Медицинская модель психотерапии МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ

Медицинская педагогика

Найдено 1 определение:

Медицинская педагогика

междисциплинарная область теории и практики клинической психологии, возникшая на основании эмпирически подтвержденной эффективности специального обучения больных злокачественными опухолями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми и др. заболеваниями. Обучение клиента используется клиническим психологом в контексте психотерапевтической работы с ним. Пациент с хроническим заболеванием, посещающий специальные занятия в лечебно-профилактическом учреждении, должен понимать суть диагноза своего заболевания, цели лечения, представлять его результат, характер и преимущества назначенных ему препаратов и процедур (это повышает вероятность выполнения им врачебных рекомендаций). Пациента обучают выполнять эти рекомендации (иначе он может хотеть, но не суметь их реализовать). В письменные руководства для пациентов вносятся планы самоконтроля, которые содержат четкие предписания о том, что и в каких случаях надо предпринимать (пациентам вручаются специальные брошюры с планами самоконтроля своего состояния). Чтобы усилить эффект устных рекомендаций, в настоящее время предлагаются аудио- и видеозаписи. Успех обучения зависит от умения сформировать у пациента учебную мотивацию, уверенность в своих возможностях, направленность на восприятие новой информации, от умения вовлечь больного в тренировку навыков самоконтроля. Для этого используют разнообразные педагогические приемы, направленные на усвоение и закрепление знаний и умений. Обучение должно отвечать запросам каждого обучаемого, соответствовать его потребностям, не противоречить идеалам и ценностям. Значение предоставляемой информации должно осознаваться человеком, органично сочетаться с его индивидуальными целями, в противном случае информация будет сознательно или бессознательно им отвергнута. Личное осознание целей, задач и возможностей их реализации пациентом должно быть постоянным. В конце каждого занятия обучающиеся дают свою оценку тому, что они делали в течение занятия, насколько это занятие было эффективным для достижения цели. Процесс обучения должен быть оптимальным по времени и по объему информации, а сложность обучения соответствовать возможностям обучаемых (лучше повторить занятие, чем оставить что-то не усвоенным и перейти к следующему этапу). Необходимо чередовать усвоение теоретического материала, практическую работу и отдых (перерывы). Обучение должно оставлять чувство непрерывности: занятия дополняются индивидуальным выполнением домашних заданий. Каждая новая информация базируется на уже усвоенных знаниях и умениях, предполагает продолжение обращения к ней на последующих занятиях. Процесс обучения сочетается с самонаблюдением, самоконтролем, осознанием ответственности за результаты. Чем больше обучение имеет позитивных последствий для личности, чем больше оно приносит пользы, удовлетворения, тем оно эффективнее. Предпочтительной стратегией преподавателя является заострение внимания на успехах, поощрение инициативы. В процесс обучения следует включать все репрезентативные системы человека, использовать яркий иллюстративный материал, понятные схемы, аудиоматериал. Групповые формы обучения (по 5—7 человек) способствует использованию закономерностей викарного научения. Обучение часто бывает направлено на модификацию поведения пациента, поскольку многие болезни цивилизации связывают с поведением человека. В связи с этим во всем мире активно изучается поведение, связанное со здоровьем (ПСЗ), чтобы сделать процесс управляемым. Выделяют следующие его детерминанты: персональные (когнитивные, личностные характеристики, стиль жизни), семейные, социальные (групповые характеристики поведения, связанного со здоровьем; поддержка социума, "сети" социальной поддержки; социальные роли, др.). Зарубежные исследователи здорового образа жизни отмечают, что профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья индивида могут быть реализованы через изменение образа жизни и поведения. H. Elrick (1980) и I. McDowell (1984) считают, что эффективность профилактического воздействия напрямую связана с умением изменить поведение, влияющее на здоровье. J. Reinertsen (1983) утверждает, что устранение поведения, приводящего к нездоровью, снижает риск заболевания на 50%. Ch. Williams (1980) подчеркивает, что здоровое поведение должно формироваться с раннего детства, причем начинать надо с беременной матери, ибо ошибки в ее поведении могут пагубно отразиться в дальнейшем на здоровье ребенка. Основная цель в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, по мнению S. de Vore (1981), заключается в развитии у пациента способности самостоятельно принимать оптимальные решения в области здорового поведения и профилактики заболеваний. Полезно максимально активное включение человека в деятельность, что позволяет закрепить его позитивные мотивы и нацелить на "самообеспечение собственного здоровья". В России на протяжении последних десятилетий расширяется сеть школ здоровья для разных групп населения, разрабатываются технологии психологического сопровождения их функционирования (Н. Д. Творогова, 1996; Н. Д. Творогова, И. М. Спивак, 2003).
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ПСИХОАНАЛИЗ И МЕДИЦИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Кудряшов Иван Сергеевич
В статье рассмотрен вопрос о пользе и актуальности психоанализа для подготовки будущих врачей общей практики. Взаимодействие медицинского образования со структурами и знаниями психоаналитиков затруднено из-за стереотипов и методологических трудностей. В работе показана актуальность такого взаимодействия, предложен подход к его созданию. Также на основе компетентностого подхода выделены основные идеи и положения, способные решать ряд проблем в коммуникации между врачом и пациентом, а также в профессиональном развитии. В заключении делается вывод о необходимости дальнейшего развития такого подхода в подготовке медкадров.
Скачать PDF

Исследование ценностных и смысловых ориентаций представителей медицинской и педагогической специальн

Сычева Татьяна Юрьевна
Автором проводится теоретический анализ и эмпирическое исследование ценностных и смысложизненных ориентаций представителей медицинской и педагогической специальностей. Выделены основные тенденции и различия.
Скачать PDF

Профессионально-этическая и педагогическая деятельность в медицинском вузе

Дармограй В.Н.
Актуальность выбранной темы: проблема развития профессиональноэтической и медико-педагогической деятельности в медицинском вузе, выбор мотивов поведения в конкретной социокультурной профессиональной среде является недостаточно изученной. Процесс личностного развития должен рассматриваться в связи с решением задач профессиональной интеграции и кооперации. Этому феномену соответствует понятие профессиональноэтическая конвенциональность. Цель выпускной квалификационной работы теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса психолого-педагогических условий формирования профессионально-этической конвенциональности специалиста. Практическое значение работы и научная обоснованность полученных результатов: с учетом положений системного подхода обоснована и эмпирическим путем проверена структурно-функциональная модель формирования профессионально-этической и медико-педагогической деятельности специалиста, ориентированная на развитие конвенциональности личности как способа саморегуляции и адаптации в учебном процессе.
Скачать PDF

Оценка готовности выпускников медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности

Васильева Е.Ю., Тагаева Т.В.
В статье описан способ оценки готовности выпускников медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности на основе факторно-критериальной модели. Модель включает когнитивный, мотивационный, деятельностный и личностный факторы и критерии, их характеризующие. Коэффициент значимости каждого фактора и критерия определяется по методу Дельфи. Сравнение этих критериев предложенным способом с критериями фактического состояния позволяет максимально объективно осуществить комплексную оценку готовности выпускников к данному виду деятельности. Приводятся количественные и качественные результаты самооценки готовности выпускников лечебного факультета Северного государственного медицинского университета к психолого-педагогической деятельности. Установлено, что общий уровень готовности их соответствует номинальному уровню. Личный пример преподавателя, непосредственный контакт с пациентом в процессе обучения в вузе, увеличение количества часов в учебном плане на изучение психолого-педагогических дисциплин и изучение особенностей взаимодействия врача и пациента на клинических кафедрах определены выпускниками медицинского вуза как главные факторы, оказывающие влияние на качество подготовки к осуществлению психолого-педагогической деятельности будущих врачей. Результаты апробации способа оценки готовности выпускников медицинского вуза к психолого-педагогической деятельности могут быть основой для измерения данной готовности в образовательном учреждении, а результаты самооценки и экспертной оценки – служить базой для коррекции и совершенствования содержания, форм и методов психолого-педагогической подготовки будущих врачей.
Скачать PDF

Взаимосвязь психологического возраста и мотивации трудовой деятельности у медицинских и педагогическ

Разина Татьяна Валерьевна, Щёголева Анна Владимировна
На трудовую деятельность оказывает влияние не только хронологический возраст, но и психологический возраст, а именно преждевременное психологическое старение. Показано, что у педагогов психологическое старение может выступать фактом отрицательно влияющим на трудовую мотивацию. У медицинских работников как хронологический возраст, так и психологическое старение положительно взаимосвязаны с трудовой мотивацией.
Скачать PDF

Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у работников медицинской и педагогической сфе

Джаппуева Т.И., Худалова М.З.
В данной статье рассматривается сравнительный анализ достоверно значимых различий проявлений синдрома эмоционального выгорания у работников медицинской сферы и педагогами. Исследование проводилось на базе СВА и МОУ СОШ с.п. Жанхотеко Кабардино-Балкарской республики. Нами установлены достоверные различия в таких показателях, как: эмоционально-нравственная дезориентация, физическая и косвенная агрессия. Также, статья содержит информацию о достоверных и значимых корреляционных связях между симптомами эмоционального выгорания и личностными особенностями. Результаты исследования можно использовать в качестве основы при организации социально-психологических служб в работе с медицинским и педагогическим персоналом.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МЕДИЦИНСКОМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗАХ

Гудкова Татьяна Викторовна, Кондратьева Татьяна Николаевна
В статье рассматривается проблема исследования эмоционального интеллекта как важного фактора в контексте профессионально значимых качеств личности. Обобщаются представленные в литературе результаты исследований данного феномена в различных прикладных направлениях и связанные с определенного рода интеллектуальными и поведенческими навыками (профессиональной успешности, управленческой деятельности, адаптивности и эффективности в общении). Представляются результаты исследования, направленные на выявление особенностей межи внутриличностного эмоционального интеллекта у студентов, обучающихся в медицинском и педагогическом вузах.
Скачать PDF

ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЕ-ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ государс

Тимакин А.В
Рассматривается вопрос об основных проблемах профилактики девиантного поведения подростков в свете употребления ими алкоголя. Предлагается использование нового термина "алкоголе-девиация". Обозначается механизм совершения преступления несовершеннолетними в силу зависимости от алкоголя. Анализируется проблема государственной политики в области предупреждения деградации населения страны. Ставится вопрос о противостоянии права и педагогики в сфере профилактики правонарушений и воспитания личности.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения. The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.
Скачать PDF

Педагогическая технология развития социально значимых качеств у студентов военной кафедры вуза в про

Панчишко О.С.
Скачать PDF

Способности в психолого-педагогической науке

Хубиева Зарима Юсуфовна
В статье рассматриваются основные проблемы и методические подходы, которые выступили в качестве основания для развития психологии способностей как одной из отраслей психологической науки, а также взгляды отечественных психологов и педагогов на проблему способностей. The article touches upon the basic problems and methodological ways, which are considered as foundations for development of psychological abilities as one of the branch psychological science. The author also studies the views of Russian psychologists and educational specialists on the problem of abilities.
Скачать PDF

Модели взаимовлияния педагогической и детской культуры

Врублевская Елена Геннадьевна
Рассматриваются противоречивые тенденции современного образования, выражающиеся в отчуждении образования от детства как основного субъекта построения и развития образования на началах гуманитаризации. Пути решения проблемы видятся в практике реализации моделей взаимовлияния педагогической и детской культуры, стимулирующих и поддерживающих самореализацию, самоопределение субъектов детской культуры как ценностностное и регулирующее основание педагогического взаимодействия. Автором даются как наиболее общие, сущностные характеристики всех моделей, так и конкретная характеристика каждой модели.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: