квалифицированный специалист в области сестринского дела, работает по обеспечению первичной медико‑санитарной помощи прикрепленному населению в пределах своей компетенции, включая профилактические и реабилитационные мероприятия.
Сестринский персонал – это работники, имеющие среднее медицинское образование по специальностям «сестринское дело», «акушерское дело», «лечебное дело» и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.
Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.
С 1990 г. на факультетах медицинских вузов России осуществляется подготовка медицинских сестер с высшим образованием.
Медицинские сестры с высшим образованием наряду с клинической подготовкой изучают широкий круг специальных дисциплин (психологию, педагогику, экономику здравоохранения, менеджмент, маркетинг, медицинское право и т. д.), обеспечивающих выпускникам профессиональную компетенцию в области психолого‑педагогической и административно‑управленческой деятельности.
По существующей номенклатуре должностей выпускники факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов могут быть использованы на должностях руководителей сестринских служб (главные и старшие медицинские сестры, руководители больниц (домов сестринского ухода, хосписов), а также преподавателей медицинских училищ (колледжей).
Должностные обязанности медицинской сестры рассмотрим на примере медицинской сестры семейного врача.
К профессиональной деятельности в качестве медицинской сестры врача общей практики допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «сестринское дело» или среднее медицинское образование по специальностям «лечебное дело», «акушерское дело», «сестринское дело» и сертификат по специальности «общая практика».
Медицинская сестра врача общей практики работает под руководством врача общей практики (семейного врача) и осуществляет следующие функции:
1. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных.
2. Организует амбулаторный прием врача общей практики (семейного врача), готовит приборы, инструменты, индивидуальные карты амбулаторных больных, бланки рецептов, направления.
3. Обеспечивает врача общей практики (семейного врача) необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными средствами, спецодеждой. Учитывает расход медикаментов, перевязочного материала, инструментария, бланков специального учета. Осуществляет контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременностью их ремонта и списания.
4. Проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в амбулаторной карте в пределах своей компетенции.
5. Выявляет и решает в рамках компетенции медицинские, психологические проблемы пациента.
6. Обеспечивает и предоставляет сестринские услуги пациентам с наиболее распространенными заболеваниями, включая диагностические мероприятия и манипуляции (самостоятельно и совместно с врачом).
7. Проводит занятия (по специально разработанным методикам или составленному и согласованному с врачом плану) с различными группами пациентов.
8. Принимает пациентов в пределах своей компетенции.
9. Проводит профилактические мероприятия:
– выполняет профилактические прививки прикрепленному населению согласно календарю прививок;
– планирует, организует, контролирует профилактические обследования с целью раннего выявления туберкулеза;
– проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.
10. Организует и проводит гигиеническое обучение и воспитание населения.
11. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях и несчастных случаях больным и пострадавшим.
12. Своевременно и качественно ведет учетно‑отчетную документацию. 13. Получает информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.
14. Вносит предложения по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда.
15. Отдает распоряжения младшему медицинскому персоналу, контролирует объем и качество выполненной им работы.
16. Принимает участие в работе профессиональных совещаний, конференций, медицинских обществ, ассоциаций.
См. Приказ Минздрава РФ от 20 ноября 2002 г. № 350 «О совершенствовании амбулаторно‑поликлинической помощи населению Российской Федерации».
Медицинская сестра
Медицинская сестра
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА
специалист со средним медицинским образованием, работающий под руководством врача в лечебно-профилактическом или детском учреждении. Возникновению понятия «медицинская сестра» предшествовала история создания общин сестер милосердия, возникших в Европе в XVII в. В России прототипом медицинской сестры служили женщины, работавшие сиделками сначала в воспитательных домах, затем в службе сердобольных вдов, а позднее и в общинах сестер милосердия. До 1917 г. школы сестер милосердия находились в ведении Российского Общества Красного Креста (РОКК). После Октябрьской революции задачи подготовки среднего медицинского персонала решались в соответствии с новыми условиями. В 1919 г. приказом Народного комиссариата здравоохранения и РОКК было утверждено положение о школах сестер милосердия, а также учебные планы и программы курсов красных сестер и санитарок, которые должны были заменить больному и раненому прежних сестер милосердия. В 1920 г. общины сестер милосердия были упразднены, а их подготовка поручалась Наркомздраву. Необходимо отметить, что в первые годы после революции сестринское образование не претерпело существенных изменений: обучение было основано на учебных планах и программах общин сестер милосердия, которые по-прежнему готовили большую часть медицинских сестер. Не внесла принципиальных изменений в систему подготовки медицинских сестер и I Всероссийская конференция по высшему и среднему медицинскому образованию (1920). Однако религиозная направленность устава общин сестер милосердия не соответствовала классовой и антирелигиозной политике нового государства, поэтому в учебные планы были внесены изменения. Церкви при общинах были закрыты и священники выведены из состава преподавателей. В 1920 г. были организованы первые медицинские сестринские школы. В 1922 г. в России была 31 школа медсестер. В том же году состоялась первая конференция, посвященная вопросам среднего медицинского образования. В 1925 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено новое «Положение об Обществе Красного Креста», в соответствии с которым учреждения Красного Креста должны были создавать школы и курсы для подготовки медицинских работников. С 1926 г. на смену определения «сестра милосердия» пришло другое — «медицинская сестра». В 1926 г. в Москве на II Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию были обсуждены успехи и недостатки в системе среднего медицинского образования, определены пути его развития. Решения этой конференции явились основой для реформы среднего медицинского образования в стране в 1927 г. В результате реформы все медицинские школы и курсы медицинских сестер были преобразованы в медицинские техникумы, имеющие отделения для подготовки различных специальностей: медицинских сестер, акушерок, сестер по охране материнства и младенчества, фельдшеров, лаборантов и других. Значительно повысились требования к образовательному уровню поступающих в медицинские техникумы. В стране также стали создаваться фельдшерско-акушерские и другие школы. В 1931 г. срок обучения в средних медицинских школах составлял два года. В них был взят курс на узкую специализацию. Впервые началась подготовка рентгенотехников, лаборантов, помощников санитарных врачей. Появилось и заочное отделение. Единая система медицинского образования была создана в 1936 г. и подчинялась Наркомздраву СССР. Задачи ее были определены постановлением Правительства «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров». Постановление предусматривало увеличение числа средних медицинских учебных заведений. Причиной дальнейшей реорганизации системы среднего медицинского образования было интенсивное строительство новых больниц и поликлиник, развитие сети лечебно-профилактических учреждений в городе и на селе, дальнейшая специализация медицинской помощи. В 1953 г. в соответствии с решением министерства здравоохранения СССР была проведена реорганизация медицинских школ в медицинские училища, ликвидирована их многопрофильность, создана система среднего специального образования. Были определены сроки обучения в зависимости от общеобразовательной подготовки поступающих (8 или 10 классов образования). В учебные планы медицинских училищ было введено практическое обучение. С 1954 г. стали готовить медицинских сестер для детских дошкольных учреждений, введена специализация медицинских сестер по различным разделам клинической работы. В 1965 г. был окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы. В том же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно-профилактических учреждениях. В 1988 г. введен новый учебный план по специальности «Сестринское дело». Сестринский уход за больными стал рассматриваться как организованный многоплановый, направленный на личность, с ее физическими и психосоциальными проблемами. Принципиальными для дальнейшего развития сестринского дела явились решения Всесоюзного совещания средних медицинских работников (Тула, 1989 г.), отметившее необходимость повышения уровня подготовки медицинских сестер. С 1991 г. начинается подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах по 2–3-годичной программе, но и в колледжах по 4-годичной программе обучения. Кроме того, в перечень специальностей высших учебных заведений была внесена специальность «сестринское дело». Второй уровень подготовки предназначен для обучения лиц, имеющих среднее медицинское образование и стаж работы, и предполагает углубление знаний по вопросам управления и экономики, необходимых для выполнения руководящих функций в условиях реформы здравоохранения. Этот уровень обучения позволяет приобрести специальность медицинской сестры-организатора, медицинской сестры общеврачебной (семейной) практики, преподавателя средних медицинских и фармацевтических учебных заведений. Первые факультеты высшего сестринского образования были созданы в 1991 г. в Московской государственной медицинской академии им. И. М. Сеченова и Самарском государственном медицинском университете. На международной конференции «Новые сестры для новой России» (1993 г.), в которой принимали участие преподаватели сестринского дела Тихоокеанского университета (США) и различных образовательных сестринских учреждений России, была создана и принята философия сестринского дела. Началось активное изучение международного опыта по организации сестринского дела. В 1994 г. в России была создана Ассоциация медицинских сестер, принимающая активное участие в работе Международного Совета Сестер. В 1998 г. в Санкт-Петербурге состоялся I Всероссийский съезд медицинских работников.