относится к методам освобождения подсознания. Приемы медитации получили развитие и применение как методы психотерапии в психоанализе, аутотренинге И. Г. Шульца, транс гипносугестии Э. Эриксона, нейролингвистическом программировании (НЛП), имаготерапии А. Менегетти, И. Е. Вольперта и других.
В педагогической практике с целью активизации творческих процессов используются различные виды медитации: статические — система приемов, позволяющих снять напряжение, достичь эмоционального равновесия в процессе «непроизвольной» концентрации внимания; психодинамические — этот вид медитаций связан с движением, перевоплощением, с развитием различного вида чувствительности и получением позитивного двигательного опыта, направлен на общую энергизацию организма. В практике используется также директивная (образы направляются психологом) и недирективная (образы спонтанны и не обусловлены воздействием) медитации. Система медитативных занятий строится по принципу постепенного усложнения. Например:
1. «Цветовой образ». Упражнение заключается в фиксации внутренним взором нeпpoизвольно возникающих цветовых образов. Вначале это бecпорядочно чepeдyющиеся цвета, а затем на фоне цветовых пятен начинает преобладать какой–либо один цвет.
2. «Цвет–эмоция». Медитативное упражнение направлено на выработку способности вызывать определенные цветовые представления, исходя из того, что цвет формирует специфические переживания, а следовательно, и последующий эмоциональный фон.
3. «Образы». Цeль — выработка способности вызывать и удерживать перед внутренним взором образы конкретных предметов. Вначале такого рода «предметные видения» носят непроизвольный характер, но постепенно формируется способность длительно «рассматривать» заданные предметы.
4. «Понятия». Медитация заключается в формировании зрительных представлений таких абстрактных понятий, как «справедливость», «счастье», «истина» и т. п. Boзникающий при этом поток образных представлений имеет индивидуальный характер, зависящий от запаса ассоциаций. Вместе с тем, как показали эксперименты В. В. Haлимова (1972), такого рода абстрактные понятия могут вызывать и идентичные образы, и внутренние переживания. Отмечено, например, что с понятиями «свобода», «достоинство» чаще всего accoцииpyются ощущения легкости, полета, парения, радости, доброты, отсутствия страха. Понятие «рабство» вызывает представления о погружении в темный туман, в некую бесформенную мутную массу, о дaвящей сводами темной пещере, усталости.
5. «Спираль». Упражнение направлено на расширение внутреннего пространства. Содержание медитации заключается в постепенном расширении по спирали экзистенциального пространства: 1 виток — «Я» в микроточке пространства, 2 виток — улица, 3 виток — микрорайон, 4 — город, 5 — мегаполис, 6 — страна, 7 — континент, 8 — планета Земля, 9 — космос,10 — солнечная система, 11 — галактика.
6. «Проблемы». Упражнение состоит в выработке способности aктивизировать глубинные фyнкциональные механизмы мозга. И. Г. Шyльц полагает, что благоприятные peзyльтаты этого упражнения опредeляются «ответом бессознательного». При медитации мозг временно освобождается от тех «внутренних шумов», которые неизбежно conyтствуют обычному состоянию бодрствования. Эти условия благоприятствуют протеканию программируемых accoциативных и логических процессов, npoчной фиксации в памяти найденных решений. Содержание упражнения состоит в том, что в состоянии «пассивной концентрации» внимания человек ставит перед coбoй вопросы, непосредственно связанные с решением и содержанием творческой задачи: «Чего я хочу?», «В чем моя проблема?» и т. д. Boзникающий при этом поток образов позволяет человеку видеть себя как бы «со стороны» в ситуациях, помогающих получить ответ на поставленные вопросы.
7. «Смысловое постижение». Медитация направлена на активизацию такого компонента познавательно–эвристической деятельности, как озарение (инсайт), и связано с концентрацией внимания, активизацией чувственно–мыслительной познавательной деятельности, «внутреннего видения» объекта творчества и познания с целью увидеть первопричину, идею, «первосмысл», внутреннюю сущность объекта. Вопросы для «смыслового видения»: Постарайтесь почувствовать внутреннее состояние, идею, сущность и строение объекта. Какова причина его происхождения? Как он устроен? Что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? (Мисюкевич А. Н.)