Mach) Эрнст (1838-1916) -австрийский физик, философ, психолог. Представитель эмпириокритицизма. Профессор, действительный член Венской академии наук. Образование получил в Венском университете, где с 1855 г. обучался физике, философии, математике. В 1860 г. защитил диссертацию (Ober elektrische Entladung und Induktion), с 1861 г. М. — приват-доцент физики Венского ун-та, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств. Был в близких дружеских отношениях с Й. Брейе-ром, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата. После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора М. переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864 г. он — профессор математики, с 1866 г. — профессор физики, с 1867 г. — профессор унта Праги, где выполнял функции декана (1872-1873) и ректора (1879-1880). В 1883—1884 гг. — ректор пражского Немецкого ун-та. В 1895 г. возвращается в Вену, возглавляет кафедру истории и теории индуктивных наук в Венском ун-те (1895— 1898), затем до 1901 г. — профессор философии. С 1898 г. М. был вынужден из-за болезни устраниться отдел идо 1913 г. жил в Вене, а затем переехал под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан Союз Эрнста Маха, организованный по инициативе членов Венского кружка, который работал прежде всего на ниве просвещения. В философском плане М. отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дис-криптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) М. противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886 г. М. сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат — нейтральный опыт, который состоит из элементов опыта. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал М., заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них представляет собой ощущения, связанные с живым телом (настроения, чувства), обозначаемые как Я. Я — принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории Я повлияла затем на учение У. Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г. Бар, Р. Музиль). М. проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия, в частности придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения, когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки (Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen, Jena, 1886, в Рус пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого барабана Маха, а латентное торможение — при помощи полос Маха. М. автор трудов: Die Lehre von den Bewegungsempfindungen, 1875; Beitrage zur Analyse der Empfindungen, Jena, 1886; Die Erkenntnis und lrrtum, 1905. В рус. пер. также изд. труды: Познание и заблуждение , М., 1909; статьи в Сб. Новые идеи в философии (Философское и естественно-научное мышление, сб. 1; Основные идеи моей естественно-научной теории познания, сб. 2., СПб., 1912). И.М. Кондаков