Медицинская педагогика
Медицинская педагогика
междисциплинарная область теории и практики клинической психологии, возникшая на основании эмпирически подтвержденной эффективности специального обучения больных злокачественными опухолями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми и др. заболеваниями. Обучение клиента используется клиническим психологом в контексте психотерапевтической работы с ним. Пациент с хроническим заболеванием, посещающий специальные занятия в лечебно-профилактическом учреждении, должен понимать суть диагноза своего заболевания, цели лечения, представлять его результат, характер и преимущества назначенных ему препаратов и процедур (это повышает вероятность выполнения им врачебных рекомендаций). Пациента обучают выполнять эти рекомендации (иначе он может хотеть, но не суметь их реализовать). В письменные руководства для пациентов вносятся планы самоконтроля, которые содержат четкие предписания о том, что и в каких случаях надо предпринимать (пациентам вручаются специальные брошюры с планами самоконтроля своего состояния). Чтобы усилить эффект устных рекомендаций, в настоящее время предлагаются аудио- и видеозаписи. Успех обучения зависит от умения сформировать у пациента учебную мотивацию, уверенность в своих возможностях, направленность на восприятие новой информации, от умения вовлечь больного в тренировку навыков самоконтроля. Для этого используют разнообразные педагогические приемы, направленные на усвоение и закрепление знаний и умений. Обучение должно отвечать запросам каждого обучаемого, соответствовать его потребностям, не противоречить идеалам и ценностям. Значение предоставляемой информации должно осознаваться человеком, органично сочетаться с его индивидуальными целями, в противном случае информация будет сознательно или бессознательно им отвергнута. Личное осознание целей, задач и возможностей их реализации пациентом должно быть постоянным. В конце каждого занятия обучающиеся дают свою оценку тому, что они делали в течение занятия, насколько это занятие было эффективным для достижения цели. Процесс обучения должен быть оптимальным по времени и по объему информации, а сложность обучения соответствовать возможностям обучаемых (лучше повторить занятие, чем оставить что-то не усвоенным и перейти к следующему этапу). Необходимо чередовать усвоение теоретического материала, практическую работу и отдых (перерывы). Обучение должно оставлять чувство непрерывности: занятия дополняются индивидуальным выполнением домашних заданий. Каждая новая информация базируется на уже усвоенных знаниях и умениях, предполагает продолжение обращения к ней на последующих занятиях. Процесс обучения сочетается с самонаблюдением, самоконтролем, осознанием ответственности за результаты. Чем больше обучение имеет позитивных последствий для личности, чем больше оно приносит пользы, удовлетворения, тем оно эффективнее. Предпочтительной стратегией преподавателя является заострение внимания на успехах, поощрение инициативы. В процесс обучения следует включать все репрезентативные системы человека, использовать яркий иллюстративный материал, понятные схемы, аудиоматериал. Групповые формы обучения (по 5—7 человек) способствует использованию закономерностей викарного научения. Обучение часто бывает направлено на модификацию поведения пациента, поскольку многие болезни цивилизации связывают с поведением человека. В связи с этим во всем мире активно изучается поведение, связанное со здоровьем (ПСЗ), чтобы сделать процесс управляемым. Выделяют следующие его детерминанты: персональные (когнитивные, личностные характеристики, стиль жизни), семейные, социальные (групповые характеристики поведения, связанного со здоровьем; поддержка социума, "сети" социальной поддержки; социальные роли, др.). Зарубежные исследователи здорового образа жизни отмечают, что профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья индивида могут быть реализованы через изменение образа жизни и поведения. H. Elrick (1980) и I. McDowell (1984) считают, что эффективность профилактического воздействия напрямую связана с умением изменить поведение, влияющее на здоровье. J. Reinertsen (1983) утверждает, что устранение поведения, приводящего к нездоровью, снижает риск заболевания на 50%. Ch. Williams (1980) подчеркивает, что здоровое поведение должно формироваться с раннего детства, причем начинать надо с беременной матери, ибо ошибки в ее поведении могут пагубно отразиться в дальнейшем на здоровье ребенка. Основная цель в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, по мнению S. de Vore (1981), заключается в развитии у пациента способности самостоятельно принимать оптимальные решения в области здорового поведения и профилактики заболеваний. Полезно максимально активное включение человека в деятельность, что позволяет закрепить его позитивные мотивы и нацелить на "самообеспечение собственного здоровья". В России на протяжении последних десятилетий расширяется сеть школ здоровья для разных групп населения, разрабатываются технологии психологического сопровождения их функционирования (Н. Д. Творогова, 1996; Н. Д. Творогова, И. М. Спивак, 2003).
Источник: Клиническая психология. Словарь