Медицинская модель психотерапии

Найдено 2 определения термина Медицинская модель психотерапии

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Медицинская модель психотерапии

medical model of psychtherapy) – подвергающаяся критике теория психотерапии, основанной на медицинских представлениях об этиологии и патогенезе нервно-психических расстройств. На самом деле представление медицинской модели патологии или ее преодоления как одномерной, примитивной и неэффективной, является обычно упрощением, характеризующим, скорее, позицию, на которых стоят сами эти критики. Медиков особенно яростно изобличают представители поведенческого направления, но именно бихевиоризму в большей мере, чем какому-либо другому направлению исследований, свойственна тенденция к редукционизму. Медицинская модель отечественной психотерапии изначально является междисциплинарной, разноплановой и индивидуализированной, основанной на представлении о том, что развитии психического расстройства имеют значение биологические, психологические, социальные и духовные или экзистенциальные факторы. Поэтому, подчеркивается, терапия всегда должна быть комплексной, учитывающей роль каждого из упомянутых факторов как в развитии заболевания, так и в процессах выздоровлении и реабилитации.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Медицинская модель психотерапии

medical model of psychotherapy) Традиционная биомедицинская модель соматического и психиатрического заболевания постулирует, что причину болезни можно, в конечном счете, свести к действию одного или более внутренних патогенных факторов, вызывающих появление обособленных симптомокомплексов. Для того чтобы устранить симптомы и восстановить здоровье, биомедицински ориентированный практик должен точно диагностировать наличный комплекс проблем и предложить лечение, к-рое останавливает действие патогенных факторов или вызывает их обратное развитие. Напр., пациент может сообщить, что данные проблемы появились впервые и длятся в течение неск. недель: потеря удовольствия от мн. повседневных занятий и интереса к ним, усталость, снижение уровня физ. активности, отсутствие аппетита, значительное изменение веса, мысли о смерти или самоубийстве, трудность сосредоточения, чувство безнадежности, вины и/или малоценности. Психиатр, обследующий данного больного, может прийти к выводу о том, что этот симптомокомплекс соответствует критериям большого депрессивного эпизода согласно DSM-IV. Исходя из предположения, что большой депрессивный эпизод является расстройством, вызванным внутренними нейрохимическими и нейроэндокринными отклонениями, психиатр скорее всего пропишет лекарство, предназначенное для коррекции или модификации предполагаемого патогенного процесса. Сходный набор предположений характеризует подход М. м. к п., хотя гипотетические патогенные процессы здесь другие. Как и биомедицинская модель заболевания, мед. модель постулирует, что первичная причина проблем поведения локализована в границах индивидуума. Предположение биомедицинской модели о биолог. этиологии заменяет здесь постулат интрапсихического детерминизма, согласно к-рому проблемное поведение вызвано нарушением регуляции гипотетических внутренних психол. процессов. Много примеров таких психол. "патогенных факторов" (напр. психотравма в раннем детстве, бессознательные мотивации, патологическое развитие Я, фиксации психосексуального развития, неосознаваемые механизмы психол. защиты и нарушенные объектные отношения) могут быть найдены в психоан. и психодинамических объяснениях психопатологических процессов. Исходя из того, что интрапсихические факторы рассматриваются в качестве первичной причины поведенческих проблем, процедуры лечения и оценки его результатов обычно направлены на идентификацию и коррекцию интрапсихических дисфункциональных психол. процессов. Если вернуться к приведенному выше примеру большого депрессивного эпизода, практик психиатрического здравоохранения, придерживающийся традиционной мед. модели, может тщательно расспрашивать пациента о действии недавних стрессоров или же об утратах в детстве. Потенциальной гипотезой, направляющей это исслед., будет то, что специфические недавние стрессоры (напр. разрыв с другом) могли стимулировать мощные неосознаваемые побуждения и конфликты, связанные с реальной или воображаемой потерей большого субъективного значения, испытанной в детском возрасте (напр. уход или отвергание со стороны одного из родителей). Т. о., психол. патогенным фактором, вызвавшим депрессивные симптомы, является неосознаваемый конфликт, запущенный недавним событием, но коренящийся в раннем детстве. Для облегчения состояния дистресса практик психиатрического здравоохранения может предложить лечебную стратегию, ориентированную на то, чтобы помочь больному вполне осознать значение детской психотравмы и связанного с ней интрапсихического конфликта. Можно ожидать, что вооруженный инсайтом пациент а) более реалистично оценит тяжесть недавних стрессоров и б) будет более эффективно контролировать свои эмоциональные реакции в будущем. Кроме того, предполагается, что если вмешательство, имеющее целью снятие симптомов, не будет направлено на глубинный конфликт, то оно не сможет обеспечить стойкого улучшения, поскольку действие психол. патогенного фактора будет продолжаться. Оценка медицинской модели психотерапии Данная модель подвергалась критике со стороны представителей поведенческого направления. Во-первых, идентификация недоступных объективному наблюдению (и часто количественной оценке) гипотетических конструктов в качестве первичных причин поведения часто приводит к тавтологическим объяснениям поведенческих расстройств. Вот простой пример тавтологического объяснения: Вопрос. Почему этот человек пьет воду? (Наблюдаемое поведение.) Ответ. Потому что у него жажда. (Недоступное наблюдению интрапсихическое состояние, приводимое в качестве объяснения.) Вопрос. Откуда вы знаете, что у него жажда? Ответ. Потому что он пьет. Рассмотрим теперь два более сложных - хотя и построенных в той же манере порочного круга - объяснения поведенческих проблем, приведенных в табл. 1. Как явствует из этих объяснений, проблемное интрапсихическое состояние идентифицируется методом индукции благодаря наблюдаемому дисфункциональному поведению. В то же самое время, однако, единственным доступным эмпирическим свидетельством, подтверждающим наличие интрапсихического состояния, является наблюдаемое проблемное поведение. Т. о. использование недоступных наблюдению гипотетических конструктов может вести к псевдокаузальным объяснениям. Таблица 1. Тавтологические объяснения поведенческих проблем Возможное объяснение ночного энуреза Вопрос родителя: Почему моя дочка мочится в постель? Ответ терапевта: Потому что она боится надвигающегося развода родителей и бессознательно пытается получить эмоциональную поддержку путем регрессии к более ранним стадиям развития. Вопрос родителя: Откуда Вам известно, что она бессознательно пытается получить эмоциональную поддержку путем регрессии? Ответ терапевта: Потому что она мочится в постель. Возможное объяснение самоповреждающего поведения Наблюдение: Психически больной в стационаре постоянно бьется головой об стену, следствием чего является отслоение сетчатки и возможная слепота. Объяснение врача: Я думаю, что пациент, возможно, стал свидетелем психотравмирующего события в то время, когда был ребенком. Это поведение представляет собой бессознательную попытку путем слепоты сделать так, будто он этого события никогда не видел. Вопрос бихевиориста: Какие доказательства у Вас есть для подтверждения этой гипотезы? Ответ врача: Стучание головой и теория. Во-вторых, критики мед. модели указывают на то, что до сих пор не приведено достаточных эмпирических доказательств осн. допущений, на к-рые опирается эта модель: а) интрапсихические факторы (при условии их адекватного операционального определения и измерения) влияют на частоту появления проблемного поведения, б) инсайт вызывает адаптивное изменение поведения и в) модификация поведения без воздействия на глубинные причины в конце концов закончится возвратом симптомов. В-третьих, критика касается постановки диагноза и этикетирования. Мед. модель имеет тенденцию этикетировать людей или личности, а не их поведение. Следовательно, приверженцы этого подхода могут быть склонны к восприятию пациентов более дисфункциональными, беспомощными и менее поддающимися лечению. Наконец, подход в рамках мед. модели не признает в достаточной мере важность ситуативных и средовых детерминирующих факторов поведения. См. также Антабус, Клиническое суждение, Судорожная шоковая терапия, Нейрохимия, Физиологическая психология, Психоэндокринология, Соматопсихика У. О"Брайен

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психотерапия суицидоопасного кризиса: психологическая модель восстановления переживания

Погодин И.А.
Статья посвящена особенностям психотерапии с людьми, переживающими суицидоопасный кризис. Автором предлагается модель психологической помощи суицидентам, основанная на восстановлении процесса переживания суицидогенной ситуации. Терапия рассматривается в качестве процесса, каждый этап которого имеет свои собственные, определяющие его задачи. Предложенная психотерапевтическая модель иллюстрируется описанием случая, в центре внимания которого находится терапевтическая работа с клиентом в суицидоопасном кризисе, спровоцированном ситуацией острого горя.
Скачать PDF

Интегративная модель психотерапии посттравматического стрессового расстройства у полицейских

Клюева Н.В., Никишина В.Б., Недуруева Т.В.
В статье представлена интегративная модель психотерапии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у полицейских, имеющих опыт участия в контртеррористических боевых действиях, как новой теории, методологии и практики психологии. Разработанная модель психотерапии включает в себя четыре уровня реализации: динамический, экзистенциальный, нарративный и когнитивный, что, в свою очередь, определяет ее эффективность в снижении проявлений ПТСР. В результате оценки эффективности интегративной модели психотерапии ПТСР по качественным Критериям эмпирически доказано снижение по уровню проявлений ПТСР у полицейских, имеющих опыт участия в контртеррористических боевых действиях, а также выявлены качественные изменения проявлений, диагностически связанных с ПТСР: повышение общего уровня осмысленности жизни, общего уровня саморегуляции, уровня жизнестойкости и положительная динамика в конструировании событийного пространства собственного будущего.
Скачать PDF

Модели и фокусы психообразования в медицинской практике

Серых Алла Равильевна, Иванова А. Р.
Анализируются основные модели, цели и фокусы психообразования в практике лечения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Определение данных компонентов психообразования позволит внедрить эффективные психообразовательные программы в практику лечения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать PDF

Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики

Червинская Ксения Ральфовна
Обобщен опыт исследований в области инженерии знаний, отражен опыт, накопленный в процессе разработки экспертных систем в области медицинской психодиагностики. Описана методология построения моделей интерпретации тестовых данных, основанная на психологической концепции извлечения экспертных знаний, проанализирована феноменология экплицирования этих знаний. Как пример реализации концепции представлена модель интерпретации данных тестирования по методике «Семантический дифференциал времени» (СДВ).
Скачать PDF

Динамика показателей стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа в условиях реализации модел

Трофимова Г.А., Лавровский С.Н., Савельева А.В.
Implementation developed an organizational model for the formation of health-behavior can make stress-resistant medical college graduates with a favorable psychological status.
Скачать PDF

Обоснование профессионально-личностной модели специалиста медицинского профиля

Абдулгалимов Рамазан Меджидавич
Скачать PDF

РАЗРАБОТКА ЦЕЛОСТНОЙ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ МЕТОДОМ РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЁТОК

Прохорова Мария Вячеславовна, Ларина Анна Леонидовна
В статье представлены основные положения исследования, целью которого было разработать целостную модель компетенций медицинского представителя с использованием метода репертуарных решёток. В исследовании приняли участие 9 региональных менеджеров 6 фармацевтических компаний, которые оценивали личностные и профессиональные качества, проявляющиеся в работе 47 медицинских представителей. Разработанная методом репертуарных решёток целостная модель компетенций медицинского представителя включает 15 качеств, которые представлены как биполярные конструкты, имеющие положительный и отрицательный полюсы. Выявленные компетенции объединяются в четыре группы по двум основаниям (профессиональные/ личностные; концептуальные/ операционные): когнитивные, функциональные, мета, социальные компетенции.
Скачать PDF

Рефлексивная самодиагностика учебно-познавательного опыта студентов в «обогащающей модели» учебного

Кибальченко И.А.
Скачать PDF

Гомеостатические модели влияния психоэмоциональной напряженности на риск психосоматических заболеван

Красковский Антон Борисович, Носов Алексей Викторович, Шаталова Ольга Владимировна
Рассмотрена взаимосвязь психоэмоциональной напряженности с риском развития психосоматических заболеваний, предложены методы построения моделей оценки риска, базирующихся на нейронных сетях.
Скачать PDF

Модель социально-психологической безопасности субъекта отношений

Эксакусто Татьяна Валентиновна
Социально-психологическая безопасность рассматривается как состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.
Скачать PDF

Модель психологического сопровождения профилактической работы с семьей ребенка-инвалида с ДЦП в сист

Иванова В. С., Грицкевич Н. К.
Рассматриваются основополагающие научные основы и психологическая практика помощи детям с особенностями психического развития в системе специального образования.
Скачать PDF

Оценки и модели реальности в когнитивных науках

Сутужко Валерий Валериевич
In given clause is shown, that the reality in cognitivistics, studying cognitive opportunities of the person recently is most productively modeled and estimated. Modern cognitive sciences unite set non-comparable before models and the estimations of a reality presented in cognitive psychology, gnoseology, linguistics, neuropsychology, psychosemantics, cybernetics, and the mathematician, concepts of an artificial intellect, informatics and a computer science. The understanding of a reality ambiguously also depends on a method of its knowledge. Модели реальности / models of reality, Когнитивные науки /cognitive sciences
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!