведена классификация различных направлений изучения данной проблемы.
Скачать PDF

Изучение особенностей запоминания учебного материала при решении классификационных задач по химии

Шелонцев В.А., Синяева Н.Ю.
В работе изучены особенности различных видов запоминания учебного химического материала в процессе решения классификационных задач. Показано, что продуктивность запоминания учебного материала при решении классификационных задач по химии в 1,5 раза выше, чем при механическом заучивании.
Скачать PDF

Непроизвольное запоминание слов, обладающих разным уровнем доминирования в категории

Марченко О.П.
Цель исследования узнать, связано ли непроизвольное запоминание слов с эффектами преднастройки и уровнем доминирования этих слов в категории. Двадцать человек должны были воспроизвести слова, которые предъявлялись прежде в задаче категоризации с предваряющей преднастройкой. Было показано, что успешность запоминания слов определяется как контекстом, задаваемым предваряющей преднастройкой слова, так и уровнем доминирования слова в категории.
Скачать PDF

Макро- и микрогенез опосредствования запоминания

Мамкина Татьяна Михайловна
Статья представляет фрагмент экспериментального исследования макрои микрогенеза опосредствования запоминания, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов. Теоретикоэмпирической базой для планирования и осуществления эксперимента стала клас сическая работа А.Н. Леонтьева, проведенная под руководством Л.С. Выготского, посвященная сравнительному анализу непосредственной и опосредствованной памяти. Применение методики двойной стимуляции в рамках экспериментальногенетического метода для исследования возрастной динамики использования внешних вспомогательных средств в процессе запоминания позволило сформулировать предположение о том, что индивидуальное освоение деятельности внутри возрастной группы может иметь значительные отклонения от макрогенетических показателей. Прослеживание микрогенеза опосредствования было обращено на открытие разных степеней владения вспомогательными средствами испытуемыми, относящимися к одной возрастной группе в зависимости от уровня развития опосредствования.
Скачать PDF

Принцип деятельностной специфичности кодирования в эпизодической памяти (на материале запоминания ша

Васюкова Екатерина Евгеньевна, Митина Ольга Валентиновна
В работе показана плодотворность идеи А.Н. Леонтьева о структуре деятельности для развития представлений о принципах, действующих в эпизодической памяти. Изучалось влияние шахматного мастерства, возраста и условий запоминания на эффективность воспроизведения последовательностей дебютных ходов. 39 шахматистов разной квалификации (от 2-го разряда до гроссмейстера) и возраста (от 17 до 81 года), разделенных на 4 группы (Эло [7]>2000 до и после 40 лет; Эло
Скачать PDF

Позитивные и негативные проявления эффекта генерации при запоминании целых и фрагментированных выска

Гершкович Валерия Александровна, Морозов Максим Игоревич
В статье рассматривается вопрос о влиянии эффекта генерации на способность испытуемых отличать при припоминании реально воспринятую информацию от сгенерированной на ее основе. В проведенном экспериментальном исследовании испытуемые достраивали фрагменты пословиц до целого или просто переписывали целые пословицы. В дальнейшем им требовалось вспомнить, какие фрагменты были реально предъявлены, а какие достроены ими на этапе восприятия. Обнаружены в целом позитивное влияние достраивания на точность идентификации источника воспоминания и негативное влияние на способность отличать воспринятые фрагменты от сгенерированных на их основе. Библиогр. 23 назв. Рис. 1. Табл. 3.
Скачать PDF

Экспериментальный подход к изучению влияния понимания ситуаций на процесс их запоминания

Линкевич Ксения Владимировна
Статья посвящена разработке экспериментального подхода к исследованию понимания ситуаций. Обосновывается необходимость поиска объективного метода изучения феномена понимания наравне с описательными методами. Представлены результаты исследования, цель которого выявление «эффекта понимания», т. е. изменения результатов работы психических процессов, протекающих одновременно с процессом понимания. В качестве стимульного материала были выбраны пиктограммы с изображением людей, находящихся в различных ситуациях. В исследовании приняли участие 32 человека в возрасте от 17 до 43 лет. Основным результатом было выявление процесса понимания ситуаций как решения задачи на обнаружение действий, совершаемых участниками ситуации. Библиогр. 19 назв. Табл. 1.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!