Медицинская услуга

Найдено 1 определение
Медицинская услуга
мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Круг проблем, связанных с предоставлением медицинских услуг гражданам в условиях совершенствующегося гражданского законодательства и развивающегося общества, требует рассмотрения нескольких составляющих. Прежде всего это – определение медицинской услуги как таковой. Медицинская услуга представляет собой совершение определенных действий медицинскими работниками при проведении диагностического обследования, хирургического вмешательства и медикаментозного лечения.
1. Медицинская услуга как разновидность профессиональной услуги при оказании медицинской помощи требует от исполнителя специальных знаний и квалификации, которые подтверждаются лицензией и сертификатом.
Ориентирована медицинская услуга на особое благо – здоровье.
2. Медицинские услуги можно разделить на платные и бесплатные, т. е. оказываемые в рамках договора обязательного медицинского страхования;
основные, специфические и дополнительные.
Независимо от возмездной или безвозмездной основы правоотношений между медицинским учреждением и гражданином по поводу оказания медицинской помощи, налицо вполне традиционный гражданско‑правовой договор по оказанию специфической медицинской услуги. См. Договор на оказание медицинской помощи, Договор возмездного оказания медицинских услуг, Платные медицинские услуги.
К основным услугам относятся медицинские услуги, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи: профилактикой, диагностикой, лечением, реабилитацией и др.
Специфические медицинские услуги могут быть связаны с оказанием медицинской помощи, но не влияют на лечебный процесс. Например, операцию по удалению воспаленного аппендикса можно провести методом лапаротомии и сделать разрез вертикальный или горизонтальный (т. е. менее заметный), а можно и вообще обойтись без разрезов, применив метод лапароскопии.
Услуги пациентам, выполняемые в медицинском учреждении в процессе оказания медицинской помощи, но не являющиеся элементами медицинской помощи, относятся к дополнительным услугам медицинского сервиса. К ним можно отнести услуги по сохранности вещей, ценностей, предоставление отдельной палаты с удобствами, присутствие мужа в родильном отделении при рождении своего ребенка и пр.
3. Медицинские услуги подразделяются на простые, сложные и комплексные.
В целях систематизации медицинских услуг и совершенствования разработки отраслевых нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении Минздравом с 1 мая 2001 г. введен в действие отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ № 91500. 09.0001‑2001), а также система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации.
Простая медицинская услуга – далее неделимая услуга, выполняемая по формуле + = .
См. Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги» (ОК ПМУ) 91500.09.0001‑2001 (утв. Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 г.
№ 113).
См. Отраслевой стандарт «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования» (утв. Приказом Минздрава РФ от 31 июля 2000 г.
№ 299).
Целью разработки и внедрения ОК ПМУ является обеспечение создания единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, установление научно обоснованных требований к их номенклатуре, объему, доступности, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи.
Использование ОК ПМУ направлено на решение следующих задач:
– обеспечение структурирования нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении, включая протоколы ведения больных, методики выполнения простых медицинских услуг, перечни оснащения медицинских учреждений;
– актуализацию методик расчетов тарифов на медицинские услуги;
– разработку критериев и методологии оценки лечебно‑диагностических возможностей учреждений и доступности медицинской помощи;
– формирование классификатора сложных и комплексных медицинских услуг.
С 1 сентября 2001 г. введен в действие отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (ОК № 91500.09.0002‑2001).
Сложная медицинская услуга – набор простых медицинских услуг, которые требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т. д., отвечающий формуле + = .
См. Отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» 91500.09.0002‑2001 (утв. Приказом Минздрава РФ от 16 июля 2001 г. № 268).
См. Отраслевой стандарт «Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав», часть 2 (ОСТ № 91500.09.0003‑2001) (утв. Приказом Минздрава РФ от 16 июля 2001 г. № 269).
OK СКМУ должен решать следующие задачи:
– обеспечение качества медицинской помощи, технологий его оценки (сертификация медицинских услуг, аккредитация медицинских учреждений);
– разработку и постоянную актуализацию технологий выполнения медицинской помощи (установление научно‑обоснованных требований к номенклатуре, объему, доступности медицинских услуг);
– введение системы действенных экономических расчетов;
– обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи,
Целью разработки и внедрения ОК СКМУ являются:
– обеспечение структурирования нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении, включая протоколы ведения больных;
– актуализация методик расчетов тарифов на медицинские услуги;
– разработка критериев и методологии оценки лечебно‑диагностических возможностей медицинских учреждений и доступности медицинской помощи.
В классификаторе применяются названия сложных и комплексных медицинских услуг в интерпретации, делающей их однозначными для восприятия медицинскими работниками. Термины исключают их различную трактовку.
Используются следующие термины и определения:
Комплексная медицинская услуга – набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения по формуле + простые + = .
4. По функциональному назначению медицинские услуги подразделяются на:
Лечебно‑диагностические – направленные на установление диагноза или лечение заболевания, включая оказание помощи при физиологических родах и в неонатологии при отсутствии патологии со стороны новорожденного.
Профилактические – диспансеризация, вакцинация, физкультурно‑оздоровительные мероприятия, санпросветработа. Профилактический прием (осмотр, консультация), производимый по определенному плану действия врача в рамках проведения превентивных или иных профилактических мероприятий, представляет собой сложную или комплексную медицинскую услугу.
Прием (осмотр, консультация), производимый по определенному плану действия врача при возникновении у пациента потребности в медицинской помощи и представляющий собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающую возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которой является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания, синдрома.
Восстановительно‑реабилитационные – связанные с социальной и медицинской реабилитацией больных.
Транспортные – перевозка больных с использованием службы скорой помощи и санавиации, оказание неотложной медицинской помощи в процессе транспортирования.
Диспансерный прием (осмотр, консультация), производимые по определенному плану действия врача в порядке проведения профилактики, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, выполняемые у больного, находящегося на диспансерном наблюдении у врача по поводу какого‑либо хронического заболевания.
Процедуры сестринского ухода – производимые по определенному плану действия медицинского персонала, имеющего диплом о среднем образовании, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, направленные на профилактику, диагностику или лечение определенного заболевания, синдрома.
Комплекс исследований – производимая по определенному плану совокупность действий медицинского персонала (работников лаборатории, рентгенологических, радиологических подразделений, подразделений функциональной диагностики и др.), представляющая собой сложную или комплексную медицинскую услугу, выполняемую или для установления диагноза, или для окончания проведения определенного этапа лечения, или для проведения профилактики.
5. По условиям оказания медицинские услуги подразделяются на:
– помощь в амбулаторно‑поликлинических условиях;
– помощь в процессе транспортирования (скорая помощь, санавиация);
– помощь в условиях стационара.
См. Приказ Минздрава РФ от 16 июля 2001 г. № 268 «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги».

Источник: Словарь терминов и понятий по медицинскому праву.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
182.77 кб

Оценка качества медицинских услуг

А.А. Сагимбаев, З.О. Мейрбаева, Д.У. Мамыров, М.Х. Кенжалиева, Л.А. Сагимбаева
В связи с внедрением в клиниках нашей страны международных стандартов аккредитации оценка качества медицинского обслуживания становится все более актуальной. Существует множество методов оценки качества медицинских услуг.
Читать PDF
472.28 кб

Сервис и качество медицинских услуг

Бутова Татьяна Георгиевна, Яковлева Екатерина Юрьевна, Данилина Елена Петровна, Белобородов Алексей Александрович
В статье определены научные и терминологические проблемы исследования сервиса в сфере услуг, рассмотрены основные проблемы оценки сервисных услуг в медицинских организациях.
Читать PDF
774.22 кб

Особенности рынка медицинских услуг

Гуд Антон Леонидович
В статье обосновываются особенности рынка медицинских услуг.
Читать PDF
917.07 кб

Модернизация рынка медицинских услуг

Куликов А. Ю.
Обоснована необходимость модернизации рынка медицинских услуг, что требует его структурной и технологической перестройки. Проведена диагностика основных проблем, препятствующих развитию рынка медицинских услуг.
Читать PDF
171.04 кб

Аудит номенклатуры медицинских услуг

Вялков Анатолий Иванович, Никитин Игорь Геннадиевич, Каракулина Е.В., Гурова А.А., Воробьев Павел Андреевич, Тюрина И.В., Колиева Г.Л., Нерсесян М.Ю., Максимова Л.В.
Представлены результаты аудита номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н, определены основные проблемы ее применения в практическом здравоохранении.
Читать PDF
4.39 мб

Организация платных медицинских услуг

А. И. Ломакин, Л. В. Паришкова
В статье рассматривается изменение законодательства в сфере предоставления платных медицинских услуг. Рассмотрены регламент предоставления платной медицинской помощи, преимущества для пациента и медицинской организации.
Читать PDF
2.19 мб

Управление качеством медицинских услуг

В Новосибирске была учреждена и 22 сентября прошла новая научно-практическая конференция по вопросам управления качеством медицинских услуг.
Читать PDF
327.92 кб

Качество медицинской услуги и его оценка

Рожкова Екатерина Владимировна
Во второй половине двадцатого столетия во всех развитых странах мира четко обозначились тенденции динамичного роста сферы услуг: увеличилась доля доходов от сферы услуг в ВВП и доля занятых в ней, возросло число сервисных организа
Читать PDF
291.78 кб

Медицинские услуги: понятие и особенности

Рожкова Екатерина Владимировна
Статья посвящена анализу терминологии, используемой в сфере здравоохранения и медицины.
Читать PDF
83.77 кб

Защита прав потребителей медицинских услуг

Кирикова Л. Т., Шейкина Л. Г.
Читать PDF
1.25 мб

Деликты в сфере оказания медицинских услуг

Базаева А.В.
В данной статье рассмотрена гражданско-правовая и договорная ответственность за вред, причиненный медицинскими учреждениями. Раскрыты субъекты правоотношений, складывающиеся в данной сфере.
Читать PDF
126.63 кб

Юридическая квалификация медицинской услуги

Гибадуллина Лилия Тахировна
Читать PDF
192.40 кб

Участие населения в оплате медицинских услуг

Читать PDF
397.59 кб

Качество медицинских услуг в оценке населения

Манджиева Д.А., Лиджи-Горяева С.Э., Манджикова И.П., Мукаева С.Г.
Читать PDF
810.92 кб

Личность пациента и культура медицинских услуг

Трендафилова А.Т., Иванов Е.Г., Димитров Т.К., Трайковска А.Д.
В статье рассматриваются личность пациента как элемент и фактор медицинских услуг, здоровье как ценность для пациента и детерминанту его поведения, как и его психологическое состояние при соматических проблемах, этическую и эстети